Бардовская карма: от себя не уедешь
Во всяком случае, Леониду Духовному, который едва ли не всю свою сознательную жизнь создавал авторскую стихотворную песню, это так и не удалось. В середине сентября 1992 года он приехал в США, и очень скоро, 19 октября, на свет появился «Полуостров» – Клуб Стихотворной Песни, КСП, первая подобная организация в Сан-Франциско, да и на всем Западном […]
Во всяком случае, Леониду Духовному, который едва ли не всю свою сознательную жизнь создавал авторскую стихотворную песню, это так и не удалось. В середине сентября 1992 года он приехал в США, и очень скоро, 19 октября, на свет появился «Полуостров» – Клуб Стихотворной Песни, КСП, первая подобная организация в Сан-Франциско, да и на всем Западном побережье.
Уезжая в США, Леонид и не помышлял продолжать дело, которому отдал столько десятилетий. Казалось, клубы авторской песни, бардовские концерты, КСПэшные слеты, которые он организовывал, возглавлял, защищал, навсегда остались по ту сторону границы.
Но от судьбы не уйдешь, а от себя, как оказалось, и подавно. Леонид, совершенно неожиданно, прежде всего, для себя самого, страстно занялся организацией «Полуострова», который объединил в своих рядах «пишущую и поющую братию» из Сан-Франциско и Кремниевой долины.
Говорят, что идея родилась в автобусе, который вез веселую компанию в Рино. Хороводил той компанией, певшей Окуджаву, Визбора и т.д., Гриша Котляр, ставший впоследствии одним из руководителей «Полуострова». Дальнюю дорогу скрашивала гитара. Исполнение песен сопровождалось воспоминаниями о знаменитых бардах, о посиделках у костра, когда нельзя было нигде больше собраться, о многотысячных слетах клубов авторской песни, когда вести беседы, не прячась от зоркого ока властей, стало все-таки можно. Ностальгия по невозвратному приглушала смех, увлажняла глаза.
И вдруг на Духовного снизошло: поэты, певцы, музыканты, которых занесло на просторы северной Калифорнийщины, давайте-ка возьмёмся за руки, как мудро когда-то предложил прославленный бард Булат Окуджава, «чтоб не пропасть по одиночке». Как и раньше, никому не хотелось быть затерянным в стаде покорных и законопослушных типа Homo Soveticus.
Но этого неугомонному Леониду Самойловичу показалось недостаточно. Спустя еще несколько лет, во время проведения 7-го Открытого всеамериканского фестиваля «Полуостров-99», на свет родилось объединение «Арка» (Ассоциация Русскоязычных Клубов и Авторов стихотворной песни USA), президентом которой Л.С.Д. является и по сей день.
Авторская песня прижилась в Новом Свете. Шагнула в XXI век. Из посиделок у костра с гитарой выросла в многодневный фестиваль, который собирает участников не только со всей Америки, но и гостей из Старого Света. Сцена предоставляется не только именитым, но и всем, кому есть что сказать или спеть.
Побывать на таком мероприятии сродни путешествию во времени. Вдруг оказывается, что музыка может звучать не только в наушниках и быть записанной в телефоне. Что звездное небо над головой придает самым простым словам особый смысл. И, в конечном итоге, «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
… Леонид сыпал именами, знакомыми по конвертам пластинок, концертным афишам. Юрий Визбор, Юлий Ким, Виктор Берковский, Юрий Кукин, Александр Дольский, Сергей Никитин… Их голоса звучали с полузатертых магнитофонных пленок, которые с легким треском крутились на бобинах монстров-магнитофонов, беспрестанно рвались и «зажевывались». Песня обрывалась, и обрывалось сердце, до боли задетое пронзительной искренностью бардовской правды.
А для моего собеседника все эти небожители из созвездия под общим названием «Авторская песня» были товарищами по сцене, коллегами по песенному цеху, попутчиками в многочисленных поездках, лауреатами тех же каэспэшных слетов. В одних он сам неоднократно участвовал, другие организовывал, «пробивал».
Леонид Духовный, бард с полувековым стажем, – фигура легендарная хотя бы потому, что написал песню про знаменитый Подол. Знаменитый настолько, что «без Подола Киев невозможен». Невозможен точно так же, «как святой Владимир без креста!». Песня стала народной. Спроси у тех, кто ее поет и слушает, кто автор, многие недоуменно пожмут плечами. Зато соответствующие органы были об этом прекрасно осведомлены. В одном из интервью Леонид иронизирует по поводу своей песенной популярности:
– А была известность? – спрашивает журналист.
– Ну, наверное, была, если были вызовы аж в республиканский Комитет Глубокого Бурения (КГБ – Комитет Государственной Безопасности). Помню их первый испуганно-идиотский вопрос: «А вы знаете, что вашу песню поет в Париже Рубашкин?» (Я-то как раз не знал). А разгромные статьи – это разве не известность? «Духовный и иже с ним… пишут по заказу ЦРУ и ФБР» с последующей реакцией трудящихся: «изолировать, наказать, лишить, обрезать» (нет, кажется, «обрезать» не было, но «позор» был)!
Его по праву называют одним из отцов-основателей Первого киевского КСП «Костер». Леонид был в руководстве «Костра» чуть менее двадцати лет, с 1973 по 1992 год, он был одним из семи координаторов андеграундного «Союза КСП» (1979 –1986 гг.) – первого объединения Клубов Самодеятельной Песни СССР, был лауреатом многих фестивалей АП, в частности, Грушинского–76, его не раз приглашали в жюри многих региональных, республиканских и всесоюзных фестивалей: в Чимгане, Минске, Риге, Ленинграде, Кишинёве, Вильнюсе, Запорожье, Киеве.
Записала Ева МОЕН
Информацию об организованном Клубом авторской песни фестивале «Лето-2014», который будет проходить по 14 августа с.г, можно найти по адресу www.PoluostrovFestival.org