Хотят ли республиканцы проиграть?
Удивительным и странным образом избирательная кампания республиканцев менее всего похожа на победоносное шествие будущих победителей по обломкам позорного правления сенильного резидента Белого дома. Хотя, казалось бы, удача преследует их по пятам.
Взять, например, разоблачение коррупции Джо Байдена. Каналу FOX News дал интервью бывший генеральный прокурор Украины Виктор Шокин. В самой Украине постарались не придавать значения этому интервью, но оно достаточно интересно, хотя обвинения Шокина были скорее декларативным, так сказать, аргументы без фактов, но, тем не менее.
Для начала Шокин подтвердил, что президент Петр Порошенко уволил его под давлением Джо Байдена. Отвечая на вопрос ведущего Брайана Килмида, он сказал, что был отправлен в отставку в 2016 году потому, что занимался расследованием нефтегазовой компании «Буризма» в то время, когда Хантер Байден находился в совете директоров компании. Шокин также утверждал, что Хантер Байден получал взятки, а вице-президент Байден подорвал репутацию Америки и создал почву для вторжения России в Украину.
«В моих ранних интервью я неоднократно говорил, что Порошенко уволил меня по настоянию тогдашнего вице-президента Байдена, потому что я расследовал деятельность «Буризмы», – сказал Шокин в интервью.
На уточняющий вопрос ведущего о роли Байдена Шокин ответил: «Да, вы поняли меня правильно, именно так оно и было. Никогда прежде ни у кого не было претензий к моей работе. Но на Порошенко постоянно оказывалось давление, и именно поэтому он меня уволил».
У самого Джо Байдена были другие аргументы. По его мнению, и мнению европейского сообщества, Шокин с коррупцией не боролся, закрывая глаза на то, что творилось в правительстве и собственном офисе.
В декабре 2015 года Джо Байден выступил в Киеве с антикоррупционной речью, он потребовал от Порошенко заняться искоренением коррупции и уволить Шокина, если Порошенко хотел получить от США пакет финансовой помощи размером в один миллиард долларов. Как хвастался сам Байден, он дал Порошенко на размышление шесть часов. Порошенко подумал и послал Шокину черную метку.
«Я сказал: «Я вам не дал, мы вам не дадим миллиард долларов. Они сказали: «Вы не имеете полномочий. Вы не президент. А я им говорю, хорошо, звоните президенту. Я говорю вам, что вы не получите миллиард долларов. Вы не получаете миллиард, а я уезжаю. Я посмотрел на них и сказал, я уезжаю через шесть часов. Если генпрокурора не уволят, денег вы не получите. Ну, уволили этого сукина сына. А вместо него поставили другого, более твердого».
Хотя Шокин не сказал, какие именно взятки получали Джо и Хантер Байдены, мы знаем, что в интервью с агентом ФБР Николай Злочевский, владелец «Буризмы», сказал, что передал отцу и сыну по пять миллионов долларов каждому через подставных лиц.
Девин Арчер в интервью Такеру Карлсону сказал, что и он, и Хантер получали дорогие подарки от Злочевского, например, часы стоимостью в десятки тысяч долларов, а пребывание Хантера Байдена в совете директор, несомненно, спасло «Буризму», так как Шокин приказал заморозить все авуары компании. За месяц до увольнения офис генпрокурора издал постановление об аресте всей собственности Злочевского, включая элитную недвижимость и спортивный «Роллс-Ройс». Сразу же после увольнения Шокина счета «Буризмы» были разморожены, арест с имущества Злочевского был снят. «Без Хантера Байдена «Буризма» не могла бы существовать», – сказал Девин Арчер. Собственно, ради этого Хантер и был приглашен в состав совета директоров в 2014 году, куда также входил бывший президент Польши Качиньский. Видимо, по его каналам Евросоюз получал информацию о неслыханной коррумпированности Шокина.
