Некоторые замечания об испанском франкизме

Share this post

Некоторые замечания об испанском франкизме

Существует несколько устойчивых мифов об испанском франкизме. В каждом из них есть определенная доля правды, однако категоричность, с которой их подают, не всегда помогает разобраться в политической, социальной, пенитенциарной и культурной архитектуре франкистской Испании.

Share This Article
Франсиско Франко. Автор фото неизвестен
This file is made available under the Creative Commons CC0 1.0 Universal Public Domain Dedication.

Сегодня мы разберем некоторые из таких тезисов и попытаемся сконструировать «исторически сбалансированную точку зрения», которая, не отрицая авторитарности и негативных аспектов испанского франкизма, покажет его рациональным, разнообразным и договороспособным и убавит градус демонизации, который чрезвычайно завышен в последние годы.

  1. Франко было невозможно сместить с поста иначе, как покушением — диктатура не предоставила возможности для транзита власти.

11-я статья Ley Orgánica del Estado утверждала, что в случае отсутствия главы государства на национальных территориях или же его болезни власть по достижении тридцатилетнего возраста принимает наследник престола либо в ином случае Регентский совет. Глава правительства должен был осуществлять свою рутинную работу и отчитываться перед Кортесами.

В Испании милитарес рассматривались как сила, которая защищает нацию от внешнего хаоса и кровавого бардака, а сам каудильо — как провиденциальная, отчасти даже «нестареющая», метафизическая фигура, посланная Богом для спасения страны и сохранения ее идентичности. Прямо говорить, что каудильо может умереть, стать недееспособным или просто перестанет справляться со своими задачами, считалось неуместным, однако «болезнь», упомянутая в статье 11 Органического закона, подразумевала все подобные сценарии.

Следует также отметить, что франкизм от, скажем, португальского Нового Государства выгодно отличало наличие оппозиции. Режим Франко, несмотря на относительную монолитность и идеологическую заточенность на фундаменталистский национал-католицизм, антикоммунизм и национал-синдикализм, содержал внутреннюю раздвоенность. Речь, конечно, идет о противостоянии консервативного, бюрократического, технократического крыла политиков (к которым относились Фермин Санс-Оррио, Блас Пиньяр, функционеры Opus Dei и т. д.) и национал-революционных фалангистов, а также о противостоянии технократов и синдикалистов. Несмотря на то что, отправив на фронт «Голубую дивизию», Франко избавился от наиболее революционных элементов внутри фалангистского движения, оно продолжало выполнять роль важного противовеса вертикалистам-технократам.

  1. Франкистский режим был чудовищно пуританским и запрещал любые темы не только ниже пояса, но даже ниже шеи. Испанский кинематограф при Франко превратился в черную дыру, он совершенно не развивался.

Цензура в Испании присутствовала в достаточно жестком формате. Она развивалась зигзагообразно, то допуская послабления, то внедряя штрихование декольте и проповедуя «возвращение к моральным истокам». Однако испанская культура, несмотря на цензуру, развивалась и впитывала прогрессивные тенденции достаточно бурно (по меркам южноевропейских авторитарных фундаменталистских режимов), в отличие от, например, португальской.

В испанских СМИ, несмотря на достаточно пуританскую цензуру, освещались современные музыкальные, архитектурные и культурные тренды; так, на протяжении нескольких лет в стране бушевали дискуссии относительно модной джаз-музыки и ее влиянии на испанскую душу. Важен, однако, именно тот факт, что дискуссии велись, статьи о джазе попадали в крупные СМИ, а сами пластинки были доступны.

Помимо всего прочего, при Франко очень продуктивно развивался испанский кинематограф, который даже сконструировал специфические субжанры, такие, например, как испанский нуар, изрядно отличавшийся от своего великого американо-британского кинособрата. Помимо всего прочего, в испанских нуарах конфликт нередко случался на почве измен, затрагивалась даже проблема трафика женщин в Аргентину, то есть цензура не была деревянной и допускала обсуждение в кино «неприличных» вопросов. Кино было одним из любимых развлечений испанцев, и в стране во времена франкизма было снято великое множество фильмов. Франко и сам был поклонником кинематографа и увлекался киносъемкой.

  1. Полицейская работа режима были невыносимо репрессивной и несправедливой. Франко создал эффект «осажденного государства» и наживался на этом.

Франкистская полиция и ее действия, которые, конечно, выходили за рамки современных представлений о работе полицейских структур, не шли ни в какое сравнение с нормами полицейского поведения в, скажем, Третьем рейхе, СССР, Венгрии или в брутальных коммунистических и национал-социалистических режимах типа маоистского, полпотовского, чучхеистского, греческого времен «черных полковников». Режим в Испании старался прогрессировать в смысле полицейско-дознавательной работы и проводил амнистии, в частности, в 1940-м и в декабре 1943-го. Заключенным срезали треть срока за участие в «добровольных работах по восстановлению страны». Главная проблема заключалась не столько в репрессивности полицейской работы, сколько в медлительности судебной системы, из-за которой множество арестантов подолгу сидели, дожидаясь собственно суда и приговора. Это общая проблема стран с раздутыми консервативными бюрократиями, и Испания не была исключением.

Хуан Доминго Перон.
Public domain.

Существует серьезное различие между политическими, социологическими и пенитенциарными практиками времен Первого и Второго франкизмов (1939–1959 и 1959–1975). Второй франкизм был связан с открытием Испании Западному миру, увеличением бытового комфорта, постепенной миграцией в сторону контролируемой, но все же демократии и усилением риторики и практик, касавшихся прав человека (в частности, прав рабочих, крестьян, интеллектуалов, женщин). Первый франкизм и его систематические перегибы во многом были обусловлены не столько некоторой паталогической жестокостью милитарес, сколько изоляцией, которой подвергали Испанию развитые западные демократии. В результате Испании приходилось опираться на лояльные государства третьего мира, стремиться избежать голода и стратегического поражения, что не лучшим образом сказывалось на идеях комфорта и мира для всех граждан.

Чрезвычайные меры, которые предпринимал режим, объяснялись борьбой с сепаратизмом и терроризмом. Напомним, что одна только организация ETA за все время своего существования убила 857 человек. Помимо ЕТА, существовали DRIL (Directorio Revolucionario Ibérico de Liberación), члены которой при организации теракта однажды случайно убили годовалую девочку Бегонью Уррос — первоначально в ее убийстве обвиняли боевиков ETA, OMLE (Organización Marxista-Leninista de España), GRAPO (Grupos de Resistencia Antifascista Primero de Octubre), FRAP (Frente Revolucionario Antifascista y Patriota) и другие.

Это ни в коем случае не оправдывает пытки или продолжительные досудебные отсидки, однако позволяет представить себе реакционный, во многом «оборонительный» (или казавшийся таковым) способ мышления франкистских силовых структур и отчасти объясняет их решительность, когда дело доходило до вопросов сепаратизма или левого сопротивления.

  1. В Испании были запрещены профсоюзы и риторика на тему прав рабочих.
Карлос Ибаньес дель Кампо.
Public domain.

Есть два определения, более или менее очерчивающих франкизм как политическую идею: национал-католицизм и национал-синдикализм. Синдикализм означает, что синдикаты (профсоюзы) были одной из основ режима Франко наряду с церковью, промышленниками, традиционной аристократией, технократами из Opus Dei и т. д. Вопреки распространяемому левыми мнению о том, что профсоюзы могут быть только красными (марксистско-ленинскими, троцкистскими, анархо-синдикальными), идея профсоюза гораздо шире. С антикоммунистическими, националистическими профсоюзами, гильдиями и рабочими организациями экспериментировали Хуан Доминго Перон в Аргентине, Карлос Ибаньес дель Кампо в Чили и многие другие, что не мешало первому заявлять, что коммунизм – это разновидность неоколониализма и его не должно быть в Аргентине, а второму — что «красный флаг не может присутствовать на территории Чили, поскольку он символизирует анархию, разруху и ужас». Важно понимать, конечно, что режимы Ибаньеса и тем более Перона были гораздо демократичнее и свободнее режима Франко — как минимум в силу антиколониализма и прнадлежности к третьему миру двух первых.

В Испании существовали синдикаты. В Испании было министерство труда. Там работали над правами рабочих, и идея justicia social (социальной справедливости), основанная на католической социальной доктрине, была государственной идеологией. Уже 9 марта 1938 года в свет вышел документ под названием Fuero del Trabajo, один из основополагающих правовых актов франкистской Испании, в котором определялись права рабочих. Среди них значились право на отдых, право на труд, на владение собственностью, на семейное субсидирование, ограничение рабочего дня и т. д. Там же были зафиксированы права и обязанности вертикальных синдикатов. Работа по последним, теоретическая и практическая, шла непрерывно. Минтруда успели повозглавлять и революционеры-фалангисты старой школы, готовые хоть сейчас вести пролетариат на улицы, такие как Хосе Антонио Хирон де Веласко (на фото ниже с Эвой Перон и Франсиско Франко), и жесткие институционалисты, консерваторы с карлистским бэкграундом, критиковавшие фалангистских предшественников за «пролетаризацию» и «революционизацию» синдикальных структур, такие как Фермин Санс-Оррио, руководитель Минтруда с 1957 года, автор ряда теоретических трудов и статей о синдикализме.

Более того, если вы обратите внимание на фалангистскую пропаганду, то заметите, что солдат, рабочий и мать — одни из ключевых для франкизма образов. Пообщавшись с современными неофранкистами, вы обнаружите у них ту же прорабочую, пронациональную и солидаристскую риторику, требования вернуть «настоящие», патриотические, служащие рабочим и Отечеству, вертикальные синдикаты и отказаться от материалистических идеалов, предлагаемых левыми и либеральными оппонентами.

Китти САНДЕРС

Источник

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »