Богема и натуральные сцены из ее жизни
Можно перечислить огромное количество выдающихся опер, и среди них достойно выглядит опера Пуччини «Богема». Но трудно объяснить, почему именно она является чуть ли не самой популярной. Может быть, потому, что Пуччини противопоставляет здесь реальную жизнь гипертрофированным чувствам легендарных героев? Статистика – дама, далёкая от эмоций, она оперирует только числами, которые не вызывают сомнения. Впервые «Богема» […]
Можно перечислить огромное количество выдающихся опер, и среди них достойно выглядит опера Пуччини «Богема». Но трудно объяснить, почему именно она является чуть ли не самой популярной. Может быть, потому, что Пуччини противопоставляет здесь реальную жизнь гипертрофированным чувствам легендарных героев?
Статистика – дама, далёкая от эмоций, она оперирует только числами, которые не вызывают сомнения. Впервые «Богема» была исполнена в 1896 году, ей выдал путёвку в жизнь великий Артуро Тосканини. До Сан-Франциско она дошла лишь в 1923 году, но с того времени ставилась здесь ещё 46 раз (включая 13 спектаклей нынешнего сезона), причем при переполненных залах. Статистика не сообщает при этом, сколько было взрывов смеха и сколько было пролито слёз.
В нынешнем сезоне в «Богеме» принимали участие два состава ведущих певцов, тогда как остальные партии были исполнены в обоих составах одними и теми же людьми. Дирижировал спектаклями второй дирижёр Оперы, Джузеппе Финзи. В последовавших рецензиях были высказаны некоторые замечания в его адрес. Я побывал на двух спектаклях с разными исполнителями главных партий и не заметил каких-либо недостатков в звучании оркестра и певцов. Эта постановка является совместной с Хьюстонской Гранд Оперой и Канадской Оперной Компанией в Торонто. Поставил спектакль дважды лауреат премии «Тони» Джон Кэйрд, это был его успешный дебют в нашем городе. Сценичеким дизайнером был Дэвид Фарли.
Все трое, работая совместно, сумели добиться исполнения четырёхчастной оперы – полностью, без всяких сокращений – лишь с одним антрактом. Это позволило начинать спектакли в 7:30 вечера (как и все остальные в нынешнем сезоне) и заканчивать в 10:00, что предоставляет публике возможность меньше нервничать ко времени завершения представления, опасаясь опоздания на разные виды транспорта. Но пришлось основательно потрудиться, чтобы придумать, как изменить декорации для следующей сцены без потери времени. Решение оказалось достаточно остроумным, не требующим закрытия занавеса, и может быть использовано в последующих постановках.
Ассистентами постановщика были Хосе Мариа Кондеми (мы знакомы с его многими таланливыми постановками как в Сан -Хосе Опера, так и у нас), Е.Риид Фишер и Морган Робинсон.
Приведу список исполнителей. Если указан лишь один исполнитель, значит, он участвует в обоих спектаклях. Если же указаны два, то первый из них был участником спектакля 3 декабря, а второй – 5 декабря.
Художник Марчелло, баритон, – Брайен Маллиген, Алексей Марков
Поэт Рудольф, тенор, – Мишель Фабиано, Джорджо Берруджи
Музыкант Шонар, баритон, – Хедли Адамс
Философ Коллен, бас-баритон, – Христиан ван Хорн
Бенуа и Альциндор, бас-баритон, – Дейл Трэвис
Мими, сопрано , – Лиа Кросетто, Алексиа Воулгаридоу
Мюзетта, сопрано, – Элли Ден, Надин Сиера
Таможенный сержант, баритон, – Боян Кнежевич
Таможенный офицер, баритон, – Торлеф Борстинг
В центре Парижа в небольшой комнатке на чердаке высокого дома дружно живут четверо «великих людей», юношей, ищущих своё место в жизни. Они веселы, беспечны и легко переносят житейские невзгоды. Наделены талантами, но ещё не успели воплотить их в жизнь. Когда к ним заявляется владелец дома (бас-баритон Бенуа) с целью получить оплату за несколько прошлых месяцев, они подпаивают его, и он мирно покидает их, забыв о цели своего визита. Друзья расходятся, но один из них , поэт Рудольф, остаётся, чтобы закончить заказанную статью. Кто-то осторожно стучит в дверь, и перед ним предстаёт молодая красивая девушка (сопрано Алексиа Воулгаридоу или хорошо нам знакомая Лиа Кросетто в партии Мими) с просьбой зажечь её свечу. Они знакомятся, каждый рассказывает что-то о себе ( в двух знаменитых ариях). И через некоторое время они почувствовали, что влюблены друг в друга. Так выглядит завязка этой истории.
