Ars longa, vita brevis, или «Искусство вечно, жизнь коротка!»
Создатели предметов искусства Древней Греции и Рима знали, о чем говорили. Их произведения пережили века, в то время как политические системы, общественные институты и сами общества, процветающие и выстроенные, казалось, навсегда, канули в Лету. Нашим современникам тяжело предсказать, сколько продлится существующая система общественного устройства в мире или даже в одной отдельно взятой стране, и практически […]
Создатели предметов искусства Древней Греции и Рима знали, о чем говорили. Их произведения пережили века, в то время как политические системы, общественные институты и сами общества, процветающие и выстроенные, казалось, навсегда, канули в Лету.
Нашим современникам тяжело предсказать, сколько продлится существующая система общественного устройства в мире или даже в одной отдельно взятой стране, и практически невозможно предугадать, какие из предметов искусства, выставленные сегодня в музейных залах, дойдут до наших далеких потомков и будут приводить в восхищение посетителей музеев будущего. Бесспорно одно: какие-то наверняка будут!
Tomb Treasures
в Asian Art Museum
Доказательством неизменной популярности искусства, пережившего тысячелетия, может служить проходящая ныне в музее Asian Art Museum выставка Tomb Treasures. На ней представлены сокровища императорской династии Хань, правившей Китаем с 206 г. до нашей эры по 220 г. нашей эры.
Наравне с Римской империей, Китай времен правления ханьской династии считался одной из наиболее развитых и могущественных древних цивилизаций. Влияние столетий ханьского правления продолжает ощущаться в культуре и искусстве современного Китая. Редкостные предметы домашнего обихода, религиозных ритуалов и декоративного искусства были обнаружены археологами в кратере спящего вулкана, в гигантском мавзолее одного из правителей династии. Из более чем десяти тысяч предметов были отобраны наиболее интересные, к которым добавились произведения древнего китайского искусства из других мавзолеев, все относящиеся к идее жизни после смерти или вечной жизни, чрезвычайно привлекательной для правителей Древнего Китая.
Императорские семьи жили в роскоши и, отправляясь в мир иной, обеспечивали себя всем необходимым, строя мавзолеи, похожие на дворцы, и заполняя их бесценными поделками из золота, бронзы, нефрита и яшмы.
Выставка в сан-францисском музее поделена на три тематических раздела. Их названия взяты из некоторых из представленных работ, на которых были обнаружены следующие надписи: «Постоянное счастье без конца», «Бесконечная жизнь без предела» и «Вечная память без потерь».
В первом разделе можно видеть узорчатую золотую и серебряную посуду, бронзовые колокола и масляные лампы в виде людей и животных, а также глиняные фигурки воинов, всадников и танцовщиц.
Во втором разделе находится нефритовый саркофаг, а также целый костюм из нефритовых пластинок, который должен был предохранить тело императора от естественного процесса разложения. Китайцы верили, что нефрит способен сберечь жизнь после смерти.
В третьем разделе собрана коллекция украшений, безделушек и предметов туалета, а также бронзовые фаллосы, найденные в захоронениях династии Хань.
Выставка продолжается по 28 мая. Дополнительная информация – на сайте www.asianart.org.
Matisse/Diebenkorn в музее SFMOMA
Об огромном, граничащем с одержимостью влиянии произведений француза Анри Матисса на искусство американца-абстракциониста Ричарда Дибенкорна рассказывает выставка в San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA), названная просто Matisse/Diebenkorn.
Историки искусства всегда знали об этом влиянии, и сам американский художник, известный далеко за пределами США и даже приглашенный в 1964 г. по культурному обмену в Ленинград, никогда этого не скрывал, но почему-то музейным кураторам раньше никогда не приходило в голову представить работы обоих художников в одном шоу, рядом.
На этой чрезвычайно насыщенной выставке представлены 100 живописных и графических работ Матисса и Дибенкорна, сопоставление которых дает четкое представление о методах работы, объектах и идеях, а также особом отношении Матисса к цвету и пространству. Именно эти особенности его искусства бесконечно вдохновляли Дибенкорна, предоставляя ему широкое поле деятельности в совершенно другом, значительно отличающемся от Матисса стиле, но с неизменным подобием, выраженным в палитре, отдельных объектах, отношении к сочетаниям цветов.
Оба художника жили в одно и то же время, и когда 60-летний Матисс остановился в Сан-Франциско по пути на Таити в 1930 г., Дибенкорн жил в городе, но ему было всего 8 лет, и они ничего не знали друг о друге…
…Это только начало увлекательнейшей истории двух живописцев, разделенных временем, континентами и школами живописи, но объединенных жаждой выразить эмоциональное содержание изображаемых людей и предметов через необычные формы и цвета.
Выставка продлится до 29 мая. Дополнительная информация – на сайте www.sfmoma.org.
Автор этой статьи, Эмма Красов, работает штатным экскурсоводом в SFMOMA. Заказать частную экскурсию для группы из 10 или более человек на русском или английском языке можно на сайте музея www.sfmoma.org/groups или запросом по адресу: groups@sfmoma.org.
The Summer of Love
в Музее de Young
Организация The Fine Arts Museums of San Francisco, в которую входят два наиболее посещаемых музея города – de Young и Legion of Honor, – часто устраивает выставки, посвященные искусству моды, но недавно открывшееся шоу The Summer of Love Experience: Art, Fashion, and Rock & Roll в музее de Young выходит за рамки обычной выставки, так как отражает многочисленные аспекты уникального явления в американской культуре 1960-х годов, проходившего в Сан-Франциско летом 1967 г. и вошедшего в историю как «Лето любви».
На выставке представлены плакаты, фотографии, предметы искусства и рукоделия, модели одежды, музыкальные и цветовые мини-шоу, авангардные фильмы, самодельные костюмы и украшения, ассоциируемые с молодежным движением хиппи, «детьми цветов» и сексуальной революцией прошлого века. В честь 50-летия «Лета любви» и последующего расцвета контркультуры мирных протестов и «власти цветов» для выставки были собраны более 400 предметов, предоставленных бывшими ключевыми фигурами эпохи, в настоящее время проживающими в городе, а также многочисленные произведения искусства из собственной коллекции музея.
В середине 1960-х годов в районе Haight-Ashbury, центром которого стал перекресток этих двух сан-францисских улиц, собирались художники, музыканты, писатели, политические активисты и радетели за свободу употребления наркотиков и расширения сознания, целью которых было радикально преобразовать общество и мирным путем, с помощью трансцедентальной медитации и других магических средств, создать новый социальный строй, основанный на любви всех ко всем. Летом 1967 г. в сан-францисском парке Golden Gate Park собиралось до 100 тысяч молодых людей, прибывших со всех концов страны, чтобы примкнуть к движению мирной революции. Результатом взрыва творческой энергии, сконцентрированной на небольшом пространстве, стал невиданный расцвет новых идей и направлений в музыке, живописи, моде, кино и, в дальнейшем, в политике.
Выставка представляет все разнообразие профессиональных и любительских работ в различных сферах и жанрах искусства, с целыми стенами, сплошь покрытыми плакатами, рекламирующими музыкальные шоу; с многочисленными уникальными предметами модной в те годы одежды, пестрящей изображениями цветов и радуг; с витринами, заполненными нагрудными значками с актуальными лозунгами движения хиппи и прочими опознавательными знаками эпохи.
Выставка проходит по 20 августа. Дополнительная информация на сайте www.famsf.org.
Фотографии: Press images. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: editor.krasov@gmail.com.
Эмма Красов