День, когда музыка остановилась
Предлагаем вашему вниманию материал Олега Юнакова, автора тысяч статей в Википедии, таких как: «Резня на музыкальном фестивале в Реиме», «Резня на музыкальном фестивале Psyduck», «Резня в Нир-Озе», «Резня в Беэри», «Резня в Холите», «Резня в Нетив-ха-Асаре», «Резня в Кфар-Азе», «Резня в Яхини», «Резня в Кисуфиме», «Резня в Эйн-ха-Шлоша», «Резня в Алумиме», «Резня в Нириме», «Резня в Нир-Ицхаке», «Резня пенсионеров в Сдероте», «Резня на пляже Зиким», «Похищение семьи Бибас», «Шапира, Анер», «Эдри, Рахель», «Сексуальное насилие во время нападения на Израиль 7 октября», «Израильские женщины в войне против ХАМАСа (2023)», «Бой израильских танкисток при Суфе и Холите», «Похищены из Израиля», «От реки до моря», «Антисемитизм в Гарвардском университете», «Обмен израильских заложников на палестинских заключённых (2023)», «Обвинение ХАМАСа в геноциде» и прочих.
В Нью-Йорке 22 июня, по совпадению это «День памяти и скорби» в России и Украине, завершилась выставка воссоздания нападения Хамаса на фестиваль в Реиме. Она создана из артефактов, изо-, видео- и аудиозаписей жертв, выживших, террористов и оказавших первую помощь в трагических событиях 7 октября 2033 года в Израиле. В тот день на весёлый еврейский праздник Симхат-Тора члены признанной рядом стран террористической организацией Хамас во время внезапного нападения на Израиль устроили на музыкальном фестивале в Реиме самую крупную резню мирного населения в истории Израиля. На данный момент известно, что там был убит 401 человек, а около 40 были похищены или пропали без вести. На месте этих людей мог оказаться любой из нас.
Выжившие основатели фестиваля Nova воссоздали атмосферу, чтобы передать события того ужасного дня. Они предали историю фестиваля, а затем резни, и сумели сделать это без какой-либо политической повестки. Премьера выставки состоялась в Тель-Авиве, где в течении десяти недель её посмотрели тысячи посетителей. Американская выставка изначально планировалась с 22 апреля до 23 мая, но была продлена до 22 июня. Средства вырученные с продажи билетов пошли в фонд Nova Healing Journey, помогающий реабилитации психического здоровья ставших жертвами этой трагедии и их близких. Выставку посетили более ста тысяч человек.
Несмотря на то, что автор данного материала следит за такими событиями, но в данном случае он узнал про выставку только после новости о пропалестинских митингующих против данной выставки. Да, есть и такие, и их не мало. 10 июня протестующие антисемиты пришли к помещениям выставки с флагами признанной в США террористической организацией Хамас, зажигали факелы, и размахивали дымовыми шашками в цветах палестинского флага, стреляли сигнальными ракетами и кричали «Да здравствует Интифада», а другие несли плакат с надписью: «Да здравствует 7 октября». В США. В городе с самым большим еврейским населением за пределами Израиля. Посетителей выставки ради их безопасности продержали более часа внутри залов. Пособников террористов осудили в Белом доме. Но благодаря этому сброду выставка была продлена, а автор узнав о ней, сделал сотни фотографий, которые теперь увековечат её содержание. Но вернемся к самой выставке.
При входе на выставку, ожидая запуск в залы экспозиции зрители видят описание начала тех событий и краткое содержание произошедшего. В первом зале, озарённом светом в тёплых цветах и насыщенном энергией любви из видео ролика, описывается сила транс-музыки, видны весёлые, жизнерадостные и улыбающиеся молодые люди, которые беззаботно танцуют посылая зрителю позитивную энергию. С боку стоит привезённый с фестиваля плакат с расписанием выступлений. На видео повествуется, что фестиваль принимал людей любого пола, цвета кожи, религии, ориентации или национальности. Ролик заканчивается воздушной тревогой и этим чувством наполняются сердца зрителей.
Выставка реализована в виде разных воссозданных зон фестиваля. Пройдя первый зал посетители попадают в совершенно иную реальность. Из светлого и большого простора они оказываются в меньших тёмных помещениях, в каждом из них описывается история какой-то персональной трагедии. Воздух слегка спертый с запахом тлеющих ароматных палочек делает атмосферу тяжелее, а арабские выкрики террористов и зовы о помощи жертв вызывают страх. Сердце наполняется тревогой, которая сохраняется на протяжении нескольких залов.
На одном из видео видны известные многим кадры похищения 25-летней девушки Ноа Аргамани, в её глазах ужас, она беспомощная, протягивает руки в призыве помощи, но ей никто не помогает, а увозят жирные вонючие бородатые исламисты навстречу горю и неизвестности. Слава Б-гу её недавно смогли освободить. За Гилада Шалита по тарифу, навязанному Хамасом давали 1027 террористов, а при освобождении четырёх заложников из-за стратегии Хамаса по использованию живого щита погибло пару сотен жителей Газы, то есть по меркам Хамаса Израиль освободил своих сынов и дочерей почти даром. Однако очень жаль погибшего при операции спасения суперинтенданта Арнон Змора, светлая ему память. В честь него назвали и саму операцию.