В роли Рудольфа выступили теноры, итальянец Берруджи и тридцатилетний американец Фабиано. Мы впервые встретились с Фабиано три года назад , когда он исполнял в опере «Лукреция Борджиа» роль внебрачного сына главной героини и произвёл на всех очень сильное впечатление. Вторично мы с ним встретились во время событийного исполнения двумя оперными театрами, нашим и неаполитанским Сан-Карло, «Реквиема» Верди. Сейчас Фабиано считается одним из лучших теноров мира. Его голос, весьма красивого тембра и очень широкого диапазона, стал ровнее, мягче и полётней. Он легко справляется со всеми необходимыми верхними нотами, а поёт ещё выразительней, чем прежде
Джорджо Берруджи впервые выступает в Сан-Франциско. Он обладает красивым голосом и высокой культурой пения. Его репертуар чрезвычайно велик. География выступлений впечатляющая: назову лишь Амстердамский Концертгебоув, Миланский Ла Скала, Лондонский Вигмор Холл и т.п.
В декабре обе исполнительницы партии Мими вокально были равноценны, хотя сценически греческая певица Боулгаридоу выглядела предпочтительней.
Партию Марчелло исполнял третьего декабря американский баритон Брайен Маллиген. В Сан-Франциско его хорошо знают. Он обладает большим голосом очень красивого тембра и благородной манерой пения. Ему удалось за последние годы значительно похудеть, что улучшило не только его пение, но и его внешний вид. Думаю, ему не стоит останавливаться на полпути. Он очень востребован, выступал с самыми престижными оркестрами США и на лучших сценах страны, включая Метрополитен Опера. А вторым исполнителем партии Марчелло был российский баритон Алексей Марков. Высокий рост, хорошая фигура, красивая внешность и большой и красивый голос позволили ему создать полнокровный образ Марчелло. Чуть ниже я познакомлю читателей с Марковым более подробно.
Во втором акте первого отделения оперы мы увидели знаменитые сцены в Латинском квартале в канун Рождества. А уж как замечательны те, где участвуют неугомонные дети! Конечно, эти и другие сцены несопоставимы с теми, которые продемонстрировала недавно Метрополитен Опера: там они совершенно фантастичны, не говоря уже о том, что в них участвуют сотни людей и невероятная техника. Но всё же и в Сан-Францисской опере эти сцены оказались очень насыщенными яркими событиями и кипучими страстями.
Но центальным событием на сцене стало появление очень странной пары, молодой красавицы Мюзетты, дамы не очень строгого поведения, пышущей здоровьем и энергией, и знаменитого своим богатством Альциндора, ее любовника, который годится ей в дедушки. Мюзетта и Марсель прежде были возлюбленными, и Марсель порвал с ней отношения, узнав о её «параллельных» похождениях. Сейчас она старается любой ценой привлечь к себе его внимание, а он упорно не замечает её. Немедленно созревает план действий: одна из туфель Мюзетты так жмёт ногу, что потребовалось немедленно отправить Альциндора покупать вторую пару туфель.
За время отсутствия Альциндора Мюзетта и Марсель не только помирились, но и исчезли вместе со всей компанией, а Альциндору, по письменному указанию любовницы, ещё пришлось оплатить не только свои расходы, но и расходы всей компании.
Мюзетты Эли Ден и Надин Сиера были очень хороши и естественны. Надин мы очень хорошо знаем по прежним её партиям, с Эли же познакомились только на этих спектавлях. Вокально, сценически и внешне обе Мюзетты, активные, чрезмерно развязные и помыкающие своими любовниками, были очень гармоничны и убедительны. Но всё же мне показалось, что предыдущие работы Сиеры в нашем театре были более интересными.
События третьего акта (второе отделение) происходят на окраине Парижа, рядом с таверной, в которой временно поселились Марсель, выполняющий заказ хозяина таверны, и Мюзетта. Этот район живёт своей жизнью. Появляется Мими, бледная, измождённая и очень больная. То и дело её одолевает тяжёлый кашель.Марсель уже давно её оставил по каким-то вымышленным причинам. Сейчас она разыскала таверну и хочет уговорить возлюбленного вернуться к ней. Появляется Рудольф, ночевавший у Марселя. Спрятавшаяся Мими слышит всю беседу друзей и с ужасом узнаёт, что её болезнь называется чахоткой, и её судьба предрешена. Потрясённая, она выходит из своего укрытия. Охваченный жалостью, Рудольф обнимает её. Они договариваются съехаться опять. Здесь же разразился скандал между Марселем и Мюзеттой, которая опять с кем-то кокетничала. Они высказали всё, что думают друг о друге, и разбежались в разные стороны.
И последний акт. Друзья опять в своей мансарде. Кто-то из них приносит какую-то еду (отнюдь не с королевского стола). Они с аппетитом съедают всё, а потом начинают веселиться и даже танцевать. Появляется встревоженная Мюзетта, сообщающая, что только что встретила совсем больную Мими, которая не в состоянии подняться на верхний этаж.
Друзья помогают Мими подняться наверх и укладывают её на какую-то лежанку. В забытьи она мечтает о муфте, которая бы согрела её руки. Денег ни у кого нет, но всем ясно, что понадобятся расходы. Мюзетта вынимает из ушей серьги, другие выкладывают что у кого есть. Все разбегаются, оставляя Мими с Рудольфом, которым есть о чём поговорить.
Возвращаются друзья. Они приносят муфту, другие нужные вещи и лекарства.Счастливая Мими прячет руки в муфту и засыпает, чтобы никогда не проснуться.
Оба коллектива достойно справились с поставленными задачами и создали два не самых выдающихся, но вполне хороших спектакля и познакомили любителей музыки Сан-Франциско с новыми именами молодых талантливых артистов.
Напоследок – несколько слов о баритоне Алексее Маркове. Он родился в 1977 году в Выборге. Окончил музыкальную школу по классу гитары, играл на трубе в джаз-оркестре. В возрасте 22 лет начал петь в церковном хоре, а через два года отправился в Петербург, чтобы профессионально заниматься вокалом. Вначале обучался частным образом, а потом поступил в Академию молодых певцов Мариинского театра. С 2008 года является солистом оперной труппы этого театра.
Успешно выступал в Метрополитен Опера, в оперных театрах Цюриха, Мюнхена, Франкфурта, Дрездена, Мадрида и других. В 2009 году получил престижную национальную театральную премию «Золотая маска» за исполнение партии Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы». Победитель нескольких других конкурсов, российских и международных.
В его репертуаре – Евгений Онегин, Лионель в «Орлеанской деве», Андрей Болконский в «Войне и мире» Прокофьева, Граф ди Луна в «Трубадуре», Дон Карлос в «Силе судьбы», Жорж Жермон в «Травиате», Скарпиа в «Тоске», Хореб в «Троянцах» Берлиоза и многие другие партии, а также ряд концертных программ.
Женат на Екатерине Галановой – экс-балерине Мариинского театра, являющейся теперь директором Международного фестиваля балета Dance Open.
Выступление Маркова в Сан-Франциско заслуживает высокой оценки.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско