«Балетный Оскар» Юрия Посохова
В этом году лауреатами самой престижной в мире ежегодной балетной премии «Бенуа де ла Данс», вручение которой состоялось недавно в Москве, стали представителя театров пяти стран. Одна из наград досталась хореографу Большого театра Юрию Посохову. Международная премия «Бенуа де ла Данс», которая считается балетным эквивалентом «Оскара», названа в честь русского художника Александра Бенуа, много сделавшего […]
В этом году лауреатами самой престижной в мире ежегодной балетной премии «Бенуа де ла Данс», вручение которой состоялось недавно в Москве, стали представителя театров пяти стран. Одна из наград досталась хореографу Большого театра Юрию Посохову. Международная премия «Бенуа де ла Данс», которая считается балетным эквивалентом «Оскара», названа в честь русского художника Александра Бенуа, много сделавшего в начале ХХ века для театра в России и Франции.
В этом году в конкурсе, результаты которого были объявлены на сцене Большого театра, приняли участие 22 команды из 14 стран мира. Сразу два приза – в номинации «лучшая танцовщица» и «лучший танцовщик» – получили солисты балета Парижской оперы: родившаяся в Японии Ханна О’Нил и Кимин Ким, чья карьера после окончания Корейского национального университета искусств стартовала в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Ещё один приз, как лучшая танцовщица, получила солистка Штутгартского государственного балета Алисия Аматрийен.
Лучших хореографов в этом году оказалось двое. Лауреатами стали Юрий Посохов за постановку в Большом театре спектакля «Герой нашего времени» (который чуть раньше, этой весной, получил национальную театральную премию «Золотая маска» как лучший балет), и Йохан Ингер из Нидерландского театра танца.
Юрий Посохов родился в Луганске (там до сих пор проживают некоторые из его родственников), блестяще закончил Московское хореографическое училище, где его педагогом был знаменитый Пётр Песков, затем в течение 10 лет работал в балетной труппе Большого театра, успешно выступая в самых знаменитых спектаклях. Материальная необеспеченность способствовала его решению принять приглашение Королевского Датского Балета, где он успешно выступал в 1992-1994 годах.
Увидевший его в одном из спектаклей руководитель нашей труппы Хелги Томассон сумел уговорить его перейти в наш Балетный театр, в котором он в качестве премьера проработал с 1994 по 2006 годы. С его приходом существенно улучшился уровень выступлений труппы Сан-Францисского Балета. В памяти остались превосходные спектакли с участием Посохова. Почти одновременно он стал заниматься хореографией, поставив в Сан-Франциско 17 балетов, в том числе (совместно с Томассоном) ставший украшением труппы балет «Дон Кихот» Минкуса. Одновременно он ставил спектакли и в других странах Америки, Европы и не только…
С уходом со сцены Посохов активно занялся хореографией, добился больших успехов в различных театрах Востока и Запада, не избежав и критики: всякая новизна, в том числе, и в балетном искусстве, поначалу вызывает сопротивление. Продолжает он и сотрудничество с Балетом Сан-Франциско, где раз в год он ставит новые спектакли. Например, в прошлом сезоне он поставил здесь балет «Пловец», по всем параметрам – новое слово в балетном искусстве, неизменно вызывающее восторженное восприятие зала. Среди сочинённых им балетов нет ни одного, который был бы, хоть в каком-то плане, похож на предыдущие или на произведения других хореографов.
Однако восприятие новизны не всегда бывает единодушным. Например, критический обозреватель очень уважаемой газеты «San Francisco Chronicle» Аллан Ульрих, освещающий танцевальное искусство, неизменно в течение многих лет «уничтожительно» освещает балетные постановки Юрия Посохова. Странно, но я до сих пор так и не обнаружил сообщение Ульриха о недавнем выдающемся достижении хореографа.
Мне хочется на страницах газеты «Кстати» от имени многих поклонников таланта замечательного танцовщика и хореографа и от себя лично поздравить Юрия Посохова с выдающимся достижением его хореографического искусства и пожелать ему новых творческих побед.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Фрациско