Антисемитизм и антисионизм
Интересно проследить трансформации отношений в паре понятий-братьев антисемитизма и антисионизма, насчитывающих тысячелетия. Антисемитизм документально зафиксирован в первом интернациональном мегаполисе – в Александрии, заселённой основавшим её Александром Македонским в 332 году до н. э. на треть евреями. Где интернационализм, там и антисемитизм. Устроенный греками еврейский погром 38 года этой эры, описанный Филоном Александрийским в его послании «Против Флакка», считается первым в истории.
Хотя настойчивость, с которой евреи вырывались из египетского рабства показывает, что и там с нашими предками обходились дурно. А стойкость, с которой фараон Египта выдержал 9 казней, удерживая в своей стране евреев, можно считать первым проявлением антисионизма в истории. Лишь после 10-й казни – смерти первенцев, Фараон дрогнул и отпустил евреев в Сион.
Антисионистскую политику проводили три империи древности, захватывавшие еврейские царства. Ассирия в 722 до н. э. завоевала Северное еврейское царство – Израиль, и жившие в нём 10 колен израилевых, по клинописным источникам 27 290 пленников, переселила с их земли вглубь своей империи. О дальнейшей их судьбе камни молчат. Существуют курды и пуштуны, которых подозревают в еврейском происхождении. Есть и более вероятная версия произошедшего с 10 коленами. В период ослабления ассирийской империи резко возросло население Южного еврейского царства – Иудеи. Не за счёт ли вернувшихся в него изгнанников Северного царства?
Лучше документирована судьба изгнанников Иудеи, завоёванной царём Вавилона Навуходоносором в 597 году до н. э. Им разрешил вернуться в Иудею, уже из Персии, завоевавшей к тому времени Вавилон, чтимый евреями царь Кореш II в 539 году до н.э.
Самыми успешными антисионистами оказались римляне, которые после поражения восстания Бар-Кохбы в 136 году н.э. переименовали Иудею и Иерусалим (тогда-то и возникла самозванка Палестина), и постарались всех евреев изгнать. Лишь 17 с половиной веков спустя евреям удалось в значительном количестве вернуться в Землю Израиля. И приобрести название «палестинцы». Это название во второй половине 20 века они охотно уступили арабам, которым оно приглянулось.
Новый вид антисионизма возник в юном СССР в предвоенные два десятилетия. Это был небывалый период в российской истории без заметного государственного антисемитизма – там тогда преследовали, сажали и убивали за другое. За сионизм же, за желание уехать из СССР в Палестину, отправляли в ГУЛАГ.
Негатив советской идеологии – немецкий нацизм – советскую политику в отношении евреев аккуратно скопировал, но с обратным знаком. Жизнь евреям в Третьем Рейхе сделали невозможной, но эмиграция их приветствовалась. Когда Англия, в период действия очередной «Белой книги», установила высокий налог на въезд евреев в Палестину, нацисты готовы были оплачивать его, только бы избавиться от ненавидимых ими евреев.
Мутация этой национальной ненависти к евреям прослеживается в ходе карьеры главного функционера Рейха по еврейской части – Адольфа Эйхмана. С лета 1935 года он занимался принудительной эмиграцией евреев из Третьего Рейха. Как исправный служака, он выучил идиш и даже иврит. Эйхману принадлежала разработка 4-летнего плана перемещения евреев из Европы на принадлежавший поверженной Франции Мадагаскар.
В проекте от 15 августа 1940, подготовленном Эйхманом, операция должна была занять 4 года – по 1 млн переселённых евреев в год. В польских еврейских газетах уже сообщалось о начале переселения.
Но тут началась нелепая военная кампания в рамках МВ2 между войсками вишистской Франции – со стороны стран оси, и войск Индии, бывшей тогда частью Британской империи. Переселение отложили. Вскоре Эйхмана перебросили на подготовку и проведение Ванзейской конференции по «окончательному решению еврейского вопроса».
Нацистские проекты завершились вместе с Третьим Рейхом. А в СССР теорию антисемитизма и антисионизма, используя наработки Гитлера, продолжал разрабатывать крупнейший марксист первой половины 20 века И. Сталин.
Ещё, в 1931 году, отвечая на запрос Еврейского телеграфного агентства из Америки, глава СССР сформулировал: «Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. . . Активные антисемиты караются по законам СССР смертной казнью».
Определение Сталина, при всей своей экспрессии, оставляло вопросы. Какое отношение к антисемитизму имеет каннибализм? Конечно, нынешние южноафриканские борцы с «геноцидом» хамасников могут слопать еврея. Но могут съесть и нееврея. Тут нелегко провести разделение.
Загадочна и объявленная Сталиным смертная казнь в СССР за антисемитизм. Наверняка среди миллионов жертв сталинского террора встречались антисемиты. Хотя были и филосемиты. И во множестве – просто евреи.
Творческое объединение Сталиным советского преследования евреев за сионизм с нацистским за еврейство произошло в конце 40-х годов, возможно, как реакция на явление в Москве первого посланника недавно родившегося Израиля Голды Меир. Мало того, что Голда передала Сталину список, видимо немалый, советских евреев, желавших репатриироваться в Израиль, она ещё спровоцировала десятки тысяч московских евреев прийти в московскую синагогу, чтобы выразить ей свой восторг воссозданием Израиля.
Предотвратить катастрофу советского еврейства пытался Илья Эренбург. В те дни он опубликовал в Правде статью, в которой писал: «Государство Израиль не имеет никакого отношения к евреям Советского Союза, где нет еврейского вопроса и где в еврейском государстве нужды не ощущается».
Как не ощущается? Голда вспоминала свой знаменитый визит в московскую синагогу на Рош-Ха-Шана 1948 года: «Улица перед синагогой была неузнаваема. Она была забита народом. Тут были люди всех поколений: и офицеры Красной армии, и солдаты, и подростки, и младенцы на руках у родителей. Обычно по праздникам в синагогу приходило примерно сто-двести человек – тут же нас ожидала пятидесятитысячная толпа. В первую минуту я не могла понять, что происходит, и даже – кто они такие. Но потом я поняла. . . То и дело кто-нибудь на галерее для женщин подходил ко мне, касался моей руки, трогал или даже целовал мое платье. Без парадов, без речей, фактически – без слов евреи Москвы выразили свое глубокое стремление, свою потребность – участвовать в чуде создания еврейского государства . . . Такой океан любви обрушился на меня, что мне стало трудно дышать; думаю, что я была на грани обморока. А толпа всё волновалась вокруг меня, и люди протягивали руки и говорили “наша Голда” и “шалом, шалом”, и плакали».
Слияние двух проблем в одну Сталиным было чётким: евреев в Сион не отпускать, а уничтожить в СССР. Главе московских Горкома и обкома партии Хрущёву он поручил, как рассказал уже пенсионер Хрущёв в своих воспоминаниях, организовать грандиозный еврейский погром. Много написано о готовившейся высылке евреев. То, что задуманное избиение советских евреев было не влиянием минутного настроения, а творческим развитием марксизма, показало протекавшее в то же время – с конца 1951 по конец 1952 года, в Чехословакии «Дело Сланского» – генсека компартии.
В Праге судили партийное и государственное руководство страны – всего 14 человек. Трое из них были неевреями. В обвинительном заключении объявлялось, что традиционное классово-партийное определение сионизма как реакционно-националистической идеологии и политического течения еврейской буржуазии является недостаточным. Суд без возражений согласился с главным обвинителем, заявившим, что сионизм превратился в самого верного прислужника наиболее реакционных, милитаристских и человеконенавистнических кругов мирового империализма и поэтому причастность к сионизму должна рассматриваться как одно из тягчайших преступлений против человечества. Утверждалось, что еврей не может не быть сионистом и что существует всемирный еврейский заговор. Израиль был представлен орудием поджигателей новой мировой войны и империалистических претендентов на мировое господство. Не странно поэтому, что 11 из 14 обвинённых были приговорены к повешению, тела их были сожжены, а пепел развеян.
Понятия «сионист» и «еврей» на процессе Сланского обычно употреблялись как синонимы. Если их уравнять, то антисионист равен антисемиту. Эта формула сохранилась при следующей метаморфозе понятий-близнецов. «Комитет по антисемитизму и отрицанию Холокоста» IHRA добавил в определение антисемитизма: «Отрицание права еврейского народа на самоопределение, например утверждение, что существование государства Израиль — это расистский проект». То есть антисионизм является формой антисемитизма. Принятое в Москве и на процессе Сланского определение было принято. Но с иной коннотацией.
Следующий шаг в развитии исследуемых понятий пришёл из американских университетов. Эти в последние десятилетия получали львиную часть финансирования от таких очагов развития науки, как королевские дома Саудовской Аравии и Катара. Следуя указаниям из этих очагов, студентов обучили догмам, выведенным в начале 50-х годов ХХ века в Москве и Праге: всё мировое зло – от евреев, они же сионисты. Но тогда экзекуторы ненависти исполняли волю диктатора полумира, ослушаться которого было смерти подобно. Нынешние менторы студентов добровольно (хотя небескорыстно) и с упоением развивают догмы неомарксизма: воукизм, DEI (Равенство, разнообразие и инклюзивность) теорию “интерсекциональности” и прочее. Молодёжь покорно принимает их «науку».
Проблема с этой «наукой» в том, что израильские евреи в неё не вписываются. В соответствии с ней они давно уже должны были быть заменены прогрессивными палестинцами. Или наука не верна, или Израиль неправильный. Университетские профессора постановили, что второе.
Недавний опрос показал, что 67% молодых американцев 18–24 лет считают евреев угнетателями, большинство молодёжи хотели бы увидеть ликвидацию Израиля и замену его на государство ХАМАСа. Не удивительно, что 70% еврейских студентов колледжей чувствуют себя вынужденными скрывать свою еврейскую идентичность.
Последнее преображение пары «антисионизм есть антисемитизм»: парадоксальное принятие обеих её частей как своих взглядов прогрессивным американским еврейством, особенно молодым. Один из наиболее блестящих публицистов США Деннис Прегер недавно пересказал посвящённую этой теме свою статью из Лос-Анжелес таймс: «Когда университетская специализация молодых евреев – антисемитизм», напечатанную в 2005 году.
Характерна в ней такая история: на радиошоу, которое ведёт Прегер, он пригласил студентку Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая по случаю дня рождения Израиля напечатала полную ненависти статью о еврейском государстве. Прегер спросил ее, всегда ли она была настроена против Израиля. Она сказала, что, будучи еврейской девочкой, выросшей в Великобритании, она раньше была сионисткой, несколько раз посещала Израиль.
— Что тебя изменило? — спросил Прегер.
— Университет, — ответила она.
Что поменялось за 9 лет, прошедших с появления той статьи? – вопрошает Прегер, и сам отвечает: такая статья сейчас не могла быть напечатана в Лос-Анжелес таймс.
Борис Гулько