Афиша декабря
Как всегда, последний месяц года насыщен спектаклями и концертами. Театры, концертные площадки, публика и пресса подводят итоги года, называя лучших и строя прогнозы на новый год.
Итак, что посмотреть и послушать.
Люди и ангелы населяют оперу Джейка Хейги «Эта замечательная жизнь». В основу положен фильм с таким же названием, считающийся американской киноклассикой. Фрэнк Капра поставил его в 1946 г., и отголоски недавно окончившейся войны слышны в картине.
Отчаявшийся одинокий герой готов свести счеты с жизнью. В роковой момент появляется ангел и спасает несостоявшегося самоубийцу.
Последний спектакль сезона намеренно сентиментален, но и весь месяц, преддверие новогодних праздников, как бы предрасполагает к таким чувствам.
Любопытно, что в заканчивающийся театральный год ангелы в Angels in America в театре Berkeley Rep и ангел в It’ a Wonderful Life в Сан-Францисской опере активно вышли на сцену и приняли участие в вершении судеб. Появление было своевременным и удачным.
It’s a Wonderful Life
До 9 декабря
San Francisco Opera, 301 Van Ness Avenue
415-864-3333
sfopera.com
A Christmas Carol
На рождественской волне
Спектакль «Рождественская история» по мотивам повести Чарльза Диккенса из знаменитого сборника «Рождественские повести» вышел сорок два года назад и успешно держится на сцене ACT в версии, поставленной Кэри Перлофф и Полом Уолшем, которая была обновлена в 2005 году.
Первое издание повестей Диккенса вышло в 1843 году, на протяжении десятилетия добавлялись новые рождественские истории. В одном из писем знаменитый романист писал, что Рождество – любимый праздник англичан, традиционно связанный с определенными нравственными представлениями, в частности с обычаем примирения врагов, забвения обид, установления мира и доброжелательных отношений между людьми, к каким бы классам они ни принадлежали.
«Рождественские повести» были задуманы Диккенсом как социальная проповедь в занимательной художественной форме. Воздействуя посредством образов и ситуаций своих святочных сказок на эмоции читателей, автор обращался с проповедью как к бедным, так и к богатым, ратуя за улучшение доли бедняка и стремясь к нравственному исправлению богачей.
Главные роли исполняют Джеймс Карпентер и Антонио Фуско, поочередно появляясь в роли бессердечного скупердяя Скруджа. В роли Призрака зрители узнают характерного актера Кена Рута, участвовавшего в постановке 2005 года.
Стоит отметить, что в спектакле присутствуют элементы мюзикла и спецэффекты. Музыка была специально написана Карлом Лундбергом, а танцы поставлены хореографом и солистом Сан-Францисского балета Вэлом Канипароли.
Массовые красочные сцены на узких лондонских улицах в стилизованном виде передают атмосферу британской столицы полуторавековой давности.
A Christmas Carol
6–29 декабря
ACT The Geary Theater, 405 Geary Street
415-749-2228
act-sf.org
«Дорогой Эван Хансен»
Лауреат шести наград «Тони», включая награду за лучший мюзикл, и награду «Грэмми» за лучший альбом с музыкой из театрального спектакля, Dear Evan Hansen с оглушительным успехом прошел в главных городах США. Его называют жизнерадостным гимном музыке и Бродвею, и несгибаемости человеческого духа.
В главной роли – Бен Леви Росс, дебютировавший в спектакле на Бродвее. Поставил «Эвана Хансена» профессионал в этом жанре Майкл Гриф, известный по Rent, мюзиклу, написанному по мотивам «Богемы» Пуччини.
Главный герой – старшеклассник Эван, страдающий от социофобии, которая мешает ему полноценно контактировать с окружающими и заводить друзей. Название является отсылкой к началу писем: их герой пишет сам себе по совету психотерапевта. Интернет, фейсбук, отчуждение молодых героев в эру соцсетей находят неожиданное отражение в музыкальном спектакле, затрагивающем болевые точки времени. Мастерское театральное и музыкальное решение не только удерживает сложную конструкцию, но и превращает все это в крепкое сценическое произведение.
Dear Evan Hansen
5–30 декабря
Curran, 445 Geary Street
415-358-1220
sfcurran.com
Концерты
в филармонии
Цирк в филармонии
Цирковые артисты и гимнасты и оркестр Сан-Францисской филармонии подготовили необычную праздничную программу, в которой объединены цирковые и музыкальные номера, передающие дух и настроение новогодних праздников.
За дирижерским пультом – Эдвин Аутвотер.
Cirque de la Symphonie
5 декабря, 7:30 pm
Праздничное настроение пронизывает программу с участием известной певицы Ванессы Уильямс.
Джаз, соул и рождественские хиты объединены в программе концерта.
Holiday Soul with Vanessa Williams
7–8 декабря, 7:30 pm
«Петя и волк»
В прокофьевской симфонической сказке чтец-рассказчик и оркестр дарят слушателям историю, в которой каждый персонаж представлен определенным инструментом. Звукописью композитор передает характер и повадки своих персонажей, а также Пети, его дедушки и охотников.
Сочинение было написано по инициативе Наталии Сац для постановки в ее Центральном детском театре вскоре после возвращения Прокофьева из эмиграции в Советский Союз в 1936 г.
В качестве рассказчика выступит известный голливудский актер Ричард Дрейфус.
Peter and the Wolf
9 декабря, 2 pm
Мариачи и рождественские мелодии
Мариачи «Соль де Мехико» во главе с Хосе Эрнандесом возвращаются на сцену филармонии, чтобы поднять публику из кресел, как это было на их прежних концертах, и заставить танцевать под напевные мексиканские и американские мелодии.
A Merry-Achi Christmas
9 декабря, 7:30 pm
«Реальная любовь»: фильм под живую музыку
Романтическая комедия с участием Хью Гранта, Киры Найтли, Лиама Ниссона, Колина Ферма, Клаудии Шиффер вышла в 2003 году и сразу заняла свое место среди рождественско-новогодних кинокомедий.
Любовь незабываемая и недосягаемая, вызывающая сожаление и экстатическая, неожиданная и необъяснимая… Она овладевает всеми, в том числе премьер-министром, влюбившимся в свою помощницу; охватывает она сердце известного писателя – и он бежит на юг Франции, чтобы излечиться от ран, нанесенных стрелами Амура. Любовь заставляет героев фильма совершать смешные и бессмысленные поступки, а зрителей – покатываться со смеху, глядя на их страдания.
Love Actually – Feature Film with SF Symphony
11–12 декабря, 7:30 pm
«Мессия» Генделя
Океан музыки Генделя захлестывает своей мощью в исполнении хора Сан-Францисской филармонии, награжденного премией «Грэмми», и оркестра филармонии. Солируют сопрано Йинг Фэн, меццо-сопрано Элизабет Дешонг, тенор Николас Фан, баритон Джошуа Хопкинс.
Оратория для солистов, хора и оркестра была написана за 24 дня в сентябре 1741 года.
Утверждается, что, когда Гендель сочинял Мессию», его слуга часто заставал композитора тихо плачущим за столом, настолько композитора очаровывали красота и величие музыки, выходящей из-под его пера.
Handel’s Messiah with The San Francisco Symphony Chorus
14–15 декабря, 8 pm
Камерные ансамбли
В большую программу камерной музыки включены произведения Бетховена и Моцарта.
Бетховенский пасторальный секстет для горна, называемый также Секстетом для двух валторн и струнного квартета, оп. 81b, наполнен ярким сильным звуком фанфар и охотничьих рожков.
Квинтет для кларнета и струнных ля мажор, k. 581 пленяет задумчивой красотой и дает возможность услышать дыхание гения, превращающееся на лету в музыку.
В программе также Фортепианный квартет ми мажор Танеева.
More is More: Beethoven Horn Sextet & Mozart Clarinet Quintet
16 декабря, 2 pm
Праздничные духовые
После успеха в предыдущие годы прозвучит концерт, в котором солируют духовые при участии оркестра Сан-Францисской филармонии в полном составе; дирижирует Эдвин Аутвотер.
Holiday Brass
16 декабря, 7:30 pm
The Midtown Men
Так называется эстрадный музыкальный коллектив, в который входят исполнители из мюзикла Jersey Boys («Парни из Джерси»). Это музыкальное ностальгическое воспоминание о шестидесятых годах. The Midtown Men дали более тысячи концертов, привлекая поклонников своим исполнением хитов полувековой давности, доказывая, что рок-н-ролл жив.
The Midtown Men
22 декабря, 7:30 pm
Вечер рождественских песен
В программе концерта – традиционные рождественские песни и музыкальные номера, участвуют хор филармонии и духовые инструменты.
В этот вечер можно увидеть здание Davies Symphony Hall в новогоднем праздничном убранстве.
‘‘‘Twas the Night A Festival of Carols
23 декабря, 7:30 pm
San Francisco Symphony
Davies Symphony Hall, 201 Van Ness Ave.
415-864-6000
sfsymphony.org
Балет «Щелкунчик»
Сан-Францисский балет после завершения оперного сезона возвращается на сцену War Memorial Theatre. По традиции началу балетного сезона предшествуют две с половиной недели волшебного произведения Чайковского.
Стоит напомнить, что «Щелкунчик» – самый исполняемый балет в США, а его премьера состоялась именно в Сан-Франциско на сцене War Memorial Theatre в 1944 году.
В нынешней постановке действие перенесено в Сан-Франциско в канун Рождества 1915 года, когда за окнами висит туман и в воздухе пахнет волшебством.
Все остальное достаточно близко к первоисточнику. Девочка Клара не может уснуть без своей любимой игрушки – деревянного Щелкунчика. Обняв его, она засыпает на диване, игрушки оживают – и сказочный мир балета Чайковского захватывает героев.
В сценографии использованы элементы викторианской архитектуры, типичной для Сан-Франциско, что, несомненно, придает местный колорит и очарование спектаклю.
Премьера «Щелкунчика» состоялась в петербургском Мариинском театре в 1892 г. Балет занимает особое место в позднем творчестве композитора и стоит обособленно от традиции балетного жанра, в нем новаторски применены музыкальные образы.
Либретто создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», вышедшей в 1814 году. Позднее Александр Дюма сделал ее переложение, которое легло в основу балетного либретто, захватывающего своей поэзией и волшебством.
Жанр волшебного балета – особенный, и Чайковский владел им мастерски. Его «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» – несомненные вершины жанра.
Чайковский как никто умел переплавлять боль, отчаяние и жизненные невзгоды в музыку, возносящую над землей, дающую крылья и радость.
Так любопытно сложилось, что на балетной сцене Сан-Франциско в сороковые годы и последующие десятилетия работали русские артисты балета и хореографы, от Анатоля Вильзака до Юрия Посохова, и они внесли свой вклад в постановку «Щелкунчика» и в репертуар SF Ballet.
В нынешнем сезоне в Балете Сан-Франциско среди солистов стоит упомянуть новое имя – Владислава Козлова, успешно танцевавшего в Большом театре и в американских компаниях.
Поставил «Щелкунчика» художественный руководитель компании Хелги Томассон.
San Francisco Ballet Nutcracker
12–29 декабря, дневные и вечерние спектакли
War Memorial Opera House 301 Van Ness Avenue
415-865-2000
sfballet.org
Cal Performances
и современный танец
Впервые на Западном побережье выступят Pavel Zustiak and Palissimo Company (Павел Зушак и компания «Палиссимо»).
Зушак родился в Чехословакии, получил хореографическое и театральное образование в Голландии, в Амстердаме, обосновался в Нью-Йорке, где и базируется его Palissimo Company.
Его пластические образы запоминаются причудливым изломом линий, отголоском Кафки или какой-то иной реальности, хотя единственная реальность, с которой он и его танцовщики работают, – реальность тела. Он как бы задает вопрос: а что же такое красота и где ее можно найти, и нуждается ли красота в защите?
Спектакль называется Custodians of Beauty («Хранители красоты»), слова из речи 2009 года папы римского Бенедикта XVI, когда понтифик сказал, что миссия художника – это быть хранителем красоты в мире.
Павел Зушак обходится минималистским языком, жест скуп и выразителен, послание немногословно и неоднозначно. Свет, звук и мультимедийные приемы помогают ему в создании атмосферы спектакля. То, как хореограф видит тело, напоминает скорее Эгона Шиле, чем Родена.
Замечательно, что Сal Performances привозят таких разных хореографов, как Саша Вальц, Зушак с Palissimo и Борис Эйфман с его театром, следующей весной. Амплитуда танцевального театра широка и его направления различны.
Pavel Zustiak and Palissimo Company; Custodians of Beauty
7–8 декабря, 8 pm
9 декабря, 3 pm
Zellerbach Hall, #4800
510-642-9988
calperformances.org
Завершается же театральный год здесь премьерой и гастролями Big Dance Theater, нью-йоркского театрального коллектива, отвергающего жанровые рамки. Называется спектакль XVII c («XVII век»), в нем переплетены тексты дневников Самуэля Пеписа (политика, мемуариста, бонвивана и светского прожигателя жизни, жившего в Лондоне в XVII веке), музыка и стилизованная хореография. Эпоха Реставрации известна распущенностью нравов, и дневники Пеписа порой живописуют настолько интимные и неприглядные подробности его жизни, что пересказывать их здесь не представляется возможным, несмотря на трехсотлетнюю дистанцию по времени. Создатели спектакля, режиссер и хореограф Анни-Б Парсон и ее сорежиссер Пол Лазар, не делают, к счастью, на них акцента, их интересует другое: как на протяжении столетий женские голоса вымываются из исторического контекста и растворяются. В результате, по их мнению, с полок библиотек смотрят громады книг и энциклопедий, наполненных лишь мужскими именами.
Спектакль ироничен по отношению к герою, эпохе и современности, в которой наконец женские голоса могут звучать без опаски.
Big Dance Theater был основан в 1991 году, на его счету множество ярких неординарных спектаклей и театральных наград. Анни-Б Парсон как хореограф работала со многими известными коллективами и труппами в США и Европе.
Big Dance Theater
17 c (West Coast Premiere)
13–14 декабря, 8 pm
15 декабря, 2 и 8 pm
16 декабря, 3 pm
Zellerbach Playhouse Bancroft Way at Dana Street
UC Berkeley campus
Новогодний саксофон
Легендарный саксофонист Масео Паркер и джазовая певица Дева Махал выступают три вечера подряд в Джаз-центре. Стиль игры на саксофоне Паркера прославил его в джазовом мире, и плавающий окутывающий слушателя звук его инструмента мгновенно отличим и узнаваем.
Ветеран саксофона и джаза Масео Паркер заряжает зал своей энергией и драйвом.
Дева Махал – дочь известного джазового музыканта Тадж Махала, прозванного «королем блюза».
На ее счету множество музыкальных наград и гастрольных турне.
Maceo Parker w/opening act Deva Mahal
28–30 декабря, 7:30 pm
SF Jazz Center 201 Franklin Street
866-920-5299
sfjazz.org
Георгий ВЛАСЕНКО