Бег времени

Share this post

Бег времени

Анна Андреевна Ахматова в 1961 году напечатала небольшое стихотворение:

Share This Article

Что войны, что чума? — конец им виден скорый,

Их приговор почти произнесён.

Но кто нас защитит от ужаса, который

Был бегом времени когда-то наречен?

Убегающая, ускользающая жизнь, лучшие её мгновения – можно ли их удержать, хотя бы насильно? А.А. предприняла такую попытку, издав в 1965 году сборник с названием «Бег времени». Его составили её стихи о любви, начиная с 1910–1911 годов. Не обязательно о любви к живым. Вот царскосельское – к Пушкину:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Весной 1910 года А.А. вышла замуж за Николая Гумилёва. Брак этот представляется мне мезальянсом. Летом в Париже случился роман А.А. с Модильяни, редкий в природе роман двух гениев. В воспоминаниях А.А. писала: «В 10 году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее он всю зиму писал мне. Что он сочинял стихи, он мне не сказал.

Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли. Он все повторял: «Передача мыслей…» Часто говорил: «Это можете только вы».

Public domain.

Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной…»

Загадочно для меня место в этих воспоминаниях А.А.: «Как-то раз сказал: «Я забыл вам сказать, что я — еврей». Почему Модильяни нашёл нужным сообщить это подруге? Почему А.А. в замечательном, но не длинном своём мемуаре сохранила именно эту фразу? Почему этот факт казался значительным для обоих?

Конечно, любовники были источником творческого вдохновения друг для друга. А.А.: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи, и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса, а это были только первые робкие попытки…  Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я их окантовала и повесила в моей комнате. Они погибли в царскосельском доме в первые годы Революции. Уцелел тот, в котором меньше, чем в остальных, предчувствуются его будущие «ню»…

Однако в 1993 году в Венеции на выставке произведений Модильяни из коллекции его друга Поля Александра всплыло восемь, изображающих А. А. обнажённой. Я видел их на выставке, кажется, в Нью-Йорке.

У  А.А. в сборнике «Бег времени» есть интимное стихотворение, помеченные «1911, Париж». Но оно, я уверен, про кого-то третьего (или четвёртого). Модильяни возник у А.А. в двух тревожных строфах «Поэмы без героя», не вошедших в окончательный текст:

В синеватом Париж тумане,

И наверно, опять Модильяни

Незаметно бродит за мной.

У него печальное свойство

Даже в сон мой вносить расстройство

И быть многих бедствий виной.

И всё же молодость, любовь, Париж 1910–11 годов, лучшие часы жизни, безвозвратно уносимые …  Кто защитит от этого ужаса «бега времени»?

 

Погоней молодой женщины за временем начинается человеческая история. Я имею в виду не только грех Евы, отведавшей раньше времени плод с Древа познания добра и зла. «История мира», написанная Геродотом, по определению Цицерона «отцом истории», начинается с похищения четырёх молодых женщин. Финикийцы, приплывшие с торговой миссией в Элладу, распродав свой товар, захватили несколько молодых женщин, среди них царскую дочь Ио, и уплыли с ними в Египет. Греки в ответ сплавали в Тир финикийский и украли оттуда царскую дочь Европу. Знаменитая картина Валентина Серова «Похищение Европы» была написана как раз в том самом 1910 году, когда в Париже началась история любви А.А. и Модильяни. Предчувствуя, возможно, значимость момента, картине Серова посвятил стихотворение Мандельштам.

Затем эллины сплавали в Колхиду и украли там царскую дочь Медею, вызвав тем цепь ужасающих драм. Наконец, троянцы украли у греков Елену, что привело к Троянской войне. Геродот заключает: «Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы те сами того не хотели». Например, Ио, с которой начались похищения, к моменту его была беременна от главы финикийской миссии.

Самая знаменитая из похищенных царских дочерей – Елена. Она стала персонажем книги о беге времени героя средневековой немецкой легенды доктора Фауста в изложении Гёте.

Повествование начинается сожалением Фауста над годами, потраченными на ученье – перевод Б.Пастернака:

Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако я при этом всем

Был и остался дураком.

Отчего такая фрустрация?

Не нажил чести и добра

И не вкусил, чем жизнь остра.

И пес с такой бы жизни взвыл!

