Будущее закладывается сегодня
С каждым годом концерты участников двух стажёрских программ Сан-Францисской Оперы, двухмесячной Мерола Опера Програм и двухгодичной Адлер Феллоус, привлекают всё большее внимание публики и пользуются всевозрастающим успехом. И это не случайно: состав стажёров интенсивно пополняется талантливыми певцами и певицами, которые будут определять уровень оперного искусства уже в ближайшем будущем. Стажёры совершенствуются в овладении несколькими иностранными […]
С каждым годом концерты участников двух стажёрских программ Сан-Францисской Оперы, двухмесячной Мерола Опера Програм и двухгодичной Адлер Феллоус, привлекают всё большее внимание публики и пользуются всевозрастающим успехом. И это не случайно: состав стажёров интенсивно пополняется талантливыми певцами и певицами, которые будут определять уровень оперного искусства уже в ближайшем будущем.
Стажёры совершенствуются в овладении несколькими иностранными языками, работают над улучшением звукоизвлечения и вокальной техники, изучают фехтование и другие элементы сценического поведения, а главное – готовят оперные роли, большие и малые. В малых ролях им предоставляется возможность выступать в текущем репертуаре нашей Оперы, где они набираются опыта, работая бок о бок с выдающимися мастерами. Большие роли они выучивают в качестве дублёров ведущих исполнителей: мало ли что может случиться… Запомнилось несколько случаев, когда стажёры программы Адлер Феллоус весьма успешно заменяли заболевших исполнителей ведущих ролей.
В недавнем гала-концерте программы Адлер Феллоус, состоявшемся в Herbst Theatre, принимали участие 8 стажёров и оркестр нашей Оперы. Зал был полон. Оркестр находился на сцене; руководил им дирижёр и пианист Марк Мораш, возглавляющий музыкальную часть в Сан-Францисском Оперном Центре. Концерт начался с исполнения увертюры к опере «Руслан и Людмила». Увертюра прозвучала прекрасно, как и последующие произведения, но мне показалось, что, сопровождая вокальные номера, оркестр играл излишне громко. Каждый вокалист выходил на сцену, как минимум, дважды, в первом отделении и вовтором. Все обладают красивыми голосами, как правило, достаточно большими. У большинства в прошлом – победы на разных конкурсах и некоторый опыт оперного исполнительства.
Первой вышла на сцену израильтянка Майя Лахьяни (меццо-сопрано), исполнившая арию обольстительницы Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Мы уже знакомы с Майей, она была прошлогодней участницей Мерола Опера Програм. У неё хорошая внешность и красивый голос, но пела она холодновато и не очень ровным звуком. Видимо, волновалась. Во втором отделении Лахьяни вместе с бывшим баритоном Брайеном Джегдом, сравнительно недавно перешедшим в лирические тенора, исполнили сцену из последнего акта оперы «Кармен». Оба были в образе, пели со страстью и ненавистью, голоса их звучали замечательно. Джегд появлялся ещё дважды, исполняя арию Каварадосси из «Тоски» и участвуя в сцене из оперы Массне «Таис». У Брайена – чарующей красоты свободно льющийся мягкий голос, хорошая внешность и понимание существа образа.
Примерно то же можно сказать и о баритоне Остине Нессе. Очень красивый большой голос, безукоризненное дыхание, завидная внешность. Он исполнил арию Форда из оперы Верди «Фальстаф» и пел в сцене из оперы «Таис». Будучи участником Мерола Опера, он спел заглавную роль в опере Моцарта «Дон Жуан». Сопрано Сэра Картлэнд исполнила арию Эльвиры из оперы Беллини «Пуритане». Очень светлое звучание, близкое к открытому, может быт уместным при исполнении партии субретки, но никак не подходит для исполнения трагедийных партий. А вот и ещё одна певица, колоратурное сопрано Сусанна Биллер. Тоненькая, изящная певица с голосом средней величины (а больше и не требуется для колоратурного сопрано), она обладает превосходной техникой и большим сценическим обаянием. Спела она сцену из оперы Генделя «Роделинда», а затем арию Офелии из оперы Тома «Гамлет». Пела проникновенно и создала волнующий образ.
В «Роделинде» партнёром Биллер был контратенор Райен Белонджи, который спел также арию Фарнаса из оперы Моцарта «Митридат, царь Понтийский». Почти в каждом составе стажёрских групп имеется хотя бы один контратенор – веяние времени. Белонджи поёт округлым благородным звуком и сдержан в физических проявлениях эмоций, но обладает хорошим вкусом. Были у него и интонационные погрешности, но, думается, он перспективный певец.
Разделились мнения по поводу сопрано Лиа Кросетто. Она одна из наиболее титулованных участниц Адлер Феллоус. Участвовала в Мерола Опера Програм 2008, участвовала во многих спектаклях Сан-Францисской Оперы, пела с оркестрами Рикардо Мути и Густаво Дудамеля. Дала концерт в Сан-Франциско в серии «Швабахер – дебютный концерт». Она очень крупная женщина и обладает большим и красивым голосом. Но выбрала она арию Виолетты из «Травиаты». Не думаю, что это лучший для неё выбор. Колоратурные пассажи звучали тяжело, а при исполнении второй, более живой, части арии певица тяжело ступала по сцене, что никак не ассоциируется с характером музыки. Значительно лучше Кросетто выглядела в сцене из оперы Россини «Вильгельм Телль», которую она исполнила вместе с тенором Дэйвидом Ломели. О нём я писал в прошлом сезоне.
Ломели, безусловно, является украшением Адлер Феллоус. В течение прошедшего года его голос стал несколько плотней и обогатился новыми обертонами. Он спел несколько довольно солидных партий в Опере Сан-Франциско и во многих ведущих европейских театрах. У него большой для лирического тенора голос необыкновенной красоты и всё более проявляющаяся артистичность. Его блестящее выступление (он спел арию Калафа из оперы Пуччини «Турандот» в сопровождении остальных участников Адлер Феллоус) завершило программу вечера. Ломели выглядит уже более цивилизованно, чем год назад, хотя иногда и сейчас проявляет подростковую неловкость. И надо бы ему похудеть ещё больше: может, я неправ, но мне кажется, что у лирического тенора ширина лица не должна превосходить высоту.
Публика восторженно реагировала на выступления молодых артистов.
Прошедший концерт, как и концертные выступления других стажёрских групп, вселяют уверенность, что будущее оперного искусства – в надёжных руках.