В другом аудио ролике слышна арабская речь и субтитры на английском, которые в переводе на русский означают: «Привет, папа, я звоню тебе из Мифласима (израильский кибуц)! Открой WhatsApp сейчас и увидишь всех убитых! Посмотри, скольких я убил своими руками! Твой сын только что убил евреев!» Отец террориста отвечает: «Аллаху Акбар!» (Б-г велик). Далее террорист повторяет: «Это из Мифласима!», а воспитавший террориста умилённо глаголит: «Аллах яхфазук!» (Пусть Аллах сохранит тебя в безопасности). Затем сыночек-террорист продолжает бахваляться: «Папа, я звоню тебе с телефона еврейки! Я только что убил её и её мужа своими руками! Я убил десятерых! Папа, я убил десятерых своими руками! Папа, открой WhatsApp и посмотри скольких я убил!» И это только несколько из приведённых на выставке-воссоздании историй… Атмосфера помещения вызывает чувство беспомощности и безысходности.
На входе в один из залов написано «ВНИМАНИЕ ТРЕВОЖНЫЙ КОНТЕНТ! В этом зале собраны сложные и тяжёлые графические описания сексуального насилия. Пожалуйста действуйте по своему усмотрению». В самом зале Шнеор Гол, руководитель команды ЗАКА (аббревиатура ивритских слов «опознание жертв катастроф»), делится своим душераздирающим опытом про то, что Хамасовцы обезглавливали тела, убитые были с простреленными гениталиями, а его сын часто спрашивает почему он плачет, а самому Голу по ночам снятся жертвы. В другой стороне комнаты Рави Давидиан сравнивает случившееся с Холокостом. Он в тот роковой день спас около 700 человек вывозя их на своей машине и возвращаясь раз за разом за очередной партией обречённых. Сам себя он не считает героем, а наоборот до сих пор испытывает чувство стыда за остальных молодых людей, к которым он не смог добраться, чтобы спасти.
В одном из помещений на двух дисплеях показан героический поступок Анера Шапира. Этот 22-летний молодой человек геройски защищал спрятавшихся в убежище на фестивале в Реим двух десятков людей от пытавшихся их убить террористов. Само бетонное убежище не имело двери, так как предназначалось для спасения людей от ракетного обстрела. Анер Шапира — солдат находящийся в отпуске и соответственно без оружия, который решил посетившим фестиваль, чтобы хорошо провести время со своими друзьями. Попав в убежище Шапира для начала постарался внушить надежду тем, кто оказался там вместе с ним. Он представился, рассказал немного о себе и заверил, что скоро сюда приедут военные и их освободят. Осознавая, что из-за того, что убежище является малым и замкнутым, террористы могут решить бросить туда гранату и предупредил, что если это случится он постарается выбросить её обратно, и расположился ближе к входу. Сам он находясь в отличной спортивной форме мог спастись бегом, но принял решение остаться и постараться помочь защитить повстречавшихся ему незнакомых людей.
Когда к убежищу прибыли Хамасовцы они как он и предположил бросили внутрь гранату. Анер поймал её и выбросил обратно. Террористы немного ошалели от такого хода событий и бросили ещё, а затем ещё, а Анер ловил их в тёмном помещении и бросал обратно. Иногда они стреляли внутрь, а затем бросали гранаты. Он продолжал ловить эти «подарки» мусульман и возвращать их адресатам. И так продолжалось семь раз. Восьмую гранату террористы бросили с задержкой и она взорвалась в его руках. Своим телом он закрыл остальных и погиб на месте. Восьмеро из двух десятков в убежище в итоге смогли пережить этот Ад благодаря действиям Анера. Некоторые тяжело раненые не смогли дождаться службы спасения и скончались. Друг Анера Херш, от взрыва гранаты потерял руку, но смог второй рукой перевязать оторванную конечность футболкой и выжил, однако затем инвалида захватили в плен к газовитам. Снаружи убежища стояла машина и все события как бросали гранаты записал видеорегистратор. Также Ноам Кохен в убежище записывал происходящее внутри на телефон. Оба этих видео транслировались на выставке рядом. В память об этом событии, впоследствии, на Хануку поэт Цур Эрлих написал стихотворение «Ханер» (свеча на иврите). В этом произведении восемь гранат террористов созвучны с восемью свечами Ханукии, а частичный омофон имени Анера созвучен слову свеча на иврите.
По залам кроме мониторов на стенах также размещены айфоны, чтобы можно было более реалистично увидеть те видео, которые посетители снимали на свои телефоны. На них записи нападений, кадры бегства за свою жизнь, ролики прощания с родными и благодарность за всё, что родные сделали, и всё это на фоне арабских выкриков и выстрелов на заднем плане. А есть и ролики, снятые на телефоны исламистов где они с животными выкриками как в сафари расстреливают безоружных израильтян и гостей страны.
Далее находится область выставки с площадкой для кемпинга, раздел рынка, парковка с сожёнными автомобилями. Это настоящие машины, привезённые с места трагедии. Не все знают, но в Израиле было создано так называемое «кладбище автомобилей» посетителей фестиваля и жителей кибуцев, подвергнувшихся нападениям. На отдельный участок были свезены все остатки простреленных, сгоревших автомобилей, и их там уже более тысячи пятисот. Пока машины над землей, как будто на большой парковке-свалке, но чтобы сохранить неприкосновенность останков жертв есть вероятность, что их захоронят под землей. По данным ЗАКА останки, прах и кровь порой было невозможно отделить от автомобилей в которых погибли люди. К примеру, в одном только сгоревшем автомобиле скорой помощи, взорванном ручным противотанковым гранатомётом были обнаружены ДНК 16 разных человек. Раввин Яаков Роза, специализирующийся в вопросах ритуального погребения тоже считает верным подход захоронения останков на машинах, но конечное решение за главным раввинатом или Министерством религиозных служб. С таким вопросом Израиль столкнулся впервые. Если машины будут преданы земле, то это будет на ином участке от того, где хоронят людей и персональных надгробий над такими захоронениями не будет, но может быть общий мемориал. И некоторые из этих полностью сожжённых автомобилей где остался только остов были представлены на выставке.
В продолжении выставки по правую сторону представлены несколько из простреленных жёлтых биотуалетов, с места трагедии. На одном и роликов 7 октября, снятых самими террористами видно как они хладнокровно и планомерно стреляли по пятнадцати закрытым туалетам (тринадцати жёлтым и двум серым), чтобы в них никто не смог спастись. Обстановка выставки очень похожа на реальные события, все передано вплоть до мелочей. Правда с одной огромной разницей. В залах, как видно на фото, были вывески «Выход», а на самом фестивале этой возможности некоторые оказались лишены навсегда…
Посередине зала величественное оформление как на фестивале с огромный тканевым балдахином. В стороне виден бар со всеми предметами, привезёнными с места трагедии, лежащими на барной стойке. В стороне щит с ценами напитков.
Далее столы бюро находок… За каждой из вещей на этих столах судьба какого-то человека и его родных. Роковая судьба. На одном столе множество рюкзаков. Другой стол полностью заставлен обувью. Настоящей, привезенной с фестиваля, которую уже никто не востребует, так как их владельцев более нет в живых. Фотографируя этот стол в голове автора сразу появилась ассоциация с «Освенцимом» где он в 2013 году сделал похожую фотографию событий более 80-летней давности. Ведь не зря данное событие было названо самой ужасной резней евреев со времени Холокоста…
К слову, не многие знают, что в тот трагический день в Израиле недалеко от того места Nova был и второй мини рейв-транс фестиваль под названием Psyduck. Он располаглся в поле между кибуцами Нирим и Нир-Оз, в паре километров от границы с сектором Газа. Данный фестиваль хоть и в сотню раз меньше чем Nova, но проходил раз в два месяца уже пять лет. Причём 7 октября 2023 года эта вечеринка была организована на деньги участников без того, чтобы поставить в известность полицию и местные власти. На этом фестивале было около 100 человек. Вечеринка началась 6 октября близко к полуночи, а утром 7 октября, во время танцев случился ракетный обстрел. Затем моторизованный параплан террористов пролетел рядом, но не напал. А уже впоследствии Хамасовцы прибыли на место вечеринки и открыли стрельбу. Ряд участников попытались спастись бегством, а другие спрятались. Из тех, кто попытался убежать семнадцать подростков были убиты. Члены семей пострадавших на двух фестивалях Nova и Psyduck создали форум Party Flowers, с просьбой расследования потенциальных халатностей, приведшей к нападению того дня.
Далее есть зал памяти с отдельными портретами почти всех жертв резни по трём сторонам помещения. С четвёртой стороны на стене надпись: «7 октября 2023 года. В память всех красивых душ, которые просто хотели танцевать и распространять любовь». А под ней коллаж всех погибших лиц и стол на котором посетители могут оставить записки со своими пожеланиями, а также горят три поминальных свечи.
Из динамиков играет гимн Израиля: «Ещё не пропала наша надежда, надежда, которой две тысячи лет: быть свободным народом на нашей земле, земле Сиона и Иерусалима». В конце в мягко освещенном «зале исцеления» можно поделиться впечатлениями от выставки и о тех трагических событиях. Это зал надежды, просторный, воздушный, светлый, показывающий что жизнь продолжается и мы сделаем все, чтобы такое более не повторилось. И мы будем опять танцевать! На радость нам. А закрытие выставки это не конец, а новое начало, которое продлится в Лос-Анджелесе где-то в августе. Ам исраэль хай, народ Израиля жив!
Олег Юнаков