Апрельская афиша. Спектакли, концерты
Спектакль по пьесе Сьюзан-Лори Паркс «Отец возвращается с войны», написанной по мотивам гомеровской «Одиссеи», поставлен Лиз Даймонд. Действие разворачивается во время Гражданской войны в США. Герой – чернокожий невольник, его хозяин предлагает ему выбор: сражаться на стороне конфедератов или остаться с любимой женщиной, но на положении раба. В спектакле сплавлены блюз и исторические детали, игра слов и театральный пафос. Авторы пьесы и спектакля задаются вопросом, что такое героизм, свобода, историческая предопределенность. Живость изложения и театральность позволяют говорить о появлении нового обещающего драматурга. Сьюзан-Лори Паркс – лауреат ряда значительных литературных наград, в том числе Пулитцеровской премии.
American Conservatory Theater
Мифологический гомеровский пласт придает спектаклю дополнительный вневременной смысл, заставляя вспомнить о театре Брука и Мнушкин.
Father Comes Home from the Wars (Parts 1,2 &3)
25 апреля – 20 мая
A C T’s Geary Theater, 405 Geary St. 415. 749 2228. Act-SF.org
ACT известен не только как театр, но и как центр по подготовке актеров, предлагающий различные курсы по актерскому мастерству. Отсюда в его названии Conservatory. Наличие нескольких сцен позволяет студентам и педагогам выносить учебные спектакли на суд публики.
Put Another Dime in the Jukebox, Baby.
6–9 апреля
California Dreaming, 13–14 апреля
Begets: Fall of a High School Ronin
17–21 апреля
Подробности на сайте театра
Vietgone
На второй сцене театра по-прежнему идет комедия Ки Нгуена о молодых вьетнамцах, оказавшихся в Штатах к концу вьетнамской войны. Они пытаются въехать в реалии новой для них американской жизни на фоне движения хиппи. Спектакль отсылает к десятилетию поп-культуры США семидесятых годов. Обилие сленга и мата отличает драматургический почерк Нгуена.
ACT Strand Theater,1127 Market St. 415.749 2228. Act-SF. Org
ACT 2018 Season Gala
После двадцати пяти лет во главе ACT Кэри Перлофф покидает кресло художественного руководителя. Театр с нового сезона возглавит Пэм Маккиннон. Она лауреат многих театральных наград, поставленный ею спектакль «Кто боится Вирджинии Вульф?» в чикагском театре «Степенвульф» удостоен премии Тони.
Ее спектакли шли и с успехом идут на Бродвее, включая «Парижанку» с Умой Турман. В театре Беркли Репертори с успехом прошел мюзикл Amelie, A New Musical по мотивам известного фильма.
В честь Перлофф состоится сбор средств для театра и его программ по театральному образованию с банкетом в отеле Four Seasons. Собранные деньги пойдут на нужды театральной академии при ACT и на стипендии студентов.
ACT 2018 Season Gala 7 апреля, act-sf.org/gala
Head Over Heels
Мюзикл «Вверх тормашками» на сцене Curran Theater выходит в известном сан-францисском театре до того, как его премьера состоится в Нью-Йорке в бродвейском театре Hudson в конце июля. Относительно новая практика обкатки позволяет продюсерам проверить, насколько постановка будет пользоваться успехом до Бродвея. Если спектакль удачен, то через пару лет его везут по стране. Так некоторые бродвейские хиты попадают в Сан-Франциско.
Правда, чемпион по количеству проданных билетов – не обязательно лучший спектакль по качеству.
Тем не менее режиссер Майкл Майер известен своими задиристыми эпатажными спектаклями Spring Awakening («Пробуждение весны» по Ведекинду) и Hedwig and the Angry Inch («Хедвиг и злосчастный дюйм»). Последний можно было посмотреть в Golden Gate Theater год назад.
Театралы помнят театр Curran прежде всего по «Призраку оперы», но сколько здесь было замечательных спектаклей, включая «Август, графство Осэйдж».
На этот раз своды огласятся музыкальными номерами знаменитой целиком женской рок-группы The Go-Go’s. Действие разворачивается, судя по костюмам, в елизаветинскую эпоху при английском королевском дворе. Монаршее семейство поставлено перед задачей предотвратить мрачнейшее предсказание оракула. Для этого семейство отправляется в путешествие, в ходе которого все переворачивается вверх тормашками. Раскрываются секреты полишинеля, происходят скандалы, примирения, разрушаются невинные табу вроде однополой любви и придворного этикета – короче, срываются все и всяческие маски под крепкий рок The Go-Go’s.
Гранд-дама театрального мира Сан-Франциско Кэрол Шорнстин из театральной продюсерской династии Шорнстин Ниделандер убеждена: «Этот взрывной мюзикл украсит афишу прославленного театра Curran, мы буквально считаем дни до премьеры, а после Сан-Франциско спектакль поедет на Бродвей».
Head Over Heels, 10 апреля – 6 мая
Curran Theatre, 445 Geary St. SFCURRAN. com
Мюзикл Saturday Night
Стивен Сондхайм, живой классик американского музыкального театра, композитор и либреттист, родился в 1930 г. Saturday Night («Субботний вечер») был написан в 1955 г., но из-за смерти продюсера постановка не была завершена. Спектакль вышел много лет спустя, в 1997 г., в Лондоне и Нью-Йорке. Действие происходит в 1929 году в Бруклине, флирт героев перерастает в роман, по ходу которого они изливают переполняющие их радостные чувства в песнях и танцах. Это милый ностальгический мюзикл, наконец поставленный в нашем городе.
Saturday Night, Gateway Theatre.215 Jackson St. 415.255 8207
42ndStMoon.org
До 15 апреля
Angels in America, ангелы возвращаются на сцену Berkeley Rep
Возможно, самая значительная пьеса второй половины двадцатого столетия, как считает New York Times, пьеса Тони Кушнера действительно обошла все сцены мира. Подзаголовок пьесы, «Гей-фантазия на национальные темы», состоит из двух частей. Первая – «Тысячелетие приближается», вторая – « Перестройка». Обычно спектакль играется в два вечера.
Пьеса была заказана режиссером Тони Такконе в 1990 году для постановки в сан-францисском театре Eureka.
Обе части пьесы соединены общими героями и сюжетными линиями; переплетаясь, они связывают повествование воедино. Среди персонажей, помимо обычных американцев, – ангелы и призраки. Сюжет пьесы построен так, что все восемь актеров исполняют разные роли, в том числе героев противоположного пола.
На счету нью-йоркского драматурга Тони Кушнера – сценарии к фильмам Спилберга «Мюнхен» и «Линкольн».
В «Ангелах в Америке» предпринята попытка в соединении политических высказываний и метафор осмыслить то, как правительство Рейгана умышленно закрывало глаза на эпидемию СПИДа и как тысячи смертей (призраки в пьесе) и энергия любви противоборствуют в Америке, свободу которой Кушнер отстаивает. Успех пьесы в мире подтверждает ее универсальность.
Спектакль в Berkeley Rep интересен работой Тони Такконе, одного из лучших театральных режиссеров. Его почерк нервен, местами прихотлив. Такконе берется за материал, который его затрагивает, за сорок лет работы в театре он собрал все американские театральные награды.
Angels in America, Berkeley Repertory Theatre, 2025 Addison St. Berkeley
510-647-2949
С 17 апреля
Cal Performances, музыка
и современный танец
Seattle Symphony, Симфонический оркестр Сиэтла, привозит две программы.
Состоится первое исполнение в Калифорнии сочинения Джона Адамса «Пустынное состояние», и прозвучит Вторая симфония Сибелиуса в ре-мажоре.
John Adams / Become Desert
Sibelius/ Symphony No.2 in D Major
7 апреля, 8 pm
Вторая программа оркестра включает три произведения: «Океаниды» Сибелиуса, четыре интерлюдии из «Питера Граймса» и «Океаническое состояние» Джона Адамса.
Sibelius/ The Oceanides, Britten/ Four Interludes from Peter Grimes
John Adams/Become Ocean
8 апреля, 3 pm
Alvin Ailey American Dance Theater
Известный танцевальный коллектив, основанный в 1958 г. танцовщиком и хореографом Алвином Эйли, теперь возглавляет Роберт Бэттл. Эйли интегрировал афроамериканскую пластику танца и ритмы в то, что делал на танцевальной сцене. Его биография была драматична, если не сказать трагична, особенно в детстве. Талант и целеустремленность позволили ему воплотить мечту, и после смерти мастера в 1989 году в возрасте 58 лет от СПИДа его «Американский театр танца Алвина Эйли» продолжает свое существование.
Зеллербах-холл открылся в 1968 году, и в том же году прошли выступления коллектива Эйли. В этом году – двойной юбилей: коллектива и концертной площадки, перевидавшей за полвека знаменитых исполнителей со всего света.
Ньюйоркцы привезли три различные программы, объединившие их известные одноактные балеты с последними работами молодых хореографов.
10–13 апреля, 8 pm
14 апреля, 2 и 8 pm
15 апреля, 3 pm
Zellerbach Hall, 101 Zellerbach Hall, # 4800, Berkeley
510-647-2949, calperformances.org
Boston Pops
Знаменитый эстрадный оркестр из Бостона предлагает программу, составленную из шлягеров, музыки к известным голливудским фильмам, включая «Звездные войны», «Челюсти», «Индиана Джонс» и многие другие. Концертная программа называется Lights, Camera… Music! Six Decades of John Williams. Джон Уильямс – один из ведущих американских кинокомпозиторов, 22 раза получивший награду «Грэмми» за более чем полувековую карьеру в Голливуде, многие годы он был дирижером Boston Pops.
Концерт «Свет, камера… музыка!» пройдет в летнем театре Greek.
21 апреля, 8 pm
The Greek Theatre UC Berkeley, 2001 Gayley Rd. Berkeley
www.apeconcerts.com
Джаз
African Diaspora, серия концертов джазовых исполнителей, использующих в своей музыке наследие Черного континента.
Лауреат премии «Грэмми» саксофонист Дэвид Санчес подготовил программу Carib («Карибы»), посвященную инструментам и ритмам Гаити и своей родины – Пуэрто-Рико. Афро-карибская музыкальная традиция в его аранжировках гармонично переплавляется в современный джаз с элементами фьюжн. Секрет, возможно, в отточенности его владения саксофоном и некоей поэтичности интонации.
David Sanchez’s Carib
5 апреля, 7:30 pm
Этно-джазовая певица Меклит
Певица и прекрасно владеющая гитарой Меклит использует в своих композициях элементы эфиопской народной музыки. Нина Симон, Джони Митчелл ценили и обращались к восточноафриканской музыкальной традиции и ритмике, особенно ярких в танцевальных мелодиях.
Meklit
6 апреля, 7:30 pm
Пола Уэст, джазовая легенда Сан-Франциско
Журнал JazzTimes называет ее лучшей исполнительницей наших дней в жанре джаз-кабаре.
В ее репертуаре – песни Саймона и Гарфанкеля, Пита Сигера, Боба Дилана и Вуди Гатри.
Paula West
7 и 20 апреля, 7:30 pm
Малийским голосом свободы
называют Фатумату Диавару, певицу и актрису, обладательницу красивого сильного вокала.
В ее репертуаре – блюз, фанк и энергичные африканские мелодии.
Fatoumata Diawara
8 апреля, 7 pm
Вечер фаду
Ана Моура – пожалуй, вторая по известности после Маризы исполнительница фаду, надрывных португальских романсов, восходящих по генеалогической линии к фламенко, танго и цыганским напевам. Слово «фаду» означает «судьба», «фатум», доминантной эмоцией является принятие горькой судьбы, оплакивание прошедшей любви и безутешных воспоминаний о ней.
Жанр фаду и его исполнители и исполнительницы не могут не следовать хоть в какой-то степени Амалии Родригеш, голосу Португалии, королеве фаду.
Исполнительниц фаду называют фадиштами. Ана Моура – одна из них. Ее концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 2005 году познакомил американскую аудиторию с новым именем. Она с успехом выступает на мировых сценах.
Ana Moura
12–14 апреля, 7:30 pm
15 апреля, 7 pm
Жаймео Браун и Самора Пиндерхью
Два молодых сан-францисских певца предлагают свой социополитический комментарий под яростный джаз с элементами других музыкальных жанров. Их Transformations Suite состоит из пяти частей, когда речитатив идет параллельно оркестру джазовых инструменталистов.
Jaimeo Brown & Samora Pinderhughes
19 апреля, 7:30 pm
SF Jazz Center,201 Franklin St. 866. 920 5299
Sfjazz.org
Концертные программы
в филармонии
Продолжая цикл кинопоказов в сопровождении живой музыки, филармония приглашает на фильм Тима Бертона «Бэтмен» о похождениях супергероя, шагнувшего со страниц комиксов на большой экран. Бертон обладает особым броским кинематографическим стилем, готическим в этом фильме. Человек – летучая мышь, несомненно, скрасит ваш вечер в храме музыки.
За дирижерским пультом – Сара Хикс.
Batman. Feature Film with Live Orchestra
4–5 апреля, 8 pm
Пианист Поль Льюис, тонкий интерпретатор Бетховена, исполнит изысканный Третий фортепьянный концерт великого композитора. В программе также An Alpine Symphony («Альпийская симфония») Рихарда Штрауса, пронизанная дыханием горного ветра вершин.
Paul Lewis Plays Beethoven’s Third Piano Concerto
12 апреля, 2 pm
13–14 апреля, 8 pm
Пианист Андраш Шифф проникновенно исполняет фортепьянные пьесы Брамса, наполняя их своим отточенным мастерством и внутренним чувством ритма, присущим ему. В программе также Мендельсон, Бетховен, Бах.
Andras Schiff in Recital
15 апреля, 7:30 pm
Вторая программа замечательного венгерского пианиста включает фортепьянные произведения Шумана, Брамса, Моцарта, Баха и Бетховена.
17 апреля, 8 pm
«Великие французы: Дебюсси и Равель». В программе – «Сарабанда» и «Танец» Дебюсси и «Шехерезада» и «Дафнис и Хлоя» Равеля.
French Greats: Debussy and Ravel
19, 20, 21 апреля, 8 pm
«Космические чудеса: «Планеты» Холста»: оркестровая сюита английского композитора Густава Холста пронизана пантеистическим духом космизма, впервые была исполнена в 1918 г. В сюите семь частей, каждая из которых носит название одной из планет Солнечной системы. Композитор-визионер был увлечен древней астрологией и наделил планеты темпераментом, приписанным им древними мифологиями.
В программе также Второй фортепьянный концерт Листа.
Cosmic Wonders: Holst’s The Planets
26–27 апреля, 8 pm
29 апреля, 2 pm
Davies Symphony Hall, 201 Van Ness Ave. 415.864 6000
Sfsymphony.org
Безумие, гениальность
и одержимость
Три существительных, описывающих эмоциональную тональность балета Джона Ноймайера «Нижинский». The National Ballet of Canada привозит свою версию балета в рамках шестой программы сезона. Музыка Шопена, Шумана, Римского-Корсакова и особенно Одиннадцатая симфония Шостаковича передают внутреннее состояние мятущегося героя в прогрессии от меланхолии, расслабленной неги и недолгой безмятежности в период романа с Дягилевым к усиливающемуся надрыву и неизбежной катастрофе – потере рассудка.
Ноймайер долгие годы изучал и собирал по миру все, что было связано с его кумиром, кометой, пронесшимся в невероятном прыжке над сценами мира и в 28-летнем возрасте сломленным душевной болезнью. 23 года до смерти в 1950-м Вацлав Нижинский провел в психиатрических клиниках и лечебницах.
06 Program Nijinsky
3–8 апреля
«Без границ»: фестиваль молодых хореографов
Балетный сезон завершится четырьмя программами (Unbound A и В; и Unbound C и D). В каждой из программ будет представлено по одной работе трех хореографов. Фестиваль дает возможность посмотреть, таким образом, одноактные балеты двенадцати хореографов из разных стран.
Unbound: A Festival of New Works
20 апреля – 6 мая
War Memorial Opera House, 301 Van Ness Ave. 415. 865 2000, sfballet.org
Георгий ВЛАСЕНКО