Амалек среди нас
Нет более пестрой общности на Земле, чем еврейский народ. В глазах рябит от обилия подходов евреев к жизни, разнообразия наших характеров.
Наиболее распространенный образ еврея использовал Василий Гроссман в рассказе «В городе Бердичеве», по которому был снят фильм «Комиссар»: блюдущий традиции глава семейства, любящий отец, честный труженик. Он противопоставлен Гроссманом комиссарше, оставляющей у евреев своего новорожденного, чтобы вернуться в кровавую мясорубку Гражданской войны.
Но это противопоставление снимает Исаак Бабель рассказом «Сын рабби». В нем «последний принц в династии» брацлавских цадиков Илья, смертельно раненный, в вагоне «поезда политотдела», в отчаянии выкрикнул автору: «Кулачье открыло фронт. Я принял сводный полк, но поздно. У меня не хватило артиллерии…»
Большевики, к которым принадлежал, как многие евреи, сын рабби, были в России относительно респектабельной партией – они только грабили (Ленин называл это экспроприациями). Другие были ассасинами. Среди народовольцев, совершивших успешное покушение на царя Александра II, судили семерых евреев. Анархист Мордехай Богров убил премьер-министра Столыпина. Социал-революционеры – эсеры, доминировавшие в 1917 году на выборах в Учредительное собрание, были партией террористов. Даже эсер Пинхас Рутенберг, оставшийся в истории Израиля создателем его электрической кампании, организовывал убийство – попа Гапона, сотрудничавшего с охранкой. «Раз в жизни свихнулся… И никак потом оправиться не мог», – оставил в своем завещании Рутенберг.
Требовал казнить Гапона глава боевой организации эсеров еврей Евно Азеф, сам, правда, тоже сотрудничавший с охранкой. Организовывал убийства, а потом сдавал исполнителей властям.
Среди евреев ХХ века были выдающиеся авантюристы вроде Якова Блюмкина, шпионы, как Юлиус Розенберг. А также величайшие ученые, поэты, художники, музыканты, писатели.
В середине века некоторые евреи в СССР восстали против нищеты, на которую обрекли население коммунисты. На окраинах империи они создавали подпольные цеха, производившие товары, без которых народ задыхался, и сбывали их через сотрудничавшие с ними магазины. За такое экономическое преступление против марксизма-ленинизма Хрущев расстрелял около 8000 человек, большей частью евреев.
Но было бы ошибкой думать, что общей чертой евреев является стремление к материальности. Значительная часть религиозных евреев решает посвятить все свое время изучению священных текстов и готова провести жизнь в бедности. Многие из них не признают Государство Израиль, хотя и живут в нем; отказываются служить в армии. Они в любую погоду носят торжественные черные лапсердаки и шляпы, белые рубашки, некоторые – белые чулки.
Но религиозные евреи и внутренне, и внешне разнятся между собой чрезвычайно. Религиозные сионисты получают светское образование, работают, составляют более 50% офицеров ЦАХАЛа. Они носят вязаные кипы, в теплое время года – шорты, майки и сандалии.
Такое разнообразие евреев заставляет предположить, что мы являемся композицией разных общностей с разными характерами, что при нашем создании в нас были замешаны гены разных групп. Тора и исторические хроники подтверждают такое предположение.
Праотец Авраам являлся мыслителем, в мире язычников открывшим, что Всевышний – один. От Авраама – наши мудрецы и великие ученые. Ицхак был необыкновенно успешен: «Посеял Ицхак на земле той, и получил в тот год урожай стократный, и Господь благословил его… и росло его достояние все больше и больше, пока не стало безмерно велико» (Бытие, 26:12–13). Нередко евреи, занятые бизнесом, чудесным образом повторяют путь Ицхака к богатству. Третий праотец, Яков, «был человеком кротким, сидящим в шатрах» (25:27). Не от него ли пошли ученики ешив, стремящиеся избежать столкновения с жизнью вроде работы и службы в армии? Правда, обстоятельства заставили Якова и тяжело трудиться, и стать борцом. «Остался Яков один, и боролся с ним кто-то до утренней зари, и увидел, что не одолевает его» (12:25–26). Этот эпизод – неукротимость праотца в борьбе за нашу суть и выживание в противостоянии с мистическим соперником – символизировал судьбу возникавшего еврейского народа.
Важны для еврейской судьбы и черты других персонажей Торы, оказавшихся в основании народа. Арамеец Лаван был внучатым племянником Авраама, братом жены Ицхака Ривки и отцом жен Якова, соответственно, дедушкой всех его 12 сыновей. С Лаваном тоже говорил Всевышний: «Бог отца вашего накануне сказал мне так: «Берегись, не говори Якову ни хорошего, ни плохого» (31:29). Свойства Лавана проявляются в еврейской судьбе тенденцией к смешению с окружающими народами. В Пасхальной агаде сказано: «Ведь даже фараон издал указ (топить в Ниле) только о мальчиках, Лаван же хотел уничтожить все в корне…» Наследие Лавана – еврейская универсалистская традиция, стремление к ассимиляции. В современной Америке более 80% браков неортодоксальных евреев заключаются с неевреями, и только около трети детей в таких смешанных семьях воспитываются как евреи.
Брат-близнец праотца Якова Эйсав по прозвищу Эдом «стал человеком, сведущим в охоте, человеком степей» (25:27), по мнению комментаторов – разбойником. Тора сообщает: «Эйсав – родоначальник эдома» (36:43). Эдомитяне жили отдельно от евреев около полутора тысяч лет. В конце 2 века до н. э. царь евреев Иоханан Гиркан I завоевал эдомитян и обратил их в иудаизм. Описывая еврейское царство во времена после этого судьбоносного объединения семьи, Иосиф Флавий поминает, что в каждой пещере страны скрывалось по разбойнику. А вскоре царем Иудеи стал эдомитянин по происхождению Ирод, знаменитый своей жестокостью. Традиция утверждает, подчеркивая общность потомков близнецов, что голова Эйсава покоится в пещере Махпела – усыпальнице патриархов и матриархов евреев.
Можно предполагать, что еврейские авантюристы и террористы, а также бесстрашные воины наследуют свойства Эйсава-Эдома. «Солдат номер один» Израиля Эхуд Барак, со всеми его достоинствами и недостатками, видится мне представителем евреев из эдомитян.
Одно из племен эдомитян занимает особое место в судьбе евреев и в нашей теологии. Ежедневно соблюдающий традицию еврей должен повторять: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта. Что он напал на тебя в дороге и перебил позади тебя всех ослабевших, когда ты был усталым и измученным; и не боялся Бога. И вот, когда Всевышний, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов вокруг в Земле, которую Всевышний, твой Бог, дает тебе в наследие, чтобы ты владел ею, сотри память Амалека из-под Небес; не забудь» (Второзаконие, 25:17–19).
Амалек – это мистический народ, основное свойство которого – ненависть к евреям.
В первой книге пророка Шмуэля рассказано: «И поразил Шаул Амалека от Хавилы до дороги в Шур, что пред Египтом. И захватил Агага, царя Амалекова, живым, а весь народ истребил острием меча. Но Шаул и народ пощадили Агага» (15:7–9). Впрочем, ненадолго: на следующий день «рассек Шмуэль Агага пред Господом в Гилгале» (15:33). Но вот прошло несколько лет: «И поднимался Давид и люди его, и нападали на… амалекитян» (27:8). Вроде их недавно уничтожил Шаул?
Да и само повеление Торы, «сотри память Амалека из-под Небес; не забудь», кажется, содержит противоречие: ведь оно – на все времена. Если удастся стереть, то о чем будем помнить?
Я не раз слышал обсуждения: существует ли Амалек сегодня, и если существует, то кто он? Память о ком мы должны стереть?
Ответ содержит история. Амалек, родоначальник этого странного племени, был внуком Эйсава, значит, частью эдомитян, обращенных в евреи больше 21 века назад. Амалек скрылся от уничтожения среди нас, и, приглядевшись, мы можем без труда увидеть его многочисленные проявления в евреях.
В конце XV века примерно половина испанских евреев, чтобы избежать изгнания, приняла христианство. Многие из них продолжали тайно соблюдать еврейский закон. Особую опасность для таких евреев представляли другие обращенные евреи, помогавшие инквизиции определять притворщиков. Например, эти амалеки надоумили инквизиторов смотреть, из печей чьих домов по субботам не идет дым: кто не разводит огонь по шаббатам?
Сохранился текст диспута великого мудреца Средневековья Рамбама с выкрестом Пабло Христиани, примерным Амалеком, боровшимся с верой евреев.
Амалеком, несомненно, был Мойше Бланк, крестившийся в 1845 году в возрасте 87 лет и писавший царю Николаю I: «…следует отдать указание, чтобы принудили их (евреев) молиться за здравие императора, царского наследника и всей монаршей семьи…» Годом позже царское министерство внутренних дел, разбирая второе послание Бланка, постановило: «Отказ евреев произносить молитву за здравие царя и его семьи является нетерпимым». Правнуком Бланка был Владимир Ленин.
Сын раввина Яков Брафман, крестившись, стал яростным врагом иудаизма. Его книги переводились и способствовали притеснениям евреев в разных странах. Внуком Брафмана был Владислав Ходасевич, один из самых заметных поэтов Серебряного века, автор прекрасных переводов ивритоязычных поэтов. Это показывает, что свойства Амалека проявляются случайно и не наследуются.
В XX веке, кроме отдельных евреев-Амалеков вроде троицы Минц – Митин – Хавенсон, заставлявших в начале 1953 года видных советских евреев подписать письмо с одобрением предполагавшейся высылки евреев в Восточную Сибирь и на Крайний Север, или Джорджа Сороса, стали возникать целые организации евреев-Амалеков. В России это были Евсекции, закрывавшие по стране в 20-е годы синагоги, Антисионистский комитет 70-х годов. В сегодняшней Америке такие: J street, исполняющая, по выражению Каролин Глик, роль еврейского фигового листа для антиизраильских политиков и активистов; Новый израильский фонд (НИФ), щедро субсидирующий организации израильских Амалеков. Так, в прошлом году НИФ отвалил антиизраильским еврейским организациям «Шоврим штика» – 430 тыс. долларов, «Бецелем» – 414 тысяч.
Не голодает и самая старая организация израильских Амалеков – «Шалом Ахшав». Несколько лет назад, во время сбора средств по Америке, они прислали письмо и мне, сообщая, сколько денег им требуется, чтобы летать на самолетах над Иудеей и Шомроном и сигнализировать мировой общественности, когда евреи в каком-то своем поселении строят новый дом или курятник.
Хотелось бы назвать средство против Амалека, например, изучение и соблюдение Торы. Но вот вполне соблюдающие иудеи из секты «Натурей Карта» посещали Иран и просили его президента уничтожить Израиль. Обратиться к образованию и культуре? Израильские писатели и профессора – тоже в массе левые, что обычно означает – Амалеки.
После того как Амалек укрылся среди евреев, борьба против него превратилась в парадокс. Выступая против Амалека, ты выступаешь против евреев, что и есть работа Амалека. Остается заняться интроспекцией и бороться с Амалеком в себе, а остальное предоставить Всевышнему. Ведь обещано же нам: «И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йегошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба» (Исход, 17:14). Надежду эту, правда, подрывает следующая фраза Торы: «Война у Господа против Амалека – из рода в род» (17:16). Да и дату избавления от Амалека в цитированном выше: «…когда Всевышний, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов» отмечать в календаре преждевременно.
Книги Бориса Гулько:
«Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний».
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
«Мир еврея». Избранные эссе с начала тысячелетия до 2012 года. 269 страниц. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Книги продаются также на Amazon и Amazon Europe.
Борис ГУЛЬКО