Арабские сказки
…Дошло до меня, почтеннейшие читатели, что живет в королевстве Иорданском такой человек – Али аль-Халаби. И не просто человек. Шейх. И да будет также известно вам, что слово «шейх» означает у последователей ислама почетное поименование видного богослова… До совсем недавнего времени (да что там говорить, буквально до минувшего вторника) большинство из нас, живущих в Израиле, […]
…Дошло до меня, почтеннейшие читатели, что живет в королевстве Иорданском такой человек – Али аль-Халаби. И не просто человек. Шейх. И да будет также известно вам, что слово «шейх» означает у последователей ислама почетное поименование видного богослова…
До совсем недавнего времени (да что там говорить, буквально до минувшего вторника) большинство из нас, живущих в Израиле, что называется, next door с этим человеком, о нем и знать не знали. И вот – сподобились.
Началось, как это в наши дни всегда и все начинается, с интернета. 1 ноября на YouTube появился очередной ролик с обращением упомянутого шейха к пастве. Очередного – потому, что, зайдя на этот ресурс, я сначала подумал, что он здесь живет. Я и ввел-то его имя по-русски, так все равно – 54 сюжета. А если ввести на других языках?
Так вот, как пишут СМИ, самое последнее по времени видеообращение этого видного богослова весьма широко обсуждается в арабских СМИ, в том числе и в палестинской автономии, а также в социальных сетях. Оказалось, что и русскоязычные СМИ, базирующиеся в самых разных странах, не обошли его своим вниманием. Сообщают также, что многие палестинские арабы впали в уныние и не скрывают своего разочарования по поводу услышанного от аль-Халаби.
Чем же оскорбил слух потомков Голиафа салафитский проповедник, чьи дед и отец были арабами из Яффо, то есть теми самым «фаластини», или, в русской традиции, – филистимлянами, о которых со времен античности до 1967 года не было никаких упоминаний?
Да вот, извольте видеть…
…И спросили шейха, как относится Коран к убийству евреев. И тот сказал: «Законно ли убивать того, кто дает нам электричество, воду, деньги, работу, средства к существованию, даже если он еврей?».
Заметили? «Даже если он еврей». Но шейх сомневается: законно ли?
Далее аль-Халаби отметил, что он не осуждает убийство на поле боя, в открытом противостоянии (воспоминания о Давиде и Голиафе?), но не может считать законным предательское, как он сказал, убийство, когда нападают на мирных граждан без объявления войны, особенно когда речь идет о нападениях на верующих евреев.
А когда спросили, можно ли убивать израильских солдат, идущих по улице с оружием в руках, аль-Халаби вновь ответил вопросом на вопрос (этот риторический прием почему-то всегда приписывают евреям): «А разве этот солдат, который идет с оружием по улице, убивает каждого встречного мусульманина?».
Ну, а далее шейх совсем уж разошелся и сказал, что евреи, живущие в Палестине (интересно, знает ли он, что нынешняя Иордания, где нет ни одного еврея – часть той Палестины, о которой говорилось в декларации Бальфура?), не нападают на других, если нет повода для нападения. Здесь сейчас царит атмосфера «озлобленности и недоверия», но пора доказать миру, что мусульмане не хуже евреев, которые никого не убивают «за исключением случаев необходимой самообороны».
Пора так пора. Пусть доказывают. Как они это делают, можно судить по подаче «палестинским агентством Maan» сообщения о выступлении аль-Халаби – вместе с заявлением лидера «Аль-Каиды» аз-Завахири, поддержавшего нынешнюю интифаду и призвавшего к войне с Россией и США.
Что же за человек такой аль-Халаби? Прямо-таки диссидент. Ничего не боится. Ни «Аль-Каиду», ни «Исламское государство». Ни саудитов с их идеями.
Да обыкновенный человек. И, думается, ничто человеческое ему не чуждо. В 1994 году он критиковал примирение Иордании с Израилем. Тогда ему запретили проводить проповеди и уроки в мечети. Позднее он поддержал Амманскую декларацию, суть которой сводилась к пресловутой формуле «у террора нет нации, нет религии», удостоился за это специального «труда», в котором правоверных предостерегали от ереси, распространяемой шейхом.
