Блестящий концерт в Дэвис Симфони Холл
Недавно оркестр Сан-Франсиско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса исполнил необычную программу, состоящую из произведений Кейга, Мендельсона и Стравинского. Я побывал на втором концерте. Зал был полон. В конце первого отделения публика реагировала с такой интенсивностью, что крах зала казался неизбежным. Представьте себе, обошлось. Это была реакция слушателей на звучание Скрипичного концерта ре минор Мендельсона, […]
Недавно оркестр Сан-Франсиско Симфони под руководством Майкла Тилсона Томаса исполнил необычную программу, состоящую из произведений Кейга, Мендельсона и Стравинского. Я побывал на втором концерте.
Зал был полон. В конце первого отделения публика реагировала с такой интенсивностью, что крах зала казался неизбежным. Представьте себе, обошлось. Это была реакция слушателей на звучание Скрипичного концерта ре минор Мендельсона, но примерно такая же реакция была и на исполнение произведений Кейга и Стравинского.
Началась программа с исполнения музыки к балету Джона Милтона Кейга «Времена года», сочинённого им в 1947 году по мотивам либретто хореографа Куннингама с использованием теории и практики музыкальных приёмов, присущих всё ещё модному в те времена направлению «формализм». В одной из первых рецензий на постановку балета о музыке было сказано коротко и ясно: «Это ужас». Но были отзывы и прямо противоположного толка. В Сан-Франциско эта музыка была исполнена только однажды, в 1986 году, а вторично – в описываемом концерте.
Музыка балета состоит из девяти частей. Во время сочинения Кэйг находился под большим влиянием индейской эстетики и музыки, что не могло не отразиться на его сочинениях. Так, зима ассоциируется с исследованием, весна – с созиданием, лето – с сохранением, а осень – с разрушением. Но вот прозвучало несколько иное восприятие природы Кейгом: зима кажется сравнительно спокойной, весна ассоциируется с грозами, ручьями и появлением туч. Лето – с надеждами и радостями. А вот и осень – с ударами грома. Но погода успокаивается. Мы слышим мягкие, спокойные звуки природы.
До сих пор отношение рядовых слушателей и даже музыкантов к творчеству Кейга представляется очень неоднородным, и поэтому решение Томаса включить в программу концерта «Времена года» выглядело достаточно рискованным. Однако действительность опрокинула все опасения.
Наряду с данью предыдущим увлечениям композитора, мы почувствовали в значительно большей степени сердечное отношение автора к природе и человечеству и как бы своеобразный отчёт Кейга о состоянии сердец людей нашей эпохи другому автору других «Времён года», Вивальди. Томас и оркестр почувствовали в полной мере это дыхание эпох и самоотверженно донесли его до слушателей.
Вторым номером программы стало одно из лучших и самых знаменитых произведений для скрипки, Скрипичного концерта ми-бемоль минор , Ор.64 Феликса Мендельсона в исполнении нидерландской скрипачки Янины Янсен в сопровождении нашего оркестра во главе с Майклом Тилсоном Томасом. Янина дебютировала в Сан-Франциско в 2005 году и произвела очень хорошее впечатление, но ныне она продемонстрировала ещё более высокий уровень исполнительства: замечательное звучание инрструмента (скрипка Страдивари), безукоризненную технику, глубокое понимание произведения, что позволило ей не ходить по чьим-то следам, но найти собственные толкования тех или иных эпизодов достаточно заигранного сочинения, создавая атмосферу особого доверия публики к её игре. Самые сложные в техническом отношении части она подает с такой лёгкостью и свободой, что у многих сидящих в зале, включая и автора этой статьи, невольно возникало желание испробовать свои возможности, исполняя эти невинные фразы. Ко всеобщему счастью, эти идеи не были воплощены в жизнь. Бушующий зал вынудил скрипачку сыграть на бис Партиту Баха для скрипки соло №2 ре минор. И добавление специально для женщин: платье на пианистке было образцом вкуса и скромности и очень шло ей.
Янина родилась в 1978 году в музыкальной семье, училась игре на скрипке с шестилетнего возраста. Занималась в разных консерваториях у разных педагогов, включая и Бориса Белкина, успехи которого в подготовке скрипачей стали легендарными. Её партнёрами на сценах были многие выдающиеся музыканты, включая Юлиана Рахлина, Юрия Башмета, Генриха Шиффа, Миши Майского и т.д., и она выступала с такими дирижёрами, как Владимир Ашкенази, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв и другие.
Очень интересным было и второе отделение концерта. Исполнялась музыка Игоря Стравинского к одноактому балету «Пульчинелла» и песни «от Перголези».
Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971), выдающийся русский композитор, создавал музыку к балету «Пульчинелла» в 1919-1920 годах. Первое исполнение осуществил Русский балет Дягилева в том же 1920 году на сцене Парижской оперы; сценарий и хореография Леонида Мясина, а костюмы и сценическое оформление – Пабло Пикассо. Сан-Франциско Симфони впервые поставил этот балет в 1982 году. Последнее по времени исполнение этого балета состоялось в 2009 году. Дирижировал МТТ.
Созданию «Пульчинеллы» предшествовала огромная работа, в результате которой были изъяты все элементы, заимствованные у Перголези, которые впоследствии были использованы для других целей. «Пульчинелла» стала независимым произведением Стравинского. На все претензии, связанные с рождением музыки для нового балета, композитор ответил следующим образом: «Вы «уважаете», а я люблю». Сюжет балета является типичной комедией масок, которая счастливо завершается четырьмя браками.
Во втором отделении концерта, помимо музыки к балету «Пульчинелла», исполнялись отдельные музыкальные номера, приписываемые (иногда без достаточных оснований) Перголези. Их очень выразительно и убедительно исполняли меццо-сопрано Пибоди Саусвелл, тенор Мэтью Невлин, бас-баритон Лука Писарони. Публика слушала их с большим вниманием и последующим одобрением.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско