Август. В преддверии нового сезона
Августовская афиша, как обычно, совсем небогата, театры и концертные площадки завершили летний сезон. В сентябре начинается сезон 2018–2019, а пока поговорим об особенностях театрально-концертного ландшафта Сан-Франциско.
Генеалогия, виды
и подвиды
Давно идут споры о том, почему драматический театр в США существует в других условиях, не таких, как, скажем, в Англии, Франции или Германии. Там и в некоторых других странах театр пользуется поддержкой государства. Театр не может существовать лишь от продажи билетов, ему необходима постоянная подпитка: содержать здание, труппу и администрацию, формировать репертуар.
В Америке никогда не было министерства культуры, но и не было цензурных ограничений. На нынешнем постиндустриальном этапе возникла ситуация, когда репертуарный театр в Штатах едва справляется с финансовыми нагрузками, если говорить в целом о стране, а не о Нью-Йорке и Бродвее.
Американский театр относительно молод. По большому счету он начинается с Юджина О’Нила.
Его пьесы ставились на Бродвее с 20-х годов, в 1936-м он получил Нобелевскую премию по литературе. Его драматургия созвучна с прозой Шервуда Андерсона – с пристальным интересом к жизни маленьких затерянных в глубинке городов, к их обитателям с такими разнообразными и не особо счастливыми судьбами. Общее ощущении пьес О’Нила трагическое, но от пафоса их спасает намеренная приземленность и вглядывание в повседневность и быт. О’Нил бесстрастно вторгается в психологию своих персонажей, не боясь испугать и оттолкнуть зрителя. Вторя известному выражению: «Человек – это звучит гордо», он мог бы сказать: «Человек – это звучит больно».
Второй столп американского театра – Теннеси Уильямс, мастер психологического театра. Дневники и заметки Уильямса подтверждают его увлечение и преклонение перед Чеховым.
В 40-е годы восходит звезда Лилиан Хеллман после постановок пьес «Лисички» и «Стража на Рейне». Она получила официальное признание в СССР за свои политические взгляды. Ее три последних автобиографических романа, «Незавершенная женщина», Pentimento и «Время негодяев», свидетельствуют о силе характера и внутренней свободе писательницы. Наверное, было бы интересно поразмышлять о десятилетии 40-х, времени «охоты на ведьм» сенатора Маккарти, и сравнить это с тем, что происходило в России, поискать сходства и различия литературных судеб Ольги Берггольц, Веры Инбер, Ольги Форш и Лилиан Хеллман.
Многие пьесы О’Нила и практически все пьесы Уильямса были экранизированы с участием голливудских звезд. Когда заходит речь об американском театре, оба драматурга бывают упомянуты.
Следующее имя – это Артур Миллер. Большим успехом пользовалась его драма 1947 г. «Все мои сыновья». Возможно, лучшее его произведение – «Смерть коммивояжера», написанное двумя годами позднее. Драма об одиночестве и смерти, несомненно, свидетельствует о влиянии экзистенциализма на Миллера.
Слава пришла к Эдварду Олби с успехом пьесы «Кто боится Вирджинии Вульф» в 1962 г. Его первые пьесы, вышедшие за два года до этого, свидетельствуют об увлечении «театром абсурда» и творчеством Эжена Ионеско.
Что касается американской актерской школы, то она формировалась под влиянием мхатовской традиции «театра переживания» и Михаила Чехова, преподававшего в США после переезда в Лос-Анджелес в 1939 г. За 25 лет из его актерской школы вышло много театральных актеров, ставших известными также по своим ролям в кино. Среди них – Мэрилин Монро, Юл Бринер, Энтони Куин, Клинт Иствуд.
Спектакли по пьесам Чехова показывались в городах США во время гастролей МХТ в 20-е годы, и влияние Чехова на американский театр несомненно не только в драматургии, но и в актерском мастерстве. После смерти Михаила Чехова в 1955 г. известностью пользовалась актерская студия Ли Страсберга. Его метод подготовки актеров основывался на системе Станиславского. Среди выпускников студии много звездных имен: Джеймс Дин, Пол Ньюман, Джейн Фонда, Аль Пачино, Дастин Хоффман.
Стоит заметить, что до 50-х годов существовало несколько театральных коллективов, игравших на идиш. Часто ставились музыкальные спектакли и пьесы по мотивам прозы Шолом-Алейхема. «Йентль» и «Скрипач на крыше» – продолжение этой театральной традиции.
Каковы проблемы репертуарного театра в США?
Основная проблема – в отсутствии стабильного финансирования. На сегодняшний день такие театры сохранились в Нью-Йорке, театральной столице страны, в Вашингтоне (Arena Stage), Чикаго (Steppenwolf), в Лос-Анджелесе (Ahmanson и LATC). В Сан-Франциско это ACT (American Conservatory Theater), основан в 1965 г., с 1971-го при театре работает театральная школа по актерскому мастерству.
Репертуарный театр предполагает наличие репертуара на сезон с осени до лета следующего года.
В сезоне 2018–2019 заявлено восемь названий. Обычно спектакль идет месяц. Несколько из этих спектаклей – премьеры, калифорнийские или национальные.
В целом Сан-Франциско находится в привилегированном положении благодаря близости Беркли и другого репертуарного театра, Berkeley Rep Theater, основанного в 1968 г. В 2001-м был построен Roda Theater, современный театральный зал на 600 мест. Сезон 2018–2019 состоит из семи спектаклей.
Театры стремятся продавать абонементы на целый сезон, давая зрителям скидки в стремлении заполнить зал и предоставить льготы любителям этого вида искусства. По высокой стоимости билетов на первом месте стоят бродвейские театры. Успешный мюзикл может идти в одном театре годами.
Драматические спектакли не держатся на сцене так долго, но часто после успеха на Бродвее вывозятся в турне по большим городам. В Сан-Франциско гастрольные спектакли играются на сцене Orpheum или Golden Gate Theater. Оба этих старинных театра вместе с Curran Theatre много лет находились под художественным и финансовым руководством театральной продюсерской компании Shorenstein Nederlander.
Смелый продюсер-экспериментатор Кэрол Шорнстин с 2014 г. руководит театром Curran, построенным в 1912 г. и названным по имени первого владельца Гомера Керрэна.
Почему мюзиклы?
Мюзиклы включены в репертуар практически всех больших драматических театров. Началась эта тенденция около десяти лет назад и сейчас почти повсеместно вошла в норму. Один или два мюзикла непременно включены в сезон. Театры как бы делают более сбалансированным репертуар, перемежая «трудные» пьесы (классику или авангард) с мюзиклами. Родословная этого жанра восходит к оперетте, комической опере и опере-буфф. Это своего рода жанр-гибрид, впитавший в себя элементы шоу Зигфилда и бродвейских ревю, даривших некую бодрость и надежду зрителям в годы Великой депрессии.
Джером Керн, Джордж Гершвин, Кол Портер придали мюзиклу сугубо американскую окраску. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Гершвин получил Пулитцеровскую премию в 1932 году за мюзикл «Я пою о тебе» (Of Thee I Sing).
Ошеломительный успех имели «Оклахома!», «Карусель», «Юг Тихого океана» Роджерса и Хаммерстайна.
После Второй мировой войны сюжеты мюзиклов стали сложнее, добавились социальные темы.
Пример тому – «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна.
За полвека с 60-х годов сцены мира покорили «Иисус Христос – суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак Оперы», «Кабаре». Мюзикл занял свое место в театральной табели о рангах.
Включая мюзиклы в афишу, и ACT, и Berkley Rep стараются привлечь больше зрителей, не всегда готовых поглотить семь-восемь спектаклей сезона без сладкой добавки. За этим стоит другая проблема: насколько серьезный театр вообще может сохранить своего зрителя? Насколько театр может конкурировать с индустрией развлечений и новыми технологиями? Простого ответа нет, но с грустью замечаешь отсутствие молодых лиц в сан-францисских театрах – не только потому что театр незнаком им как форма искусства, но и из-за высокой стоимости билетов.
Маленькие театры
и театры-студии
В Сан-Франциско действует более двух десятков альтернативных театральных площадок. Некоторые существуют на гранты (Exit Theatre) и держатся за счет поддержки зрителей, приходящих смотреть спектакли в небольшие залы на 30–40 мест в районе South of Market и на Mission.
Театральная организация Theatre Bay Area объединяет работников театра со своим регламентом по оплате и условиям работы. Ежемесячно выходит журнал с таким же названием с информацией о готовящихся спектаклях и с предложением работы для актеров. Многие из исполнителей совмещают любовь к театру с любой другой работой для того, чтобы дождаться следующего ангажемента и прожить на фоне дорогого жилья в Сан-Франциско. Высокая арендная плата привела к сокращению малых театральных площадок в городе.
Опера, балет
и филармония
Финансовая стабильность этих трех музыкальных компаний позволяет им с уверенностью смотреть в будущее. Репертуар 2018–2019 сформирован и объявлен. Новый сезон филармонии начнется с Opening Night Gala, торжественного концерта и светского события, 5 сентября. Прозвучит «Американец в Париже» Гершвина, в концерте участвует знаменитый скрипач Ицхак Перлман.
Программа сезона разнообразна, поклонников классической музыки ждут встречи с замечательными исполнителями.
Sfsymphony. Org
(415) 864-6000
Оперный сезон
Открытие сезона – 7 сентября двумя одноактными операми Пьетро Масканьи, «Сельская честь» и «Паяцы», исполняемыми в один вечер.
Сезон состоит из восьми спектаклей.
Sfopera.com
(415) 864-3330
В начале декабря, по завершении оперного сезона, начнется сезон Балетной компании Сан-Франциско.
Количество и качество музыкальных программ, концертов и спектаклей в Районе Залива, возможно, выше, чем то, что предлагает драматический театр, и это тоже особенность последних нескольких лет.
Les Miserables («Отверженные»)
Два с половиной года назад спектакль вернулся на бродвейскую сцену в новой редакции своих создателей Алана Бубиля, Клода-Мишеля Шонберга и продюсера Камерона Макинтоша.
Премьера мюзикла состоялась в 1986 г., и с той поры «Отверженные» были поставлены в 44 странах. Спектакль посмотрели более 70 миллионов зрителей.
Мелодраматический сюжет заимствован из одноименного романа Гюго и повествует о злоключениях невинно осужденного на каторгу Жана Вальжана.
Роман не раз экранизировали, в том числе во Франции в 50-е годы с участием Жана Габена.
Спектакль оформлен в традиционном викторианском стиле, хотя термин изначально предполагал все британское эпохи королевы Виктории. Париж середины XIX столетия на сцене мрачен, неприветлив и трагичен. Но воля героев и музыка проносят их через невзгоды и испытания на фоне событий Парижской коммуны. Гаврош, Фантина, Козетта, неумолимый жандарм Жавер самозабвенно поют и танцуют в спектакле на сцене Orpheum.
Les Miserables, 8–26 августа
Orpheum Theatre 1192 Market Street
Shnsf.com
(888)746-1799
Знаменитые фильмы на экране кинотеатра «Кастро»
Сан-Франциско и Район Залива могут похвастаться большим количеством кинофестивалей и национальных кинонедель. Ни один месяц не обходится без фестиваля, иногда событий и фильмов даже больше, чем возможности увидеть хотя бы часть из них, а тем более написать о них.
В городе существовала традиция репертуарных кинотеатров, в которых показывались киноклассика и иностранные фильмы на своем родном языке с английскими титрами. За последние годы многие из этих кинотеатров закрылись: Red Vic на Height, ранее York Theater на 24 Street и York. Нет больше кинотеатра Alhambra на Upper Polk, как и Bridge, Lumiere, Gateway, принадлежавших сети Landmark.
Среди оставшихся – Roxie, Castro, киноархив в Беркли, относящийся к Берклийскому университету.
Лет десять назад благодаря Аните Монга в программу «Кастро» попадали интересные и редко показываемые фильмы. Репертуар «Кастро» теперь куда беднее, но иногда можно что-нибудь посмотреть.
Lawrence of Arabia («Лоуренс Аравийский»), эпический фильм Дэвида Лина с Питером О’ Тулом в главной роли, – образец зрелищного кино на основе биографии британского шпиона и исследователя аравийской пустыни и кочевых племен.
10–12 августа
Vertigo («Головокружение») – детектив Альфреда Хичкока 1958 г. с Ким Новак и Джеймсом Стюартом в главных ролях. По опросу журнала Sight & Sound, это один из лучших фильмов в истории кино. Любопытно, что действие картины происходит в Сан-Франциско. Ряд улиц и зданий вполне узнаваемы. Интересно наблюдать, как героиня Ким Новак проходит по залам музея Palace of Legion of Honor.
Вот как позднее Хичкок вспоминал о съемках в Сан-Франциско: «В начале фильма, когда Стюарт следует за Мадлен на кладбище, мы придали ей таинственное, романтическое очарование с помощью съемки через фильтр. Отсюда зеленоватый колорит, похожий на туман. Позднее я решил, что героиня будет жить у нас в отеле на Пост-стрит, потому что там есть зеленая неоновая реклама, мелькающая за окном. Так что когда она выходит из ванной, зеленый отсвет придает ее облику то же тонкое, призрачное обаяние».
24–26 августа
Castro Theatre, 429 Castro Street. Castrotheatre.com
Георгий ВЛАСЕНКО