Правая, левая где сторона?
Евреи избраны для привнесения в мир новых идей. За эту избранность мы тяжко расплачиваемся, но она стоит того.
Единобожие пришло в мир с Авраамом. Мидраш рассказывает, как это началось. Наш праотец в трёхлетнем возрасте переломал в мастерской своего отца Тераха всех изготовленных тем на продажу идолов. Нет идолов – нет идолопоклонства.
Кроме единобожия, Авраам внёс в мир национальную идею. Он со своей женой Сарой покинули благословенную Месопотамию ради дарованного им и их потомкам Всевышним гористого Ханаана. Когда евреи вернутся в свою страну из египетского рабства, приняв по дороге учение Торы, они назовут её по имени внука Авраама, данного тому Всевышним, своего третьего праотца – «Землёй Израиля». Чтобы быть полноценным, народ должен иметь свою землю.
Вместе с Торой евреи получат в дороге два чрезвычайно важные повеления, которые необходимо сбалансировать: «Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились» (Бемидбар, 33:55). Но в то же время «И пришельца не притесняй. . . так как пришельцами были вы в земле Египетской» (Шмот 23:9). Игнорирование духа первого из этих повелений гражданами стран Западной цивилизации, допускающими ныне к себе наплыв переселенцев из Третьего мира, разрушает их цивилизацию; равнодушие европейцев к судьбе «своих» евреев в период Шоа привело к катастрофе еврейства. Полицейские Франции, Голландии, Норвегии вылавливали в своих странах евреев и отправляли их в немецкие концлагеря. В Литве и на Украине местные жители, не заморачиваясь интернированием, истребляли нас на месте.
Дуальность «правых» и «левых» в возникавшей мировой цивилизации возникла в результате встречи еврейского мира с греческим, пришедшим на Ближний Восток в 30-е годы 4-го столетия до н.э. с армией Александра Македонского. Рукав мировой цивилизации, склоняющейся к морали Торы, много позже стали называть правым. А близкий к языческой греческой морали – левым. Различия этики правых и левых относятся, в первую очередь, к людской сексуальности. От Греции в мир пришёл даже язык сексопатологии: «Эдипов комплекс», «греческий грех» – старое название для мужского гомосексуализма, Лесбос.
В 166 году до н.э. в Иудее вспыхнула первая в истории война на основе такого различия – гражданская война следующих Торе евреев под началом братьев Хасмонеев против принявших греческую мораль сексуальности левых евреев. Греческий правитель Антиох IV Эпифан поддерживал из Сирии в той «сексуальной войне» левых, но победили правые. Эта победа защитников этики Торы отмечена праздником Ханука.
Другим элементом идеологии эллинизма, внедрявшимся греками, ставшим одним из оснований левой политики, был интернационализм. Македонский, хорошо относившийся к евреям, создавая в Египте интернациональный мегаполис Александрия, на треть заселил его евреями. Именно в Александрии случился в 38 году н.э. первый в истории зафиксированный еврейский погром, описанный Филоном Александрийским в книге «Против Флакка».
Идеологическое противостояние евреев и греков завершилось, несмотря на мощь греческой культуры, сильно повлиявшей на евреев, победой еврейской идеологии. Еврей из колена Беньямина Савл (Павел) привил грекам верование боковой секты иудеев. Греки, а за ними Рим приняли христианство – по определению Пинхаса Полонского – иудаизм для неевреев.
Христианство сохранило, однако, греческий интернационализм. Павел в «Послании к Колоссянам» учил: «И нет уже ни эллина, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного. . .» В христианстве нет «избранного народа»; иудаизм учит, что есть.
Основателем современного левого движения, создавшим его философскую, научную, этическую, политическую, социологическую, историческую, экономическую базы, стал Карл Маркс. Идеологически он был последователем античного материализма, воззрениям философа 4-го века до н.э. Эпикура, учению которого Маркс посвятил свою докторскую диссертацию.
Общество на основе марксизма было создано в СССР. Какая часть марксизма оказалась бракованной и послужила причиной безрадостной смерти советского общества – исследовано не было. Догадываюсь, что ложными оказались все аспекты марксизма.
Философская основа марксизма в реальном мире проявилась в атеизме. Маркс, а за ним Ленин озвучивали формулу: «Религия есть опиум для народа». До них её использовали такие авторитеты как Жан-Жак Руссо и маркиз де Сад. Но ещё едкий Вольтер заметил непрактичность материализма: «Я хочу, чтобы мой адвокат, мой портной, мой слуга, даже моя жена верили в Бога. В этом случае я буду реже обобран и оставлен с рогами».
По ходу нынешней потери западным обществом религиозности, деградирует и его этика. Известный английский философ Alasdair MacIntyre в книге 1981 года «После кончины добродетели» писал: «Ныне весь наш лексикон морали рухнул. Всё, с чем мы остались – это фрагменты, полузабытые слова вроде «долг», «достоинство», «честь», смысл которых никто больше не осознаёт. Мы говорим, не понимая – что мы говорим. Мы спорим насчёт моральности, не имея общих стандартов её или веры. Мы, можно сказать, живём в пост-моральную эпоху».
За прошедшие после публикации этой книги 43 года процесс, описанный автором, заметно прогрессировал. Открытую ложь левых президентов Обамы и Байдена граждане США воспринимают невозмутимо.
Сейчас в России, после несчастья марксизма переживающей глубокий духовный кризис, пытаются реанимировать православие. Многовековую традицию куда легче разрушить, чем возродить вновь. В Израиле сохранить рудименты советского атеизма пытается «русская» партия.
Экономическое учение марксизма – обобществление средств производства, плановое хозяйство, – оказалось короткой дорогой в нищету. Эксперимент проводился в разных по традициям и национальным характерам жителей странах, и приводил к краху в каждой из них. Возврат к рыночной экономике в Китае и реформы Нетаньяху в начале этого века в Израиле, напротив, подняли обе страны, столь различные по размерам и традициям, из социализма в экономические лидеры мира.
Социально марксизм приводит не к обещанному равенству, а к отмене меритократии и созданию на основе «правильного» происхождения или идеологии, или даже расы, правящего класса, обычно некомпетентного и коррумпированного. Социальные лифты в левом обществе работают плохо, на основе ложных критериев.
Маркс, ненавидевший своё еврейское происхождение и стыдившийся его, предложил объединять народы не по нациям, а по классам. «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!» – громко звучал призыв Маркса и его тени Энгельса в их «Манифесте коммунистической партии». Но когда случились МВ1, затем МВ2, пролетарии воевавших стран исправно утюжили друг друга.
Нации, в соответствии с марксизмом, должны по классовому критерию объединяться в Интернационал. Маркс и Энгельс создали такой под №1; были ещё №2; №2,5; №3 Ленина-Сталина; затем троцкистские №4 и №5. . . Самым влиятельным из них был №3, пока в 1936-37 годах Сталин не перестрелял всё его руководство.
Теории Маркса в 20-м веке стали снашиваться и подлатывались философами-неомарксистами. Ныне неомарксизм влиятелен в США и доминирует в идеологиях европейских стран.
Шизофренические отношения связывают марксизм, провозглашённый им интернационализм и проповедовавшийся Марксом антисемитизм с евреями. С одной стороны евреи, расселённые по всему миру – по факту самый интернационалистский народ. С другой стороны, Израиль – редкая из современных стран, определяющая право на поселение в ней происхождением. Иудаизм на протяжение 3,5 тысячелетий запрещает нам даже браки с неевреями. Такой брак требует от потенциального супруга перехода в еврейство. Но нет народа, более страстно переживающего дела далёких от нас наций. После любого несчастия, природного или социального, израильские евреи несутся на помощь. После землетрясения на Гаити, геноцида в Руанде, создавшего проблему миллиона беженцев, или войны на Украине, Израиль был единственной страной, развёртывавшей в местах бедствий госпитали.
В сегодняшнем мире правые евреи обычно принадлежат или близки к ортодоксальному иудаизму; левые по большей части нерелигиозны или принадлежат к другим духовным направлениям, например к реформизму. Многие правые живут в Израиле или, если в иных странах, идентифицируют себя с ним. Левые евреи, в США это большинство евреев, часто имеют антиизраильские взгляды или индифферентны к израильским проблемам. Сейчас, когда Израиль ведёт тяжёлые войны за выживание с многочисленными врагами, различие между правыми и левыми евреями особенно разительно.
Левые евреи Израиля некогда были здесь подавляющим большинством и имеют заслугу в создании его. Они соорудили и социалистическую модель хозяйствования Израиля с такой её чертой, как «квиют» – постоянство трудоустройства нанятого работника вне зависимости от качества его труда. Заслуга Нетаньяху – модернизация экономической системы Израиля, сдвиг её вправо, и следствие того – экономическое процветание. Доля правых в населении страны растёт.
Левые евреи были до катастрофы 7/10 интернационалистами. Голда Меир, министр иностранных дел Израиля в 1956–1966 годы, писала: «Юным государствам черной Африки Израиль мог и хотел дать очень многое. После Войны Судного дня, когда большинство африканских стран разорвали дипломатические отношения с Израилем, в общий хор циников включились и разочарованные израильтяне. «Это была пустая трата денег, времени и сил, — говорят они, — неуместное, бессмысленное, мессианское движение… Для меня эта программа прежде всего воплощает стремление к социальной справедливости, перестройке и исправлению мира, которое и есть сердце социалистического сионизма…». Характерна закрытость мышления левого еврея – тяжёлый провал интернационалистского подхода к внешней политике Израиля не явился для Голды доказательством его ложности.
Социалистическая партия Израиля, некогда доминировавшая в стране, ныне умирает. Израиль правеет, страны Западной Европы на глазах левеют. Судьба мира решается за океаном.
Первые президенты США были религиозными протестантами и потому юдофилами. Ещё Линкольн в своей второй инаугурационной речи назвал американцев «вторым избранным народом», оставив место первого евреям. По мере сдвига «еврейской» Демпартии США влево – в сторону неомарксизма, стала нарастать её антиизраильская направленность. Первым происламским президентом США, послужившим даже тамадой при подписании «Ословского договора» евреев с Арафатом, был Клинтон. Ключевую роль в «перестройке» США сыграло президентство Обамы – неомарксиста и исламиста. Традиционная, произраильская Америка попыталась остановить резкий крен своей страны влево, избрав в 2016 году президентом Трампа, но левые, организовав в 2020 году «революцию Флойда», установили в тот год «третью администрацию Обамы».
Какая тенденция – правая или левая, победит в США и в Западном мире в целом, решится на ноябрьских выборах этого года в США, самых важных в истории.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$40 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько