“Аида”, одна из последних опер Джузеппе Верди.

“Аида”, одна из последних опер Джузеппе Верди.

В  Сан-Францисской опере с большим успехом идёт «Аида», одна из последних опер Джузеппе Верди. Как-то вечером она транслировалась на стадион, где собралaсь многотысячнaя аудитория любителей оперного искусства. «Аида» – одно из самых удачных творений композитора, с великолепной драматургией, напряжённой интригой, мастерски созданными характерами, прекрасными ариями, вокальными ансамблями и хорами, яркой восточной экзотикой. Оркестровая партитура также […]

Share This Article

В  Сан-Францисской опере с большим успехом идёт «Аида», одна из последних опер Джузеппе Верди. Как-то вечером она транслировалась на стадион, где собралaсь многотысячнaя аудитория любителей оперного искусства. «Аида» – одно из самых удачных творений композитора, с великолепной драматургией, напряжённой интригой, мастерски созданными характерами, прекрасными ариями, вокальными ансамблями и хорами, яркой восточной экзотикой. Оркестровая партитура также свидетельствует о чрезвычайно высоком мастерстве, достигнутом Верди. Сюжет оперы относится к античным временам, но персонажи – обычные люди, как мы с вами, обуреваемые такими же страстями.

Ещё в 1868 году правительство Египта обратилось к Верди с просьбой сочинить оперу с «египетским сюжетом» в связи с предстоявшими празднествами по случаю двойного события: открытия  Суэцкого канала и почти одновременного открытия оперного театра в Каире. Пятидесятипятилетний Верди, совсем уж было собравшийся свернуть свою композиторскую деятельность, ответил отказом. Но почти через два года французский археолог и египтолог Мариетт предложил Верди сценарий оперы на сюжет легенды, которую он якобы почерпнул из расшифрованного им папируса и которая относится к эпохе ожесточённой борьбы египетских фараонов с Эфиопией. Верди был пленён достоинствами сценария и согласился приступить к работе.

Немедленно сложилась команда либреттистов, в которую вошли, помимо Мариетта, К. Дю.Локль (прозаический текст) и А. Гисланцони (стихотворный текст). Верди, как всегда, принимал самое активное участие в разработке сюжета, заставляя своих соратников переделывать написанное по многу раз, сразу после поступления текста сочиняя музыку, а потом пересочиняя её. Его лихорадочная одержимость передавалась либреттистам, а его нетерпимость не вызывала у команды отрицательных эмоций, – так высок был авторитет композитора.

Всё создавало препятствия, в том числе и вспыхнувшая франко-прусская война,  так как готовые костюмы и декорации оставались в Париже, и их невозможно было переслать. Пришлось всё начинать сначала. И, как обычно, Верди попытался стать и постановщиком оперы. На сей раз он не смог найти достаточно времени и ограничился подготовкой четырёх ведущих исполнителей для постановки «Аиды» в Ла Скала. Премьера оперы задержалась, но, в конце концов, состоялась в декабре 1871 года в Каире, а в феврале следующего года – в Милане. Верди присутствовал только на премьере в Милане. Обе постановки прошли триумфально.

«Аида» – яркое воплощение романтизма в оперном искусстве. Древний Мемфис. Молодой, красивый, благородный и отважный начальник дворцовой стражи  Радамес мечтает прославиться на поле сражений. А ещё он любит молодую прекрасную эфиопку Аиду, захваченную в плен во время одного из сражений, а ныне являющуюся рабыней дочери фараона, Амнерис. Последняя, в свою очередь, тайно влюблена в Радамеса. Никто не знает, что Аида – дочь эфиопского царя, Амонасро. Новое нашествие эфиопов. Радамес, возглавивший армию Египта, возвращается с победой. Народ встречает его и победителей с восторгом. Среди пленных оказался и Амонасро, который просит дочь держать в секрете его имя и положение.

Догадавшись о взаимоотношениях Радамеса и Аиды, он требует, чтобы дочь узнала у Радамеса, какой дорогой он поведёт свою армию против эфиопов. Между тем, в знак признания заслуг Радамеса, фараон отдаёт ему руку своей дочери. Сложное переплетение чувств любви, ревности, надежды, отчаяния, дочернего долга и любви к родине. По настоянию Аиды, Радамес сообщил  ей о плане передвижения армии, но тут же был схвачен прислужниками верховного жреца Рамфиса. В подземелье происходит суд над Радамесом, обвиняемом в измене родине. Амнерис ещё может спасти его, если он покается и откажется от Аиды. Но Радамес непреклонен. Решением суда жрецов его заточили навсегда в подземелье храма, где неожиданно появляется и Аида, решившая разделить участь своего возлюбленного. Над подземельем несчастная Амнерис молит богов о душевном покое.

«Аида» неоднократно шла на сцене Оперы Сан-Франциско, в ней пели многие выдающиеся исполнители, включая Ренату Тебальди, Лучиано Паваротти  и многих других. Известные певцы задействованы и в нынешней постановке, которая сразу же привлекает публику яркостью и пестротой красок (дизайнер Зандра Родес). Что же касается декораций, то, мне кажется, они были излишне абстрактными, теряя ориентальный характер. Малоудачны и некоторые постановочные решения (режиссёр Джо Дейвис).

Например, не получилась триумфальная встреча победителей после разгрома эфиопских войск. Вместо всенародного ликования мы увидели набор танцевальных номеров (кстати, хорошо поставленных и исполненных, хореограф Джонатан Лан, возобновление – Лоуренса Печ). Танцы предусмотрены композитором, а где же радость победы? По замыслу авторов, Радамес и Аида были замурованы в подземелье, но постановщики почему-то выделили им для заточения некий шатёр. Не думаю, что это пустяк, ибо такое сценическое решение снижает трагизм ситуации.

Все вокалисты справились со своими партиями, но с весьма различным результатом. Партию Радамеса исполнял сорокасемилетний тенор Марчелло Джиордани, хорошо знакомый сан-францисской публике. Он был очень многообещающим певцом, но потом у него возникли серьёзные вокальные проблемы, с которыми он со временем как будто бы справился. Сейчас он частый гость в Метрополитен Опера, спел там 170 спектаклей. Но он прошёл уже через свой апогей, его голос лишён свежести и свободы звукоизвлечения. Опытному певцу удаются отдельные сцены, но в целом его исполнение не вызывает большого энтузиазма.

Партию Аиды исполнила впервые выступившая в Сан-Франциско сопрано Микаела Кароси. У неё хорошая внешность и значительный опыт: Аиду она спела во многих самых выдающихся театрах мира. И всё же нужно признать, что она не оправдала больших ожиданий. Её Аида, прежде всего,  совершенно бесцветна. Ни вокально, ни сценически Микаела не сумела создать убедительный образ женщины, ради которой  Радамес мог пожертвовать своей жизнью и судьбой.

Партия Амонасро досталась баритону  Марко Вратогна. Он уже исполнил в нашем театре роль Яго в опере  «Отелло», и это вызвало большое количество хвалебных откликов. Он и сейчас сценически был достаточно убедителен, сыграв фанатичного вождя, идущего на всё для достиджения своих целей. Вокально же Вратогна оказался менее интересным. Может быть, мне мешали воспоминания об исполнении Лисициана, которого я слушал в этой партии несколько раз.

Украшением спектакля стала замечательная меццо-сопрано Долора Зайджик, спевшая и сыгравшая партию Амнерис. В прошлом выпускница Мерола Опера Програм, певица сумела в 58 лет сохранить свежесть и красоту своего большого и послушного ей голоса. Её пение было эмоционально и полно весьма существенных нюансов, каждый поворот её головы, брошенный взгляд были полны значения, она жила жизнью Амнерис, она была ею. Это, наверное, лучшая её роль, исполненая в Сан-Франциско. Как она была хороша! Куда глядел Радамес!

Второстепенные партии были, в основном, второсортно исполнены. Хорошо прозвучали хоровые эпизоды, неплохо звучал оркестр под руководством музыкального директора Оперы Николы Луисотти, но и эта постановка, и постановка оперы Массне «Вертер» существенно не дотягивают до уровня большинства спектаклей прошлого, совершенно потрясающего сезона. Связано ли это с финансовыми затруднениями театра? Возможно. Публика приняла «Аиду» восторженно. Что ж, Верди есть Верди, а «Аида»…что тут говорить: она единственна и несравненна.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »