Молчание пушек, или дипломатический манёвр на фоне контрнаступления США
За визитом госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай без преувеличения следил весь мир. Напомню, что поездка главы американской дипломатии была отложена в феврале после того, как предполагаемый китайский воздушный шар-шпион пролетел над воздушным пространством США. Из-за шпионских страстей сорваться мог и этот визит, так как двумя неделями ранее газета The Wall Street Journal со ссылкой на источник в американском разведсообществе рассказала о том, что Пекин заключил с правительством Кубы секретную сделку о строительстве на острове центра по перехвату радиоэлектронной информации на юго-востоке США, где находится множество американских военных баз.
Тем не менее визит состоялся, поскольку в Вашингтоне хорошо понимают, что стремительная деградация коммуникаций между двумя крупнейшими экономиками мира может иметь глобальные последствия для финансовых рынков, торговой практики, маршрутов и цепочек поставок, а опасные манёвры китайских эсминцев рядом с кораблями ВМФ США у берегов Тайваня чреваты самыми нежелательными «горячими» последствиями.
Госдепартамент в предверии переговоров так и заявил, что главная цель визита госсекретаря – попытаться не допустить, чтобы многочисленные разногласия между стратегическими соперниками, Вашингтоном и Пекином, не переросли в конфликт.
Центральными темами текущих американо-китайских переговоров стали: ситуация с Тайванем, торговые отношения, права человека, война в Украине, прекращение потока химических веществ для производства фентанила, который идет из КНР в Мексику, а потом полноводной рекой течёт в США (в мае администрация Байдена ввела санкции в отношении 17 человек и организаций, базирующихся в Китае и Мексике, которых она обвинила в обеспечении производства поддельных таблеток с фентанилом).
В китайских СМИ встречи Энтони Блинкена с первыми лицами китайской дипломатии и непосредственно с председателем Си Цзиньпинем были названы конструктивными, впрочем, в прессе дали понять, что по многим направлениям остаются глубокие противоречия, при этом Тайвань является самым важным и потенциально опасным камнем преткновения.
Гонгконгское издание South China Morning Post отметило, что в Пекине прошли долгие и сложные переговоры с американской делегацией. Китайская сторона обвинила США в “ошибочном восприятии” Поднебесной. Госсекретарь Блинкен же требовал от Китая принять “порядок, основанный на правилах” и не пытаться его менять.
«Главным на повестке дня стал военный вопрос. США продолжают усиливать давление на Китай из-за военной кооперации с Россией. А недавно Вашингтон ещё наложил целый пакет новых санкций на китайские компании, занятые разработкой гиперзвука», – написала SCMP.
Глава американской дипломатии во время пресс-конференции действительно заметил, что США по-прежнему обеспокоены “частными компаниями в Китае, которые могут оказывать помощь, в некоторых случаях явно направленную на укрепление военного потенциала России в Украине”.
Справедлив также тезис, что администрация президента Байдена продолжает наращивать наступление на Китай на технологическом фронте (по теме см. заметку в первом комментарии).
Буквально на днях американская полупроводниковая компания AMD объявила, что ее новый ИИ-суперчип начнет поставляться клиентам уже в конце этого года. Однако правительство США в рамках «чипового эмбарго» заблокировало экспорт этих мощных полупроводников в Китай, и по словам экономического обозревателя СNBC Джима Крамера, китайские полупроводниковые компании не смогут теперь идти в ногу с производством в США, особенно с учетом того, что AMD теперь присоединяется к битве.
«Без этих чипов Китай просто не сможет создать такой искусственный интеллект, который будет способен конкурировать с аналогами западного мира. Я думаю, что ситуация в Китае становится отчаянной: они не могут расти, они отстают в технологиях – они больше не могут даже украсть эти высокопроизводительные суперчипы», – подчеркнул Крамер.
Согласно же сообщению The Financial Times, Microsoft Билла Гейтса под давлением Вашингтона активизировал переброску своих лучших исследователей искусственного интеллекта из Китая в Канаду, что в итоге приведёт к закрытию тренингового центра Microsoft для технических талантов азиатской страны.
«Базирующаяся в Пекине Microsoft Research Asia (MSRA) начала запрашивать визы для перевода ведущих экспертов в области искусственного интеллекта из столицы Китая в свой институт в Ванкувере, сообщили четыре человека, знакомые с планами американской корпорации», – проинформировала газета.
Источники издания сказали, что «Ванкуверский план» является ответом на усиление политической напряженности между США и Китаем, а также защитным маневром, чтобы не допустить переманивания лучших специалистов технологическими компаниями Китая, отчаянно нуждающимися в исследователях ИИ для разработки китайских версий OpenAI ChatGPT.
Поддерживает действующая администрация Белого дома и ограничения по доступу Китая к американскому рынку сбыта. По мнению ряда американских think tank, Китай слабеет после того, как два американских президента (Трамп и Байден) резко сократили его торговлю с США, в силу чего, согласно последним торговым показателям, товарные потоки из Китая в США сильно отстают от Мексики и Канады.
На экономическом фронте администрация президента Байдена сделала акцент (подкрепленный сотнями миллиардов долларов государственной поддержки) на стимулировании американского производства. Данные действия сочетаются с упомянутыми выше ограничениями на экспорт передовых американских компьютерных технологий в Китай, а также отключением китайских технологических компаний от американских инвестиций. Наряду с тарифами, установленными президентом Трампом (пролонгированными президентом Байденом) все эти действия могут расцениваться как массированный ответ США на наступление Китая, успешно продолжавшееся на протяжении десятилетий.
Президент Байден и официальные лица США заявили, что рассматривают Китай как соперника и конкурента, а не противника. Однако соблюсти баланс при обостряющейся конкуренции очень сложно. И хотя и США, и Китай, судя по всему, заинтересованы в нормализации и стабилизации своих отношений, по крайней мере сейчас, реальность такова, что интересы этих двух мировых держав обречены на противостояние.
В этой связи дипломатические манёвры с обеих сторон приобретают архиважное значение. Мы же все прекрасно знаем, когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки.
Тимур Сейтмуратов