По словам самого Шокина, он возбудил следствие против «Буризмы» из-за того, что компания занималась незаконной добычей и продажей газа. Впрочем, ничего особенного в компании не было, но внимание прокуратуры привлек тот факт, что в совет директоров входил сын вице-президента США, курировавшего украинское направление. Шокин даже обвинил Байдена в том, что тот подготовил почву для вторжения Путина в Украину и захват Крыма без единого выстрела.
Если этого мало, то катастрофический рост инфляции, беспрецедентный кризис на южной границе, намерение опять развернуть обязательную вакцинацию от ковида осенью, должны были отрезвить избирателей. Не говоря уже о преклонном возрасте и явных признаках старческой деменции у великого кормчего.
Выступая перед аудиторией в Нью-Мексико Байден невнятно пошутил: «Я тут немного впал в спячку, знаете, в Айове, немного». Что он имел в виду, понять невозможно, но в спячку он впадает довольного часто, и не только в Айове. Он проводил свою избирательную кампанию на пляже, когда остров Мауи пылал, и гибли люди, с ветеранами Афганистана у него опять вышла неувязка. Хотя, что там увязывать. Может, он и не будет баллотироваться в следующем году.
Его избирательный штаб находится ближе к его родному дому в Делавэре, сотрудников по пальцам можно посчитать, сбор денег идет вяло. Ярмарку в Огайо он пропустил, в колеблющиеся штаты, где будет решаться судьба выборов, вроде Невады, Колорадо, Аризоны и Монтаны, он не заезжал.
Хантер Байден еще одна гиря на ногах Белого дома, и дежурные ответы о том, что «все было ложь и обман», а Хантер чист, как стеклышко, как слеза комсомолки, уже не работают.
Менеджер кампании Байдена Джули Чавес отменила интервью с MSNBC «во избежание потока вопросов» о Хантере Байдене. После возвращения с отдыха в Реховот Бич, охрана отогнала о президента наглых репортеров, чтобы тот не слышал вопросов.
Камала Харрис сидит тихо, и никакими проблемами не занимается, хотя вроде ей поручили заниматься иммиграционным кризисом. По другим вопросам ее ляпы ничуть не лучше, чем ляпы ее босса.
Так что, может, Байден и вовсе не дотянет до выборов, и вместо него в последний момент поставят другую фигуру, Гэвина Ньюсома или там Мишель Обаму, но никак не внесистемного Роберта Кеннеди младшего.
А что при этом республиканцы? Низкий рейтинг просмотра дебатов в Милуоки показал, что американцы не проявляют к команде кандидатов большого интереса. Дебаты на FOX посмотрели 12,8 миллиона человек, что на 50% меньше, чем президентские дебаты в 2015 году с участием Дональда Трампа. Когда в 2016 году Трамп не стал участвовать в дебатах, просмотр упал до 12,5 миллионов. Зато интервью Трампа с Такером Карлсоном набрало 236,7 миллионов просмотров на Твиттере. Это то, что называется «эффектом Трампа».
Другое дело, что Дональд Трамп не представил в этом интервью никакой новой программы. Его настойчивое повторение темы фальсифицированных выборов и «страхового полиса» ФБР имеет одну цель – доказать судьям, что он искренне считал и считает до сих пор, что результаты выборов были фальсифицированы, а «глубинное государство» работало и работает против него. Это очень верная тактика защиты, но избирателям хотелось бы услышать что-то и будущем.
Всех интересует, какую команду Трамп хотел бы набрать в случае победы, и вот тут оказывается, что Трамп зачисляет в личные враги не только команду Байдена, но и своих соперников на Республиканской партии. Требование безусловной лояльности у Трампа явно зашкаливает. С его точки зрения, любой политик-республиканец, посмевший баллотироваться наравне с ним, уже является предателем. С таким подходом очень трудно набрать команду для работы в Белом доме.
В лидеры гонки среди прочих кандидатов вырвался Вивек Рамасвами, что, с одной стороны, доказывает отсутствие расизма у американских консерваторов, а, с другой, их готовность клевать на ключевые слова. Вивек Рамасвами не скрывает, что его обучение в юридической школе оплатил Фонд Сороса, что многое говорит о нем самом, но сейчас он пытается создать себе имидж человека вне системы и даже борца с системой и неоконами.
Он позаимствовал стратегию и тактику Дональда Трампа 2015–2016 годов, обещая прекратить участие Америки в войнах, и обвиняя республиканский истеблишмент в том, что они наживаются на войне и потому панически боятся его, Вивека.
В интервью для «Брейтбарта» он подчеркнул, что американцы устали от бесконечных войн, а президент Байден вывел войска из Афганистана, но тут же вписался в российско-украинскую войну, выбрасывая на ветер десятки миллиардов долларов. Он это все прекратит.
«И именно поэтому они преследуют меня, истеблишмент неоконов напуган тем, что я говорю правду об этом», – подчеркнул Рамасвами. Он раскритиковал Майка Пенса и Никки Хейли за «поддержку войны в Украине при одновременной неспособности защитить свою страну».
«У нас нет достаточной защиты от ядерной угрозы. У нас проблема с кибербезопасностью. Мы используем нашу армию и наше военное оборудование для защиты другой страны от вторжения где-то на другом конце света, когда мы должны были бы использовать все эти ресурсы для защиты нашей страны от вторжения на южной границе, которое уже буквально стало вооруженным. Это правда. И я говорю правду, и это по-настоящему пугает истеблишмент республиканской партии».
Если проанализировать его же интервью Такеру Карлсону и «Брейтбарту», то во внешней политике он повторяет всю тут же госдеповскую жвачку администрации Байдена. Только Байден желание примириться с Путиным прикрывает заявлениями о всемерной поддержке Украины, а Вивек Рамасвами озвучивает программу Билла Бернса и Сэлливана. Согласно этой программе, Россию надо задобрить, чтобы она не объединилась с Китаем против Америки. Но мечты Вивека Рамасвами идут дальше. России можно оставить оккупированные ею территории Украины и пообещать, что Украина никогда не вступит в НАТО в обмен на вывод российских войск из Никарагуа, Венесуэлы и Кубы, а также вывоза ядерного оружия из Калининграда (Кенигсберга). Понятно, что Путин на такие условия не согласится никогда, но чего только ни скажешь перед выборами.
Для Рамасвами Израиль не союзник, а слабая, зависимая сторона. «Мы помогли Израилю создать «железный купол», – сказал он Такеру Карлсону. Что-то об израильской обузе и необходимости сокращения военной помощи Израилю он повторил во время дебатов, и Никки Хейли оборвала его, сказав, что это Америка зависит от Израиля, а не наоборот. Беда в том, что избирателю эту риторика как раз очень нравится.
Проблема абортов была также на повестке дня республиканцев. Все, за исключением Никки Хейли, выступали за запрет абортов после первого сердцебиения плода, но никто при этом не догадался предложить женщинам послеродовый отпуск сроком на год с сохранением рабочего места, как в Канаде. Это был бы выигрышный ход по сравнению с демократами, которые опять будут педалировать эту тему. Один только Джо Байден на пропаганду абортов потратил 25 миллионов долларов из фондов своей избирательной кампании.
Пока Дональд Трамп лидирует среди республиканцев, и все судебные иски только повышают его популярность. Каждое обвинение прибавляет ему баллы и пожертвования. Но это среди республиканцев. Мы пока не знаем, насколько все обвинения влияют на настроения независимых и колеблющихся избирателей, от которых и зависит исход выборов. Избирателям нужна четкая программа, отвечающая на вопросы, что и как, а не лозунги. И еще им нужна команда. А этого пока республиканские лидеры не продемонстрировали, а жаль. Создается такое впечатление, что они стремятся проиграть.
Виктория ВЕКСЕЛЬМАН