Бегут не от евреев
Широко шагают по миру праздники, имеющие под собой библейскую подоплеку – католическая и протестантская Пасхи, еврейский Песах, Пасха православная. Где бы ни находились в период с конца марта по начало мая представители всех христианских конфессий, а также течений иудаизма, все они каждый по-своему находят в своих канонических книгах повод для оптимизма. И лишь воспринявшие вместе […]
Широко шагают по миру праздники, имеющие под собой библейскую подоплеку – католическая и протестантская Пасхи, еврейский Песах, Пасха православная.
Где бы ни находились в период с конца марта по начало мая представители всех христианских конфессий, а также течений иудаизма, все они каждый по-своему находят в своих канонических книгах повод для оптимизма. И лишь воспринявшие вместе с детским питанием стихийный агностицизм или удобный для жизни в стране советов атеизм, к коим автор вынужден отнести и себя, лишь эти люди для того, чтобы не чувствовать себя совсем уж лишенными чувства исторической ретроспективы, равно как и исторической же перспективы, оглядываются, пусть и не слишком далеко, на пройденный миром, в котором они живут, путь, и пытаются прозреть путь предстоящий.
Может быть, в какие-то времена это и было занятием приятным и полезным, ныне же – увы, увы и увы…
Переселение народов отнюдь не является напастью, свойственной лишь нынешним годам. Письменные источники, начиная с древнейших, пестрят сообщениями о том, что, дескать, такой-то царь, герой или вождь, повел свой народ туда-то, и, победив в кровавой схватке того-то (царя, героя или вождя), основал там-то новое государство.
Даже лишенные какой бы то ни было религиозной окраски советские учебники истории излагали предмет подобным образом. Конечно, эти учебники объясняли происходившие в достопамятные времена события сугубо марксистским образом, как, например, борьбой народов против иноземных захватчиков или местных тиранов, в ходе которой цели народов временно совпадали с целями возглавивших борьбу личностей (Спартак там или Пугачев, к примеру). И оставалось только удивляться, почему, освободившись от иностранного супостата, тот или иной народ не останавливался на госгранице, а шел все дальше и дальше, до тех пор, пока или не доходил до краев ойкумены, или не ассимилировался с теми, кто жил на землях, где наступательный порыв иссякал сам собой. Или почему освободителя от местного тирана освобожденный народ, который должен был быть благодарным ему, свергал под руководством очередного героя.
Нынешнее переселение народов в Европу, пройдя пик своей сенсационности, уверенно заняло место во всех без исключения рубриках новостных лент. В европейских странах для того, чтобы предотвратить переход границ мигрантами, используют армию. Финансовая сторона приема и размещения огромных масс людей обсуждается как национальными правительствами, так и европейскими комиссиями. Клерикальные же издания описывают омовение ног мигрантов и лобзание оных понтификом, а также счастливое отбытие с острова Лесбос двенадцати мигрантских душ, влекомых папой Франциском в Ватикан.
Своими действиями и высказываниями, связанными с проблемой мигрантов, понтифик вызвал смущение части своей европейской паствы. Слышен даже и ропот: католическим, мол, епископам следует больше заботиться о христианах Ближнего Востока, чем о беженцах. И даже поговаривают, что средства, расходуемые на мигрантов, могли бы быть израсходованы для поддержки европейских неимущих.
О времена, скажем мы вслед за древнеримским оратором, о нравы. И вспомним доступное нам, в силу облегченного изложения сложного вопроса, описание нравов в другие времена, данное Умберто Эко в «Имени Розы». Не впервые, оказывается, европейцы недовольны папой. Тем более, что нынешний является, как говорят нам энциклопедии, первым понтификом, происшедшим из Нового Света, и первым, после сирийца Григория III, правившего с 731 по 741 годы, неевропейца. И сказавшим о Европе такие слова: «Старый свет похож на бесплодную женщину».
Говорят даже, что Франциск сделал из критики нынешней Европы чуть ли не главную тему своего понтификата. И что он видит приход новых верующих откуда угодно, только не из этого континента. Стоит ли удивляться курсу на поддержку мигрантов?
Там, где начинаются амбиции, заканчивается здравый смысл. Это высказывание можно признать справедливым для обеих сторон. Папа настаивает на том, что мигранты – беженцы от войны. В основном из Сирии. Его европейские оппоненты возражают. Они говорят, что понтифика неправильно информируют и тот не знает, что среди мигрантов настоящих выходцев из Сирии только лишь около трети.
Не все ли равно, какой процент от общего количества мигрантов составляют сирийцы? Важнее понять, что большинство людей, перемещающихся ныне в европейские страны, не являются беженцами в том смысле, оперировать которым привыкло международное сообщество в годы после Второй мировой войны. ООН занималась людьми, оставлявшими свои жилища из-за угрозы, которую представаляли военные действия, в коих те не участвовали. Беженцев временно (именно временно) размещали в отведенных для них местах, предоставляя им защиту, питание и медицинскую помощь. После того, как угроза жизни беженцев признавалась неактуальной, они лишались этого статуса.
Нынешние мигранты, претендующие на статус беженцев, требуют не размещения в местах временного пребывания, они требуют доступа в одну из наиболее развитых европейских стран и предоставления им всех прав и привилегий, которые имеют тамошние граждане. Что, согласитесь, мягко говоря, накладно для национальных экономик государств, куда стремятся переселяющиеся народы.
Не будем больше говорить о плохом. О том, что переселенцы не желают учитывать особенностей тех мест, кои они одарили своим присутствием. О том, что основной контингент переселяющихся составляют мужчины призывного, как говорится, возраста, у которых, к тому же, в любой момент, как показывает практика, может на родине обнаружиться семья, страдающая от разлуки с кормильцем. А также о том, что среди прибывших имеются так называемые тикающие бомбы – люди, только и ждущие сигнала, чтобы приступить к действиям, которые им предписаны. И не все эти действия безопасны для окружающих.
То, что автор здесь изложил уважаемым читателям, настолько далеко от умиротворяющих картин, навеваемым праздниками, с разговора о которых мы начали беседу, что автору впору оставить клавиатуру (а ведь было время, когда речь могла идти о пере), заняться чем-нибудь более умиротворяющим, нежели раздумья о взаимоотношениях европейцев и всех иных. Но автор живет в Израиле, в той самой стране, в которой якобы и проистекают события, кои лежат в основе многих бед современности, и по этой самой причине автор считает необходимым всякий раз, когда его страну обвиняют во всех смертных грехах, напоминать тем, кто это делает, что все не так просто, как это кажется, а намного проще. Надо лишь помнить, что сирийцы и другие беженцы бегут не от евреев. И тогда все встанет на свои места.
Сергей ВОСКОВСКИЙ