Афиша: спектакли, концерты, фильмы
Музыка к балету была завершена к 1944 году, премьера прошла в 1945-м на сцене Большого театра с Ольгой Лепешинской в главной партии. В «Золушке» с успехом танцевала Галина Уланова.
«Золушка»
1-я программа сезона
Балетом Прокофьева Cinderella открылся сезон в Балете Сан-Франциско.
На Западе балет многократно ставился и памятен постановками Фредерика Аштона в Ковент-Гардене (1948), Маги Марен в Лионской опере (1985) и спектаклем Рудольфа Нуреева в Парижской опере (1986), действие которого было перенесено в Голливуд времен золотого века американского кино. В легендарном парижском спектакле танцевали Сильви Гиллем и сам Нуреев.
Фрэнсис Чунг и Джозеф Уолш в «Золушке». © Erik Tomasson
Из российских спектаклей стоит упомянуть постановку в Мариинском театре Алексея Ратманского с Дианой Вишневой и Андреем Меркурьевым (2002) и постановку Юрия Посохова в Большом со Светланой Захаровой и Сергеем Филиным (2006).
«Золушка» – сказочный балет, как и все три («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица») балета Чайковского, и практически не сходит со сцены.
Британский хореограф Кристофер Уилдон поставил свой спектакль в 2012 г. в Голландском национальном балете в Амстердаме, и через полгода спектакль вышел в Сан-Францисском балете как совместная продукция двух балетных компаний.
В версии Уилдона нет крестной матери – волшебницы, нет боя часов в полночь, но к сказке Шарля Перро добавлены элементы сказки братьев Гримм, в результате чего возникла большая объемность и глубина образов. Его Золушка – не беспомощная сиротка, но более собранная барышня, получающая принца в финале вполне заслуженно.
Сатирические образы сводных сестер и прикладывающейся то и дело к рюмке мачехи сохранены и занимают отведенное им в спектакле место.
Уилдон – лауреат театральной премии «Тони» за мюзикл «Американец в Париже» – обладает ярким театральным языком. В «Золушке» он совместно с художником по костюмам и сценографом Джулианом Краучем и с кукловодом Бэзилом Твистом создает магическое представление, в котором, наряду с артистами балета, участвуют марионетки, трехглавые чудища, над сценой взлетают кресла и подсвечники, а 370 костюмов и двести участников спектакля поражают воображение слаженностью и верностью духу прокофьевской музыки. Гномы, принцессы, птицы и фантастические создания населяют мир спектакля, усиливая воздействие яркостью и прихотливостью.
Кристофер Уилдон относится к самым знаменитым и востребованным мировым хореографам.
Он участвовал в фестивале современной хореографии Unbound Сан-Францисского балета два года назад. Он автор 13 постановок на сцене нашего театра, многие из них – одноактные балеты, стильные и запоминающиеся.
История о Золушке вдохновила Россини и позднее Массне на создание опер. Сказка оказалась универсальной, она продолжает развлекать, поучать и дарить надежду в соединении с великой музыкой.
1/Cinderella
До 2 февраля
2-я программа
Три одноактных балета были созданы специально для труппы. Bespoke («На заказ») Стэнтона Уэлча отличает попытка говорить языком классических форм, в частности оды, более привычной в поэзии, чем в танце.
Уэлч обращается к эстетике классической школы для размышления о коротком веке молодости и красоты в мире балета. Часто балетная карьера начинается в 18–20 лет и к 40 завершается. Балет, пожалуй, самый эфемерный из видов искусств, и в этом его красота и драматизм. За 25 минут хореограф рассказывает историю нескольких героев, переживающий восторг и трепет от первого выступления на сцене, зрелость и успех, и вот уже прощание с той прекрасной иллюзией, которой были отданы лучшие годы.
Hummingbird («Колибри») Лайама Скарлетта тяготеет к абстрактности, как большинство современных одноактных балетов. Напряженный драматизм и нервная энергичность танца передают накал страсти в любовной коллизии. Движения порывисты и вихреобразны, танцовщики динамично существуют в музыкальном поле Филипа Гласса. Хореограф умело сочетает приемы классического балета и современного танца.
Sandpaper Ballet («Балет наждачной бумаги») был поставлен Марком Моррисом в 1999 г. на музыку Лероя Андерсона со свойственной Моррису иронией и склонностью к улыбке.
Три балета второй программы объединены обращением к классическому языку танца, но из сегодняшнего дня.
2/ Classical (Re)Vision
11–22 февраля
San Francisco Ballet War Memorial Opera House
301 Van Ness Ave. sfballet.org
415-865-2000
«Пиковая дама» в Чикаго
Чайковский продолжает жить на американской сцене. Спектакль в Чикаго объединил известного британского оперного режиссера Ричарда Джонса, дирижера сэра Эндрю Дэйвиса, тенора Брэндона Йовановича и сопрано Сондру Радвановски, неоднократно певших в Опере Сан-Франциско.
The Queen of Spades Lyric Opera
15 февраля – 1 марта
Wakey, Wakey в ACT
Комедию лауреата премии Obie Уилла Эно «Просыпайся, просыпайся» поставила Анна Кауффман, спектакли которой отмечены крупными театральными премиями.
В главных ролях – Тони Хэйл и Катрин Смит-МакГлинн, на счету которых успешные работы на телевидении и в театре.
«Просыпайся, просыпайся» – камерная комедия-драма о том, как повседневное и знакомое вдруг поворачивается к нам неожиданной стороной. Это диалог мужчины и женщины о радостях, загадках и тайнах, да-да, тайнах повседневной жизни с легким налетом сюрреализма. Нас как бы призывают открыть глаза и посмотреть на милые несуразности жизни с улыбкой, снисхождением и, возможно, слезами.
Wakey, Wakey
23 января – 16 февраля
ACT’s Geary Theater 405 Geary Street
415-749-2228
act–sf.org
Звезды кабаре
На уютной камерной сцене кабаре продолжаются концерты комедийных актеров, звезд бродвейских мюзиклов и эстрадных исполнителей.
Паула Уэст в сопровождении ансамбля из четырех музыкантов исполнит знаменитые джазовые номера, ставшие широко известными. Певица обладает богатым сильным голосом, ее контральто принесло ей множество музыкальных наград и славу одной из лучших певиц своего поколения.
Paula West
6–16 февраля
Ризо
В репертуаре исполнительницы – песни Бейонсе, Дэвида Боуи, Принца.
Ризо споет также собственные баллады о ночном одиночестве, тенях прошлого и каплях вина на дне бокала.
Rizo
11 февраля
Feinstein’s at the Nikko 222 Mason St.
866-663-1063
feinsteinssf.com
Gatz: роман Фитцджеральда в Berkeley Rep
Спектакль нью-йоркской театральной компании Elevator Repair Service по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» после оглушительного успеха в Нью-Йорке приезжает в Беркли-Реп.
Компания была создана в 1991 г. и выступала на сценах многих нью-йоркских театров, получив уйму наград и призов.
До 2006-го коллектив отказывался от традиционных пьес, обращаясь к «найденным текстам», создавая экспериментальные спектакли-коллажи, построенные на импровизации. Но все изменилось после выхода спектакля «Гатц», первой части театральной трилогии по знаменитым американским романам. После романа Фицджеральда, во второй части, стоит «Шум и ярость» Фолкнера, а замыкает цикл «И восходит солнце» Хемингуэя. Все три романа были написаны в 1925–1929 гг.
«Гатц» объехал страны и города, вызывая восторг и получая высокие оценки. Спектакль называют самым важным театральным событием десятилетия. Начинается он вроде незначительным событием – некий клерк в каком-то убогом офисе находит, придя на работу, роман «Великий Гэтсби» и начинает читать его вслух. Сослуживцы не обращают особого внимания, но после нескольких странных совпадений/происшествий становится неясно, продолжает ли клерк читать роман или роман изменяет и трансформирует читающего и находящихся с ним рядом.
Спектакль большой, продолжается шесть часов (после первых трех часов сценического действия следует двухчасовой перерыв на обед, затем играется вторая часть).
Gatz
13–23 февраля
Berkeley Rep Theatre 2015 Addison St. Berkeley
510-647-2949
berkeleyrep.org
Джаз
Джаз-центр проводит ежегодное светское мероприятие – фандрайзинг SFJazz Gala 2020 Honoring Mavis Staples, средства от которого пойдут на образовательно-художественные программы, проводимые центром. Поклонники ритм-энд-блюз и госпел недавно отметили 80-летие выдающейся исполнительницы, борца за равные права в США и обладательницы уймы музыкальных наград за ее более чем полувековую музыкальную карьеру. В концерте участвуют Rosanne Cash & John Leventhal, Bonnie Raitt, Rick Holmstrom и сама Mavis Staples. За концертом последует afterparty.
30 января
Mavis Staples
31 января, 1 февраля
Чикано-джаз
Лос-анджелесская акустическая группа из шести музыкантов «Лас Кафетерас» обращается к мексиканскому фолку провинции Веракруз, используя местные инструменты, мелодические ходы хип-хопа и сапатеадо, стиля испанского народного танца, в котором ритм выстукивается ногами.
Las Cafeteras
8–9 февраля
Четыре вечера бразильских ритмов
Джазовая примадонна Диана Ривз с ее ансамблем исполнит бразильские джазовые композиции и попсу, принесшие ей всемирную известность. Чувственные, напевные, иногда меланхоличные, с плавающим звучанием саксофона, они погружают в мягко-созерцательное состояние.
С Ривз выступает замечательный бразильский пианист и композитор Иван Линс.
Dianne Reeves: Nights in Brazil w/ Ivan Lins
20–23 февраля
SF Jazz Center 201 Franklin St.
866-920-5299
sfjazz.org
SF Performances
Знаменитые исполнители
Замечательный пианист Гаррик Олссон продолжит серию концертов, включающих все фортепианные сонаты Брамса.
Garrick Ohlsson Piano
4 февраля
Скрипка, фортепиано, виолончель
Изабель Фауст, Александр Мельников и Жан-Гуэн Кейрас исполнят камерные произведения Бетховена. Трио известно своей интерпретацией Баха, Лигети, Видманна.
Программа, целиком состоящая из бетховенских произведений, посвящена 250-летию композитора.
Isabelle Faust Violin, Alexander Melnikov Piano, Jean-Guihen Queyras Cello
8 февраля
Модерн данс
Направление появилось в начале XX столетия в противовес академической школе классического балета и отличается утверждением неклассического концепта телесности.
Хореография Поля Тейлора, скончавшегося в 2018 г., объединяет элементы традиционного балета и инновации и поиск нового языка, который Тейлор разрабатывал на протяжении шести десятилетий своей карьеры.
Две различные программы демонстрируют этапы развития Paul Taylor Dance Company.
Program A: 19, 22 и 23 февраля
Program B: 20 и 21 февраля
The Blue Shield of California Theater at YBCA
700 Howard St.
sfperformances.org
415-392-2545
Филармония
Дирижирует Герберт Блумстедт
Замечательный шведский дирижер даст концерт из двух симфонических произведений.
Первую из четырех своих симфоний швед Франц Бервальд завершил в 1842 г. Композитор романтического направления переехал в Вену. При жизни музыка Бервальда не была оценена по достоинству, написанные им оперы и оперетты практически не ставились. Ныне он считается одним из ведущих композиторов Швеции.
Симфония № 3 Иоганнеса Брамса была написана в 1883 г., когда находившийся на вершине славы композитор уехал из Вены в летнюю поездку по Германии, в том числе по окрестностям привлекавшего его Рейна. В этом произведении Брамс дает новое решение и определение жанра романтической симфонии, он сочетает классические бетховенские и романтические шубертовские традиции. Уникальна и ее драматургия: от мажорной первой части к драматическому минорному финалу.
Интересно соседство этих двух симфоний в одной концертной программе, построенной по принципу оси Вена – Стокгольм.
Blomstedt, Berwald, & Brahms
30 января (утро и вечер), 31 января; 2 февраля
К 250-летию Бетховена
«Вы и представить себе не можете, каково это – слышать шаги этого гиганта у себя за спиной», – сказал Брамс о Бетховене.
Симфонизм Бетховена повлиял на несколько поколений композиторов, пришедших после него, в том числе и Брамса.
Дирижер, лауреат Филармонии Сан-Франциско Херберт Блумстедт, возвращается после многократных выступлений за годы с оркестром филармонии для участия в концерте, в программе которого – Вторая симфония Бетховена, написанная в Вене в 1803 году. Тридцатитрехлетний композитор уже терял слух, но полагался на внутренний голос и слух. Отсюда в музыке радостный подъем и мягкие, как бы осветленные улыбкой звуки.
Молодой Брамс при написании своих симфоний почти замирал от мысли о сравнении сочинений своих и своего кумира. Пятнадцать лет труда, переписываний и изменений, остановок и возвращений к брошенным партитурам дали блестящие плоды – четыре симфонии Брамса, наивысшего достижения в музыке эпохи романтизма.
Beethoven250: Blomstedt, Beethoven 2, & Brahms 4
7, 8, 9 февраля
Жан-Ив Тибоде и французские композиторы
Пианист-виртуоз Жан-Ив Тибоде известен как один из лучших интерпретаторов Равеля, Сати, Сен-Санса, Дебюсси и других французских композиторов.
В нынешний концерт Тибоде и канадский дирижер Фабьен Габель включили «Пери» (1912), замечательное сочинение (одноактный балет) Поля Дюка.
Габель, музыкальный руководитель Квебекского симфонического оркестра, впервые дирижирует оркестром филармонии.
French Masters: Thibaudet & Saint-Saëns’ Organ Symphony
14, 15, 16 февраля
Сопрано Джулия Буллок и Эса-Пекка Салонен
В 1697 г. Шарль Перро собрал и обработал французские народные сказки, издав их под названием «Сказки матушки Гусыни». Два столетия спустя Морис Равель в своей симфонической сюите обратился к героям и образам Перро.
Равеля также привлекало современное искусство недавно начавшегося XX столетия и поэзия Малларме. Три его стихотворения Равель переложил на музыку.
Сопрано Джулия Буллок исполнит эти вокальные произведения и Les Illuminations («Озарения») Бенджамина Бриттена.
Дирижер и новый музыкальный руководитель филармонии Эса-Пекка Салонен подсказал Стивену Стаки идею написать сочинение на тему похорон королевы Марии Шотландской.
Music for the Funeral of Queen Mary прозвучит в программе концерта.
Salonen: Julia Bullock Sings Ravel & Britten
20, 21, 22 февраля
Концерт камерной музыки «Скрипки надежды»
Концерт проводится совместно с выставкой Violins of Hope. На ней представлены струнные инструменты, на которых играли еврейские музыканты в годы холокоста. Уцелевшие чудом скрипки звучат сегодня.
Чешский композитор Ганс Краса погиб в 1944 в Освенциме. Tanz («Танец»), пассакалья и фуга были написаны в концлагере в Терезине.
Гидеон Кляйн, также томившийся в Терезине, завершил свое Трио для струнных за десять дней до отправки в Освенцим, где и погиб.
В концерте принимают участие Раушан Ахмедьярова (скрипка), Давид Чернявский (скрипка), Адам Смила (альт), Ася Гулиа (фортепиано).
Chamber Music Series: Violins of Hope – Music of Klein, Krása, & Brahms
23 февраля, 2 pm
Пианистка-виртуоз Юджа Ванг
Канадско-китайской пианистке Ванг тридцать один, она считается самой востребованной исполнительницей на мировых концертных площадках. МТТ и Юджа Ванг не раз выступали вместе.
На этот раз Ванг даст сольный концерт, программа которого будет объявлена позднее.
Piano Recital with Yuja Wang
23 февраля, 7:30 pm
Дневные концерты
для детей
Специальные дневные концерты организованы для школьных и детсадовских групп.
Concerts for Kids: Youth Concerts (Grades 4–9)
24 февраля, 10 и 11:30 am
Concerts for Kids: Children’s Concerts (Kindergarten – Grade 3)
25 и 28 февраля, 10 и 11:30 am
SF Symphony Davies Symphony Hall
201 Van Ness Ave.
415-864-6000
sfsymphony.org
Выставка
«Скрипки надежды»
На выставке представлены инструменты, на которых играли музыканты в еврейских гетто и узники концлагерей. Игравшие на них не дождались освобождения, но инструменты уцелели. Одна из скрипок, проданная после разгрома фашизма бывшим пленным, была передана в 1980 году в ателье скрипичного мастера и реставратора Амнона Вайнштейна в Тель-Авиве.
Поскольку на скрипке по приказу охранников играли вблизи крематория, мастер нашел под корпусом слежавшийся черный пепел, так густо летавший в воздухе, что он попал внутрь скрипки.
Иногда музыканты получали отсрочку от газовой камеры, так что можно сказать, что скрипки спасали людей.
Вайнштейн, которому сейчас за восемьдесят, и его сын собрали 50 таких инструментов. К созданию коллекции присоединился скрипичный мастер Авшалом, ныне живущий в Районе Залива. Собрание насчитывает теперь 86 инструментов. Есть в нем и альты, и виолончель.
Выставка и сопровождающие ее концерты, лекции, показ фильмов и другие программы организованы при участии 42 общественных, культурных и религиозных организаций. «Мы не ожидали, что наша инициатива вызовет такой резонанс», – говорит Патриция Кристоф Мой, директор музыкальных программ в Kohl Mansion, где выставка проходит.
Сан-Францисский композитор Jake Heggie (Джейк Хейги) написал вокальный цикл Intonations: Songs from the Violins of Hope («Интонации: песни скрипок надежды»). Исполнят его сопрано Sasha Cooke и скрипач Daniel Hope. Цикл написан в связи с проведением выставки.
Violins of Hope
До 15 марта
Music at Kohl Mansion
2750 Adeline Dr, Burlingame
650-762-1130
musicatkohl.org
violinsofhopesfba.org
Chamber Music: Сан–Франциско, Уолнат–Крик, Пало–Алто
Квартет «Аполлон Мусагет» из Польши с успехом выступает на ведущих мировых концертных площадках, сотрудничает с балетными компаниями, участвует в концертных турне поп-звезды Тори Амос. Квартет занимает свое особое место на музыкальной карте Европы. В их репертуаре часто присутствуют композиторы Венской школы.
В программе нынешнего концерта – три квартета: Гайдна, Бетховена и Дворжака.
Apollon Musagète Quartet 9 февраля
Фортепианный дуэт
Грег Андерсон и Элизабет Джой Рой удивляют экспрессией, обладая особым узнаваемым стилем исполнения, созвучным с динамизмом и ассонансами XXI столетия. Их записи классической музыки занимают ведущие места в музыкальных чартах, а видеоклипы получают миллионы просмотров на YouTube. Дуэт выступает с известными симфоническими оркестрами и часто гастролирует.
Anderson & Roe Piano Duo
15 февраля
Александр Ситковецкий
Скрипача Александра Ситковецкого соединяют родственные узы с Дмитрием Ситковецким, Беллой Давидович и Джулианом Ситковецким. Он унаследовал любовь к музыке и успешно концертирует по миру, принимая участие в ведущих мировых музыкальных фестивалях. На его счету – выступления с прославленными симфоническими оркестрами. В концерте принимает участие пианистка Ву Киан.
Прозвучат сонаты Грига и Шумана.
Alexander Sitkovetsky with Wu Qian
22 февраля
Herbst Theatre
Chamber Music San Francisco
Информация по Уолнат-Крик и Пало-Алто на сайте chambermusicSF.org
Кино
Berlin & Beyond Film Festival
В рамках фестиваля демонстрируются новейшие игровые, документальные фильмы и короткий метр из Германии, Австрии и Швейцарии.
What Might Have Been («Что могло бы быть»), The Collini Case («Дело Коллини»), Lara («Лара»), Gipsy Queen («Цыганская королева») демонстрируют жанровое разнообразие немецкого кино.
Комедии, криминальные фильмы, триллеры и социальные драмы отражают разные аспекты жизни в немецкоязычных странах.
The Reformer Zwingli («Реформатор Цвингли») швейцарского режиссера Стефана Хаупта повествует о жизненном пути и идеях Ульриха Цвингли, христианского гуманиста и философа, жившего в пятнадцатом столетии и боровшегося за реформацию церкви.
Once We Were Rebels («Мы были бунтарями») австрийского режиссера Джоанны Модер – политическая драма о супружеской паре тридцатилетних австрийцев, помогающих их другу из России нелегально перебраться в Австрию. Различие в психологии тех, кто помогает, и того, кому они оказывают помощь, приводит к конфликту из-за разницы в понимании внутренних и внешних границ героев.
24th Berlin & Beyond Film Festival
7–9 и 11–13 в Сан–Франциско Casrto Theatre
10 февраля в Беркли
BerlinBeyond.com
Георгий ВЛАСЕНКО