Подписав кровью договор с Мефистофелем, Фауст пытается нагнать убегающее время. Первая попытка катастрофична. Мешавшая любовному свиданию мать Маргариты, на которую доктор положил глаз, умирает от «снотворного», переданного ей Фаустом. Гибнет в поединке брат Маргариты. Сама девушка, утопившая дочь, рождённую от Фауста, сходит в темнице с ума.

К серьёзному чувству Фауст не годен. Может, годен на лёгкую интригу с хорошенькой ведьмой в Вальпургиеву ночь?

Что ж даму упустил ты в заключенье

И почему упорно так молчишь?

– вопрошает Фауста Мефистофель. Тот объясняет:

Ах, изо рта у ней во время пенья

Вдруг выпрыгнула розовая мышь.

В поисках женской красоты Фауст с помощью Мефистофеля посещает иной мир, и приводит оттуда Прекрасную Елену, причину Троянской войны. Но и та ускользнёт от Фауста – жалуясь: «На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается…».

Время любви безжалостно к Фаусту. Мефистофель оказался не в силах его развернуть.

Еврейская традиция хранит истории про антипода доктора Фауста, во всём, включая любовь, противоположные фаустовским. Это сказания о рабби Акиве – одном из создателей раввинистического иудаизма, которого называли «отцом Мишны». Эти сказания – из самых ярких в постбиблейской истории евреев.

Акива бен Йосеф, родившийся около 15 года н.э., появился на свет в семье конвертов. В 40 лет, неграмотный и женатый, он служил пастухом у богатея Кальбы Савуа. В Акиву влюбилась дочь богача Рахель. Несмотря на протест отца Рахели, они поженились. Жена настояла, и Акива вместе с сыном отправились учиться в йешиву.

12 лет спустя рабби Акива вернулся домой и подслушал, как подруги сочувствуют Рахели, столь долго не видевшей мужа. «Если Акива будет учить Тору, я готова ждать его ещё 12 лет» – говорит им Рахель. Не заходя в дом, рабби Акива повернул назад.

Прошли десятилетия. Рабби Акива стал признанным главой еврейских мудрецов. По всем спорным вопросам ими принимались его мнения.

Правивший в ту пору император Адриан, поначалу имевший неплохие отношения с евреями, вошёл с ними в непреодолимые противоречия. Он влюбился в прелестного юношу Антиноя, а иудаизм однополый секс запрещает.

Антиной утонул в Ниле. Возможно, он покончил с собой, измученный императорской любовью. Адриан обожествил любовника. Недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали созвездие, в его честь учредили праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари.

Рим к той поре вошёл в тяжёлый духовный кризис, и многие римляне, разуверившись в язычестве, желали принять иудаизм. Но среди них бытовало предубеждение против обряда обрезания, с которым связано принятие иудаизма. Римляне опасались, что обрезание может вести к импотенции. Решительным противником разрешения на обрезание выступал римский наместник Палестины Тиний Руфус. Чтобы разрешить конфликт, Адриан устроил публичные слушанья.

Первым выступал Руфус. Он привёл, казалось, неопровержимый довод против обрезания: «Что лучше – созданное Творцом или человеком?» Рабби Акива, отвечавший от лица мудрецов, заявил: «Лучше созданное человеком». Он извлёк из одного кармана горсть пшеничных зёрен, а из другого – булочку, испечённую из них. «Что ты предпочтёшь?» – спросил он Руфуса.

Посчитаться за честь мужа, посрамлённого перед лицом императора, взялась жена Тиния Руфуса красавица Руфина. Но визит её к рабби Акиве кончился неожиданно. Руфина влюбилась в еврейского мудреца, возраст которого приближался к 120 годам, и стала его женой.

Между тем римляне и греки склонились к боковым отросткам иудаизма, западной и восточной ветвям христианства, не требовавшим от конвертов при принятии обрезания.

Адриан же, помня о расхождении римской языческой этики с иудейской, строго следил за исполнением введённого им запрета на изучение Торы. Рабби Акива за нарушение этого запрета был схвачен и подвергнут мученической казни. Руфина после этого, по некоторым свидетельствам, покончила с собой.

Со времён удивительного жизненного подвига рабби Акивы, ключевой фигуры нашей истории – его роли в воссоздании иудаизма после разрушения Иерусалима и Храма; истории любви рабби Акивы с самоотверженной Руфиной, миновало почти 19 столетий. Над удивительной историей жизни и любви раби Акивы «бег времени» не властен.

 Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.

$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com

По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько

Борис ГУЛЬКО

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »