Афиша: музыка, балет, спектакли
Сезон продолжается прощальными концертами МТТ, он возглавит оркестр филармонии в европейских гастролях с 17 марта по 7 апреля. До того как музыканты пересекут океан, они выступят с двумя концертами в Карнеги-холле в Нью-Йорке, далее последуют Лондон, Гамбург, Берлин, Вена, Мюнхен, Амстердам. Завершится турне в Париже.
Филармония
В гастрольных концертах прозвучат симфонии Малера, Четвертый фортепианный концерт Рахманинова с участием Даниила Трифонова, Стравинский, Шостакович, Римский-Корсаков, Первый виолончельный концерт Сен-Санса с участием Готье Капюсона.
Блестящие музыканты и виртуозы Трифонов и Капюсон не раз выступали с оркестром Филармонии Сан-Франциско и МТТ.
Две программы из гастрольного турне будут сыграны в Сан-Франциско. Первая из них – «МТТ: Малер и Джон Адамс» с малеровской Шестой симфонией и I Still Dance Джона Адамса.
MTT: Mahler & John Adams
6 марта
Вторая программа, «МТТ, Капюсон, Шостакович, и Стравинский», включает Второй концерт для виолончели Шостаковича, «Жар-птицу» Стравинского и сочинение МТТ Street Song for Symphonic Brass.
MTT, Capuçon, Shostakovich, & Stravinsky
12, 13, 14 марта
Михаэль Баренбойм и его ансамбль
Сын известного израильского пианиста и дирижера Даниэля Баренбойма и пианистки Елены Башкировой, Михаэль Баренбойм, яркий талантливый скрипач, создал ансамбль из израильских и палестинских музыкантов. Коллектив активно гастролирует по миру, многократно выступал в США.
В программе концерта – Шуберт, Берио, Мендельсон и современный французский композитор Бенджамин Аттахир.
West–Eastern Divan Ensemble
8 марта
Молодежный оркестр Сан-Францисской филармонии
Дирижер Даниэль Стюарт возглавит оркестр из молодых музыкантов. В программе концерта – Сметана, Гайдн, Бриттен, Бейтс.
SF Symphony Youth Orchestra
15 марта
Сольный концерт флейтиста Джеймса Голуэя
Мастер флейты, ирландец сэр Джеймс Голуэй даст камерный концерт из произведений Пуленка, Форэ, Шаминада и композиторов, писавших для флейты. Голуэй отмечает в этом году восьмидесятилетие, которому предшествовали более чем полувековые концертные выступления и признание публики и критики. В концерте принимают участие флейтистка Жанн Голуэй, супруга музыканта, и пианист Майкл Макхэйл.
Flute Recital with Sir James Galway 17 марта
Сольный концерт Элен Гримо
Французская пианистка-виртуоз Элен Гримо включила в программу своего сольного концерта фортепианные сочинения Дебюсси, Сати, Валентина Сильвестрова, Шопена и Шумана.
Гримо – лауреат многочисленных музыкальных премий и выступает на основных концертных площадках.
Piano Recital with Hélène Grimaud
22 марта
Вечер бродвейских хитов и американского кабаре
Звезда бродвейских мюзиклов Бернадетт Петерс включила в программу своего вечера хиты из мюзиклов и любовные баллады. Блистательная певица и актриса, Петерс одинаково хороша на бродвейской сцене и на крохотной эстраде кабаре в открытом платье с декольте. Она покоряет публику превосходным голосом и манерой держаться.
An Evening with Bernadette Peters
27 марта
Хор Сан-Францисской филармонии: Бах, Гендель и Пярт
Вечер посвящен трем шедеврам хоровой музыки. Прозвучит Magnificat Баха, написанный для рождественской службы. Партитура была завершена около 1730 года; кроме евангельского текста, в «Магнификате» присутствуют заключительные слова из молитвы «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». А сам «Магнификат» («Величит») так назван по стиху из Евангелия от Луки: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, спасителе моем…»
Вторым номером концерта стоит Dixit Dominus («Диксит Доминус»), литургическая кантата- мотет.
В завершение прозвучит Salve Regina («Славься, Царица Небесная») эстонского композитора Арво Пярта.
За дирижерским пультом – специалист по барочной музыке Рагнар Болин.
San Francisco Symphony Chorus: J.C. Bach’s Magnificat
4 апреля
Сольный концерт Ефима Бронфмана
В нынешнем сезоне в воскресные вечера проходят сольные концерты известных исполнителей.
Ефим Бронфман даст концерт, посвященный 250-летию Бетховена и его фортепианным сонатам.
Трилогией контрастов называют три бетховенские сонаты, объединенные композитором в Опус №10. Сонаты увидели свет в 1798 году, были написаны под влиянием Моцарта и Гайдна, но Бетховен в них говорит уже своим, новым композиторским языком, явно демонстрируя иную манеру написания музыкального произведения, революционную для своего времени.
Программу завершает «Аппассионата», одна из наиболее известных сонат композитора.
Бронфман проникновенно исполняет Бетховена, мастерство пианиста отмечено многочисленными музыкальными наградами.
Beethoven250: Piano Recital with Efim Bronfman
5 апреля
Davies Symphony Hall 201 Van Ness Avenue
(415) 864-6000
sfsymphony.org
«Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина
Четвертая программа сезона
После 34-летнего перерыва балет на шекспировский сюжет возвращается на сцену Сан-Францисского балета. В балете Баланчина почти 100 персонажей, 14 из них – главные, участвует также 25 детей. Прекрасная музыка Мендельсона задает тон, и в летнюю прекрасную ночь происходят чудеса и превращения и всем движет великая сила любви.
Балет праздничен и наряден, костюмы Мартина Паклединаза и работа художника по свету Рэндалла Чиарелли подчеркивают сказочность и фантасмагоричность происходящего.
Пять актов шекспировской комедии утрамбованы в два балетных действия. В первом перед зрителем буквально проносятся действующие лица и стремительно развивается действие.
Вторая половина «Сна в летнюю ночь» – развязка сложной и местами комедийной интриги и триумф любви.
Баланчинский балет был создан в 1962 году по заказу New York City Ballet. Музыкальное консерваторское образование помогло композитору подобрать и удачно соединить различные части и фрагменты из партитур Мендельсона.
Премьера балета в Сан-Франциско прошла в 1985 году.
4/A Midsummer Night’s Dream
6–15 марта
«5/Акселерация балета»
Пятая программа состоит из трех одноактных балетов.
Хельги Томассон предлагает хореографическое прочтение Баха в неоклассической стилистике в своем балете, открывающем программу.
Кати Марстон в премьерном одноактном балете Mrs. Robinson заглядывает во внутренний мир своей героини, замужней дамы из известного фильма 1967 года Майка Николса «Выпускник».
Объектом внимания скучающей миссис Робинсон (роль замечательно сыграла Анн Банкрофт) становится молодой выпускник колледжа (Дастин Хоффман).
Anima Animus Дэвида Даусона на музыку Эзио Боссо – образец постмодернистской хореографии.
Физические и эмоциональные возможности героев используются до предела, они выдерживают накал страсти.
5/Ballet Accelerator
24 марта – 4 апреля
«6/Перспективы настоящего времени»
Программа дает представление о том, как трое современных хореографов, Юрий Посохов, Бенджамин Мильпье и Алексей Ратманский, используют вокабуляр классического балета в новом столетии.
Посохов, хореограф-резидент Сан-Францисского балета, посвятил Classical Symphony на музыку Прокофьева своему учителю, балетному педагогу из Большого театра Петру Пестову, воспитавшему десятки танцовщиков, в том числе Владимира Малахова и Алексея Ратманского.
Сергей Прокофьев, новатор, использовавший диссонанс как средство выразительности в своих музыкальных экспериментах, сочинил «Классическую симфонию», следуя принципам Гайдна, так, как если бы умерший в 1809 году композитор все еще был жив и сам написал эту музыку в XX столетии.
Посохова также вдохновляли неоклассические пластические идеи Баланчина; наверное, отсюда, из соединения музыки и танца, ощущение некоей гордости и благородства. «Классическая симфония» посвящена тем, кто отдал свой талант и творческую энергию этому эфемерному искусству – классическому балету.
Бенджамин Мильпье в Appasionata на музыку Бетховена рассказывает языком танца о трех парах, проводящих вечер вместе. Поначалу дамы и их кавалеры следуют законам этикета, но постепенно раскрепощаются, заколотые на затылке волосы дам небрежно падают на плечи, танцевальные движения становятся менее формальны, как бы теплеют, подогретые любовным чувством. Перед нами своего рода история о том, как на протяжении одного вечера возникает и угасает влечение, а может, и любовь. Каждая из трех пар рассказывает свою историю, вместе они соединяются в некое рондо. Но сколько вечеров, столько и пар, и возможных вариантов найти или потерять свою избранницу или избранника.
The Seasons («Времена года») Алексея Ратманского – попытка воссоздать недолго продержавшийся на сцене в 1900 году и позднее забытый балет Мариуса Петипа (1818–1910). За век жизни на сцене его балеты переделывались, и следующее поколение хореографов и артистов что-то неизбежно изменяло, некоторые из созданных Петипа балетов сошли со сцены, и о них мало кто помнил.
Ратманский ставил балеты Петипа – «Пахиту», Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Арлекинаду», «Баядерку», и он прекрасно знаком с принципами и методами работы Петипа, т. к. проштудировал архивные материалы и записи к спектаклям.
«Времена года» восьмидесятилетним Петипа ставились для Петербургской императорской труппы. Несмотря на участие Николая Легата, Матильды Кшесинской, Анны Павловой и замечательную музыку Александра Глазунова, балет с аллегорическим сюжетом не удался.
Ратманский не реконструирует, он сочиняет на тему, предлагая свое видение и понимание Петипа, его художественной модели и школы.
6/Present Perspectives
26 марта – 5 апреля
San Francisco Ballet War Memorial House
301 Van Ness Ave.
(415) 865-2000
sfballet.org
SF Performances
Андраш Шифф и вечер фортепианной музыки
Шифф, удостоенный британской королевой дворянского титула за заслуги в музыке, родился в Венгрии в 1953 г. в еврейской семье. Он один из лучших интерпретаторов Бетховена, часто исполняет Моцарта, Баха, Шуберта, Шопена, Шумана.
Пианист-виртуоз, Шифф много гастролирует по США и каждый сезон выступает в Сан-Франциско.
Нынешний концерт состоит целиком из фортепианных сонат Бетховена.
Sir Andras Shiff, piano
26 марта
«Иерусалимский квартет»
Александр Павловский (скрипка), Сергей Бреслер (скрипка), Ори Кам (альт) и Кирилл Злотников (виолончель) основали свой струнный квартет в Иерусалиме в 1993 г. Выступления квартета с успехом состоялись во многих странах, в том числе и на Восточном побережье США.
Квартет подготовил программу песен 20-х годов на идиш в аранжировке Леонида Десятникова с израильской солисткой Хилой Баджио. До Америки программа поедет в Вену, Париж, Берлин и Амстердам.
В Театре Хербста квартет исполнит струнные квартеты Гайдна, Шостаковича и Брамса.
Jerusalem Quartet
28 марта
Herbst Theatre 401 Van Ness Ave.
(415) 392-2545
sfperformances.org
Опера Александра фон Цемлинского
Одноактная опера «Флорентийская трагедия» по мотивам пьесы О. Уайльда была написана в 1917 г. Цемлинский (1871–1942) сформировался как композитор в традициях венской школы, начало его пути отмечено успехом. Из-за еврейского происхождения он с приходом нацизма эмигрировал в Америку. В Штатах композитор бедствовал, его произведения не исполнялись, и о них вспомнили почти через полвека.
“A Florentine Tragedy” and “ Gianni Schicchi”
Livermore Valley Opera
7–15 марта
(925) 321-1027
livermoreopera.com
Камерная музыка
В репертуаре франко-бельгийского квартета Quatuor Danel русские композиторы занимают особое место. Прозвучат квартеты Дебюсси, Чайковского и Бетховена.
С года основания в 1991 г. квартет объехал все музыкальные столицы мира и успешно гастролирует.
Quatuor Danel Herbst Theatre
14 марта
chambermusic-SF.org
Ледовое шоу Axel от Цирка дю Солей
Концепция Axel построена на двух уровнях: земли, в данном случае льда, на котором фигуристы выполняют немыслимые трюки, и небесного уровня – над головой летают акробаты и раскачиваются трапеции. А объединяют эти миры лазерные лучи, компьютерная графика и проекция, как на рок-концертах. Хиты Radiohead, Bee Gees, Рианны и квебекского музыканта и композитора Филиппа Брао с их ритмом, энергией и драйвом работают на настроение Axel.
Главный герой, молодой музыкант и график-дизайнер Аксель любит девушку Лей. Их любовь и ее сияние помогают молодым героям вернуть свет, похищенный злодеем Ви.
В шоу заняты профессиональные российские фигуристы Алексей Рудометов и Ирина Потанина. Они катаются в паре. Ирина с энтузиазмом говорит о шоу: «Надеемся, публике понравится, обалденные номера, все динамично и классно. Участвуют три пары, мы с Алексеем – одна из них.
У каждой пары свой стиль катания. Ждем читателей “Кстати” на шоу!»
Cirque du Soleil AXEL
San Jose’s SAP Center 525 W. Santa Clara St.
24–28 марта
cirquedusoleil.com/axel
«В розовом цвете»
Розовый считается цветом геев, отсюда название концерта Гей-хора Сан-Франциско на сцене Дэвис-холла. Коллектив основан в 1978 году, когда были убиты мэр Сан-Франциско Джордж Москоне и супервайзер Харви Милк. В ночь после их смерти хор пел на ступенях Сити-холла. За 40 лет прошли десятки гастролей, сотни концертов, записей на телевидении и радио.
В прошлом году коллектив приобрел просторное здание на улице Валенсия, в котором, помимо репетиционного зала и офиса Гей-хора, разместился LGBTQ – культурный центр.
На концерте прозвучат поп-хиты Элтона Джона, Пинк, других звезд эстрады в переложении для хора и будет исполнено новое произведение композитора Джулиана Хорника. Вечер ведет известный актер Алекс Ньювэлл.
Penned in Pink San Francisco Gay Mens Chorus
Davies Symphony Hall
26 марта
SFGMC.org
(415) 392-4400
Духовые и клоунада
Австрийская театрально-музыкальная труппа Mnozil Brass в представлении Cirque («Цирк») демонстрирует поразительную способность семерых участников коллектива сочетать музыкальное ретроревю в духе 50-х годов «а-ля к нам приехал цирк!» с клоунадой и веселым балаганом, напоминающим первые два-три спектакля Цирка дю Солей с элементами уличного театра до того, как они стали знаменитыми, лас-вегасскими и мультимиллионными.
Сами артисты называют то, что они делают, «хаосом под контролем». Поэтичный, в духе площадного представления, спектакль напоминает черно-белое кино Феллини, и кажется, что еще один лирический пассаж на трубе – и на сцену-арену выбежит Джельсомино.
Mnozil Brass Cirque
21 марта
«Балет Трокадеро» из Монте-Карло
Во французском названии Les Ballets Trocadero de Monte Carlo пародируются дягилевские «Русские сезоны» с их легендарной славой и величием балетных звезд, взлетевших на Олимп и сияющих оттуда. Мужчины в женских пачках изображают вымышленных русских балерин, недотрог, примадонн и артисток кордебалета, мечтающих прочитать свое имя на афише.
Сатирический гей-фарс – так, скорее всего, можно описать жанр зрелища забавного, временами избыточного, но несомненно смешного.
Les Ballets Trocadero de Monte Carlo
14–15 марта
Наследие Альвина Айли
Alvin Ailey American Dance Theater показывает четыре программы из одноактных балетов А. Айли (1931–1989), основателя танцевального театра, призванного сохранять и продолжать традиции афроамериканского фольклорного и музыкального наследия.
Айли был ярким и талантливым танцовщиком, и по завершении танцевальной карьеры он перешел в хореографию. Созданное им можно разделить на несколько направлений: модерн-данс с этноокраской, танцевальные номера-новеллы с фольклорным или гомоэротическим сюжетом (Айли был геем) и одноактные балеты, сочетающие все перечисленные элементы.
В программы также включены работы хореографов Дональда Берда, Джессики Ланг, Джамара Робертса.
Alvin Ailey American Dance Theater
31 марта – 5 апреля
Cal Performances 101 Zellerbach Hall #4800
UC Berkeley Campus
(510) 642-9988
calperformances.org
Джаз
Невероятная Сесиль Маклорин Сальван
На сцене окландского театра «Парамаунт» вокалистка, композитор и трехкратный лауреат «Грэмми», обладательница низкого бархатистого томного голоса Сальван выступит с джазовым ансамблем из 13 музыкантов. Они представят публике полуторачасовую программу из новых композиций Ogresse (это злобная великанша, сказочно-мифологическое существо женского рода, питающееся человечиной).
Сальван тридцать лет, она родилась в Майами, отец – врач, приехавший во Флориду из Гаити, мать – преподаватель французского, родом из Гваделупы. Родители передали Сесиль любовь к афрокубинской музыке, португальскому фадо, она окончила консерваторию во Франции и поняла, что ее призвание – джаз.
Cécile McLorin Salvant’s Ogresse
11 марта
Paramount Theatre, Oakland
Парижское настроение
Пятеро участников Paris Combo исполняют музыкальные номера из репертуара французских кабаре 30-х годов, используя свинг и разбавляя их джазом в духе Джанго Рейнхардта.
Белль дю Бери с изяществом и грацией поет песенки о неразделенной любви, а фламенко прекрасно соседствует с латиноамериканскими мелодиями в «Я ушла» и в «Магазине фарфора».
Квинтет выпустил шесть альбомов и успешно гастролирует по миру.
Paris Combo
19–22 марта
В память Эдит Пиаф
На один вечер Театр Хербста превратится в парижское кабаре 50-х годов. Режиссер Гиль Марсалла, шоу которого «Пиаф!» с успехом прошло в Америке, покажет «Париж! Спектакль» с участием Анн Каррер в роли Эдит Пиаф. Прозвучат также песни Мориса Шевалье, Жозефин Бейкер, Ива Монтана.
Paris! Le spectacle
19 марта
Herbst Theatre
SFJAZZ Center 201 Franklin St.
(866) 920–5299
sfjazz.org
Георгий ВЛАСЕНКО