Имеет ли для Израиля какое-то значение то, что некто аль-Халаби, будь он сто раз шейхом, усомнился в праве мусульман убивать евреев «предательски»? Ни в коем случае! Сто раз уже писано о том, что даже камень должен отойти в сторону, если за ним укрылся еврей. Тысячу раз было сказано, что ни один еврей, живущий в Израиле, не исключен из категории легитимных для джихадиста целей, ибо каждый еврей либо служил, либо служит, либо будет служить в армии. Что все они – оккупанты и поселенцы. Что из всего этого следует? Кому верить? Официозному шейху, который то одобряет убийства, то осуждает, то сомневается? И для чего СМИ тиражируют сообщения о том, что он, наконец-то, якобы понял, что воевать надо лицом к лицу, а не из-за угла? Все это может лишь привести израильтян к ложному ощущению, что и «там», за линией, так сказать фронта, есть вменяемые люди, и надо лишь дождаться того момента, когда они твердо и веско скажут свое слово.
Это напоминает клише советской пропаганды начала Отечественной войны, когда много говорилось о том, что одурманенные фашистами немецкие рабочие и крестьяне, призванные в армию, вот-вот повернут оружие против своих настоящих угнетателей – прусского юнкерства и имперского офицерства…
…И когда ночь, под покровом которой я начал писать эти строки, уже была почти на исходе, вспомнил я о том, что слово «пропаганда» и имя Бальфур, что прозвучали в предыдущем абзаце, вызывают у меня неосознанное почти понимание того, с чем недавно столкнулся некий обобщенный израильтянин в процессе вынужденного общения со своим «двоюродным братом» – палестинским арабом.
Пропаганда, или, по-латински, «подлежащее распространению», – это широкое тиражирование в массовом сознании взглядов, фактов, аргументов, слухов или заведомо ложных сведений для формирования общественного мнения или для иных целей, преследуемых заинтересованными персонами либо сообществами. Так называемая палестинская пропаганда не является исключением из данного определения. Все, что пишется, говорится и показывается «палестинскими» СМИ, направлено на то, чтобы представить этот социум в образе гонимого и преследуемого. И виновником его несчастий объявляется еврейский народ. Кто-то назвал палестинских арабов людьми, которые совершили все возможные ошибки для того, чтобы ухудшить свою жизнь. В самом деле, в 1948 году они проспали возможность образования собственного государства, убаюканные воинственными заявлениями впавших в эйфорию руководителей арабских стран, только что созданных волей победителей во Второй мировой войне. Затем они поверили в мощь советского оружия, которой, как им казалось, одной лишь достаточно для сбрасывания евреев в море.
Что им осталось? Они начали «отзеркаливать» действия евреев. У евреев – Шоа, у арабов – Накба. Евреям Германия платила компенсации, значит, и арабам надо.
Но кто бы им заплатил? И за что?
Да вот – Великобритания. Лорд Бальфур написал свою декларацию, и с этого момента начались все «палестинские» беды.
Смешно?
По-моему, не смешно. По-моему, стыдно. Стыдно должно быть тем, кто раз за разом придумывает все новые и новые поводы для того, чтобы обречь своих соплеменников на существование в качестве расходного материала. То для «интифады камней», то для «интифады ножей».
А что же слова шейха, с которых мы начали наш разговор?
Скорее всего, и сам шейх, и его слова служат лишь для прикрытия бессилия иорданского королевского режима что-то сделать.
Иордания позиционируется как хранительница исламских святынь в Иерусалиме. В том случае, если возобладает позиция Аббаса, стремящегося сделать Израиль виновным за все, начиная с нищеты на территориях и кончая его, Аббаса, бессилием что-либо изменить, иорданский монарх всегда может сослаться не только на свои собственные миротворческие усилия, но и на усилия своих богословов, пытающихся наставить на путь истинный, понятный миру, Америке и Европе, своих единоверцев в Иудее и Самарии.
Вот, собственно говоря, и все.
…Тут застигает нас утро, и мы прекращаем дозволенные речи.
Сергей ВОСКОВСКИЙ