Боливар не вынесет двоих

Share this post

Боливар не вынесет двоих

Да, друзьями не рождаются. Друзьями становятся. У господина Обамы появился новый друг. Им стал Уго Чавес. На днях президент Венесуэлы в своем очередном обращении «к граду и миру», коими он регулярно потчует своих соотечественников, заявил, что, если бы он мог голосовать на президентских выборах США, то отдал бы свой голос за Обаму. Назвав его хорошим […]

Share This Article

Да, друзьями не рождаются. Друзьями становятся. У господина Обамы появился новый друг. Им стал Уго Чавес.

На днях президент Венесуэлы в своем очередном обращении «к граду и миру», коими он регулярно потчует своих соотечественников, заявил, что, если бы он мог голосовать на президентских выборах США, то отдал бы свой голос за Обаму. Назвав его хорошим парнем, Чавес  выразил уверенность, что президент США, живи он в рабочем квартале Каракаса, тоже не стал бы мелочиться, а поддержал его кандидатуру. «Обама недавно сделал очень рациональное и справедливое заявление: «Венесуэла не угрожает интересам США», – сказал президент Венесуэлы. Но на этом реверансы не закончились: он, то есть Чавес, хотел бы иметь нормальные отношения с США.

Как там у русского баснописца? – «За то, что хвалит он кукушку»? Не только.

С одной стороны, мировые СМИ, говоря о предвыборных речах Чавеса, 2 октября сообщают: его выступления содержат давно известные клише о том, что кандидата от объединенной оппозиции Энрике Каприлеса поддерживают «янки, другие враждебные иностранные силы, наркомафия и беглые буржуазные эмигранты». С другой стороны – приведенные выше цитаты, взятые из новостных лент от 1 октября. Но примерно в это же время появляются сведения об убийстве в Венесуэле оппозиционных активистов.

Может быть, кукушка и не хвалила бы петуха, если бы не эти не вовремя произошедшие нападения.

Между тем, главный конкурент Чавеса на президентских выборах, назначенных на 7 октября, Каприлес отстает от Чавеса на 10%, однако разрыв между кандидатами в лидеры страны постепенно сокращается. В этих условиях ответом на убийства оппозиционеров в Каракасе стал более чем стотысячный митинг в поддержку оппозиции. На нем Каприлес потребовал расследования происшедшего, а также обвинил Чавеса в невыполнении обещаний. «Накануне, к нашему ужасу, от насилия погибли три человека. Этого не должно было произойти. Я хочу заверить их близких, и этих ангелов на небесах, что 7 октября мы нанесем поражение насилию», – заявил он.

Что остается делать Чавесу, который постоянно обвиняет северного соседа в силовом воздействии на внутренние процессы, происходящие в Венесуэле?

Уго Чавес
Уго Чавес

Первое: на обращать ни на что внимания.

Второе: продолжать революционную риторику, пытаться придать случаям насилия над своими конкурентами видимость революционного творчества масс, ответом на происки, последним предупреждением, и прочее, прочее, прочее.

Третье: попытаться сделать, как говорится, хорошую мину при известной игре, то есть выразить сожаление, обещать наказать преступников и попытаться, если возможно, сделать что-то такое, что могло бы вызвать одобрение со стороны США.

Чавес выбрал третий путь. Выступая на митинге сторонников, он выразил сожаление по поводу гибели людей и призвал к спокойствию. «Мы выйдем на выборы не с насилием, а с идеями, миром, с новыми голосами, поэтому давайте не поддаваться на провокации», – сказал он. В прессу запустили сообщение о том, что убийца оппозиционеров арестован.

Это при умелой подаче может сработать на «новый образ» вождя революции – образ умудренного опытом, взвешивающего свои слова, оценивающего Соединенные Штаты не как вечного и неизбежного врага, а как хоть и сложного, но все же партнера, который при соответствующем руководстве (ну вот, например, есть такой господин Обама) может быть для локомотива революции, то есть Венесуэлы, нормальным партнером.

Да, такой фокус может проскочить. Он рассчитан не только на внутреннее потребление, но и на внешнее, а именно –  для использования в США. Причем, с таким прицелом, что после срабатывания его в Америке, результат (разумеется, положительный) бумерангом вернется в Каракас. Где им можно будет размахивать в качестве ответа на обвинения оппозиции в том, что скандальная политика Чавеса изолировала страну от Запада, оставив ее вариться в каше левых латиноамериканских правительств.

Можно ли верить Чавесу? Нет, нельзя.

Не далее, как в августе, СМИ распространили, со ссылкой на заявление оппозиционного венесуэльского политика Марии Корины Мачадо, информацию о том, что в стране создается новая вооруженная структура, численность которой к 2013 году должна составить миллион человек, а к 2019 году – два миллиона.

По словам Мачадо, руководством разработан специальный план, предусматривающий создание юридической, материальной и других основ для будущих партизанских формирований. Политик заявила, что в ее распоряжении имеется копия этого документа. «Стратегическая цель – это построение новой Боливарианской военной доктрины, которая подготовит Венесуэлу к затяжной народной войне против «империи», то есть США», – сказала она, а также отметила, что план разрабатывался при активном содействии и консультации союзника президента Венесуэлы Уго Чавеса – Кубы. По ее словам, средства для партизанских отрядов будут выделены за счет сокращения финансирования венесуэльских вооруженных сил.

В августе готовиться к войне с «империей», а в начале октября говорить о том, что с нею хотелось бы иметь нормальные отношения – это слишком даже для импульсивного Чавеса. Это настолько слишком, что может свидетельствовать о наличии у него каких-то необычных ощущений. Может быть, даже страха.

Есть еще один аспект происшедшего. Это возможное влияние высказываний венесуэльского боливарианца на предвыборное положение американского президента. Конечно, многим демократам греет душу высказывание Уго о хорошем парне Бараке, а мысль о налаживании отношений между двумя странами как нельзя лучше ложится на канву благих пожеланий о всеобщей справедливости, которую признают даже Штаты, но кто, скажите, прикажет забыть все, что лежит за пределами антиамериканской деятельности Чавеса?

Нет, или боливарианская революция, или дружба с Америкой. Что-то одно. Прямо по О. Генри: Боливар не вынесет двоих.

 

Сергей ВОСКОВСКИЙ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »