Начало нового сезона
Итак, после летнего перерыва на козырьках и фасадах театров и концертных залов громкие имена, названия и даты – не пропустите!
Опера
«Бал в Опере: отмечаем сто лет» – оперный сезон открывается светскими мероприятиями в специально установленном шатре и в здании мэрии и концертом в ознаменование начала второго столетия Оперы Сан-Франциско.
За дирижерским пультом – музыкальный руководитель компании Юн Сун Ким, а оперные звёзды Надин Сиерра, Майкл Фабиано, Лукас Мэхем и Рене Пати исполнят знаменитые оперные арии, увертюру к «Лоэнгрину» и специально написанный в честь столетия бравурный номер «Фанфары».
Нередко на открытии сезона появляются знаменитости из мира шоу-бизнеса и политики. В этот вечер публика и особенно дамы демонстрируют невероятные туалеты и украшения, продолжая одну из традиций Сан-Франциско – дефиле бриллиантов и декольте.
Opera Ball: The Centennial Celebration
9 сентября
«Антоний и Клеопатра»
В честь столетия San Francisco Opera заказала новую оперу композитору Джону Адамсу совместно с тремя другими компаниями – Метрополитен, оперным театром «Лисео» (Барселона) и Театро Массимо (Палермо).
Либретто основано на трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра». Это пятый спектакль Адамса в Опере Сан-Франциско. По его словам, «Антоний и Клеопатра» не только об истории любви и человеческих отношениях, но также о геополитике и столкновении цивилизаций. И, как всегда у Шекспира, то, о чём он писал, имеет прямое отношение к переживаемому нами всеми сейчас.
Оперная постановщица Элькана Пулитцер (праправнучка Джозефа Пулитцера, имя которого носит высшая журналистская премия США) перенесла действие в гламурный Голливуд 30-х годов. Задействована кинохроника, как бы дающая представление об общественном положении и значении основных действующих лиц. Приёмы стилизации работают на режиссерскую концепцию наряду с запоминающимися декорациями и костюмами. Яростный ритм музыки Адамса передаёт динамизм эпохи.
Джон Адамс совсем недавно отметил 75-летие, к которому был приурочен выход собрания его сочинений на 40 компактных дисках CD в специальном футляре.
Клеопатру поёт сопрано Амина Эдрис. Она родилась в Египте, выросла в Новой Зеландии, и сейчас восходящая оперная звезда успешно выступает на разных континентах.
Канадский бас-баритон Джеральд Финли известен своим участием в операх Моцарта, Россини, Бартока, Вагнера, Адамса.
Anthony and Cleopatra
10 сентября – 5 октября
«Евгений Онегин»
После четырнадцатилетнего отсутствия «Онегин» возвращается на сан-францисскую сцену. Роберт Карсен, известный канадский оперный постановщик, с успехом поставил оперу Чайковского в Метрополитен в 1997 году.
Спектакль за двадцать лет сценической жизни побывал в ведущих оперных театрах мира. Сценография и костюмы сдержанны, стиль ампир вполне подходит музыке Чайковского.
Партию Татьяны поёт сопрано Евгения Мураева, это её дебют в США. В роли Онегина бас-баритон Гордон Бинтнер. Ольгу поёт меццо Айгуль Ахметшина. Она впервые в Америке, так что в спектакле два женских дебюта.
Заслуживает внимания проникновенное прочтение партитуры, нюансировка и внимание к деталям дирижёра Василиса Христопулоса.
Eugene Onegin
25 сентября – 14 октября
«Диалоги кармелиток»
Опера Франсиска Пуленка, несомненно, классика двадцатого столетия, была заказана миланским театром Ла Скала, премьера прошла в 1957 году. Либретто Жоржа Бернаноса, крупного французского романиста и католического мыслителя, поднимает фундаментальные вопросы веры, готовности ради неё идти на жертву и неприятие морального компромисса. Действие разворачивается в монастыре кармелиток, по строгому монастырскому уставу ходящих босиком. Французская революция привела к разграблению и закрытию монастырей и церквей. В финальной кульминационной сцене шестнадцать сестёр-мучениц палачи выводят к гильотине. Пуленк и Бернанос следовали исторической канве – казни монахинь в Париже в 1794 г. Сцена решена как поющий женский хор, пение которого несколько раз прерывается леденящим кровь звуком гильотины.
Вскоре после премьеры в Ла Скала «Диалоги кармелиток» были поставлены в Опере Сан-Франциско в 1957 году с участием американской сопрано Леонтин Прайс, которой предстояло покорить мир своими «Аидой», «Трубадуром», «Тоской».
Спектакль поставлен известным французским режиссёром, драматургом и актёром Оливье Пи, ныне возглавляющим крупнейший театральный фестиваль в Авиньоне. В своих работах Пи часто делает упор на католическую и гомоэротическую проблематику. Он, предположительно, был отстранен от руководства парижским театром «Одеон» из-за критики Николя Саркози и тогдашнего министра культуры Франции в спектакле «Адажио».
Оливье Пи был инициатором приглашения спектакля «Чёрный монах» опального Кирилла Серебренникова на Авиньонский фестиваль в июле.
В оперной програмке и на афише у «Диалогов кармелиток» есть подзаголовок: «Жить в страхе – или умереть веря».
Dialogues of the Carmelites
15–30 октября
San Francisco Opera War Memorial House
301 Van Ness Ave.
(415) 864-3330
sfopera.com
Джаз
Сольный концерт
Пианиста Брэда Мелдау называют одним из великих джазовых пианистов, ставя в ряд с Китом Джарреттом, Чиком Корреа, Херби Хэнкоком и Фредом Хершем. Последний раз Мелдау был в СФ в 2017 году с замечательным концертом фортепианных сочинений Баха.
Brad Mehldau
Herbst Theatre
19–20 сентября
Чучо Вальдес
На сцене театра «Парамаунт» в Окланде легендарный кубинский джазовый пианист-виртуоз даст юбилейный концерт в сопровождении большого оркестра из 14 музыкантов. Прозвучит сюита для биг-банда La Creation, традиционные ритмические афрокубинские джазовые композиции, блюз и номера в духе Майлза Дэвиса, которого Вальдес называет своим кумиром и учителем.
Chucho Valdes with Monk’Estra
22 сентября
Paramount Theatre
Четыре корифея джаза
Ведущие американские джазисты саксофонист и композитор Джошуа Редман, пианист-виртуоз Бред Мелдау, контрабасист и аранжировщик Кристиан Макбрайд и Брайан Блейд (ударные и вокал) выступят с двумя концертами в Джаз-центре. Каждый из музыкантов считается одним из лучших в американском джазе по владению своим инструментом.
Joshua Redman, Brad Mehldau, Christian McBride & Brian Blade
23 сентября
Аида Куэвас
Звезда латиноамериканской эстрады и жанра мариачи Аида Куэрвос, многократный лауреат La Voz de Mexico, исполнит знаменитые любовные баллады из репертуара Лючи Рэйас, которая была знаменита в довоенные годы в Штатах и Латинской Америке. Также прозвучат хиты Хуана Габриэля.
Aida Cuevas
6–9 октября
Мариза – королева фадо
Самая признанная в мире исполнительница фадо, португальская певица Мариза обладает красивейшим и сильным голосом, от которого взрываются аплодисментами стадионы и залы. Жанр фадо (буквально «фатум, судьба») зародился в бедном и неблагополучном портовом районе Лиссабона в первой половине XIX века, впитав в музыкальную структуру мелодии и ритмы Иберии, Бразилии и Африки после португальской колониальной экспансии.
Принятие горькой и неизбежной судьбы – основная эмоциональная доминанта фадо. Похожие элементы можно уловить и в фламенко, и особенно в танго, ведущем свою родословную из борделей Буэнос-Айреса. Пусть отдалённо, можно вспомнить Вертинского и русский жестокий романс.
Амалии Родригес, ведущей исполнительнице фадо в XX столетии и боготворимой в Португалии, Мариза посвятила свой новейший альбом Amalia, она исполнит из него ряд знаменитых номеров Родригес.
Mariza
13–16 октября
SFJAZZ 201 Franklin St. sfjazz.org
(866) 920-5299
«Лучшее с Бродвея» – мюзиклы и спектакль
Oklahoma! Роджерса и Хаммерстайна с времён выхода в 1943 году считается традиционно американским мюзиклом с запоминающимися мелодиями, несложным сюжетом с любовно-лирической линией и хеппи-эндом. На основе мюзикла в 1955 г. Фред Циннеман поставил легендарный голливудский фильм, обошедший экраны мира.
В новой сценической версии «Оклахомы!» нью-йоркский режиссёр Даниэл Фиш оставил музыкальную часть без изменений, но проставил новые акценты в сюжете и том, как выглядят герои, отражая чаяния сегодняшнего дня. Спектакль удостоен театральной премии «Тони».
Oklahoma!
До 11 сентября
Golden Gate Theatre 1 Taylor St.
«Мулен Руж»
В мюзикле по мотивам оскароносного фильма База Лурмана использована музыка от канкана Жака Оффенбаха до хитов Леди Гага, в танцевальный водоворот парижского мюзик-холла вовлечены аристократы и кокотки, банкиры и шулеры, герои и кордебалет. Сделано мощно и с бродвейско-голливудским размахом, который был оценён десятью наградами «Тони», включая «За лучший мюзикл».
Создатели спектакля приглашают в «мир роскоши и вечернего флирта, восторженных чувств, сверкания и гламура. Добро пожаловать в экстравагантный мир представителей богемы и парижского высшего света, в затенённость альковов и в ослепительный свет, заливающий сцену кабаре!»
Герои перекрёстно влюблены друг в друга, но легкие душевные терзания лишь подливают масла в неостановимый поток танца и вокальных номеров с Кортни Рид и Конором Районом в главных ролях.
Moulin Rouge! The Musical
8 сентября – 6 ноября
Orpheum Theatre 1192 Market St.
«Убить пересмешника»
В основе пьесы Аарона Соркина – знаменитый роман-бестселлер Харпер Ли, вышедший в 1960 г. и принесший писательнице всемирную известность. В 1999 году книга была названа лучшим американским романом столетия. Используя характерные элементы жанра южной готики – сексуальное насилие, расизм и социальное неравенство, Ли ведет повествование о жизни в захолустном городке в Алабаме от лица своей героини – десятилетней девочки. Время действия – 1934 год, обитатели городка знают друг друга чуть ли не с пелёнок, но трагическое происшествие сталкивает их, когда необходимо принять решение в суде присяжных. Взгляд невинного ребёнка на мир взрослых через особую оптику, используемую автором, смягчённую легкой иронией и добротой, позволяет избежать пафосности и застылой интонации. Ребёнок, цветок или птица вполне могут оказаться там, где рядом рядом гуляет смерть…
Успех бродвейского спектакля привел к новой постановке в Лондоне, продолжению его показов на Бродвее и гастролям в Сан-Франциско.
Harper Lee’s To Kill a Mockingbird
13 сентября – 9 октября
Golden Gate Theatre 1 Taylor St.
BroadwaySF.com
(888) 746-1799
Филармония
«Так говорил
Заратустра»
Знаменитая симфоническая поэма (1896 г.) Рихарда Штрауса, вдохновлённого Фридрихом Ницше, замыкает программу концерта, открывающего новый сезон Филармонии Сан-Франциско. Прозвучит также увертюра Моцарта к «Импресарио», написанием которой он вступал в музыкальное соревнование с Сальери, и прозвучит Концерт для скрипки №2 Флоренс Прайс. Дирижирует Э.-П. Салонен.
Also Sprach Zarathustra
24 сентября
Салонен дирижирует Второй симфонией
Малера
В концерте принимают участие сопрано Голда Шульц, меццо-сопрано Мишель Деянг, оркестр и хор филармонии.
Salonen Conducts Mahler 2
29 сентября – 2 октября
«Жар-птица»
Салонен, Голда Шульц и оркестр филармонии исполнят «Жар-птицу» Стравинского, новое сочинение Даниэля Кидана Precipice Dances и симфоническую поэму Сибелиуса «Луоннотар».
The Firebird
7–9 октября
Эса-Пекка Салонен
и Юджа Ванг
В концерте с участием пианистки-виртуоза Юджи Ванг и оркестра филармонии прозвучит увертюра Helios Карла Нильсена, новое произведение Магнуса Линдберга и Концерт для симфонического оркестра Белы Бартока.
Еsa-Pekka Salonen & Yuja Wang
13–15 октября
Бирмингемский
симфонический оркестр и Шеку Каннех-Мейсон
Прославленный Бирмингемский симфонический оркестр и британский виолончелист Шеку Каннех-Мейсон включили в программу своего концерта интерлюдию Бенджамина Бриттена из оперы «Питер Граймс», Концерт для виолончели Эдварда Элгара, симфоническую поэму «Море» Клода Дебюсси и симфонию современного британского композитора Томаса Адеса The Exterminating Angel.
CBSO & Sheku Kannen-Mason
16 октября
«Фантастическая симфония»
К жанру фантастической симфонии обращались композиторы в XIX–XX столетиях.
В программе концерта – Мусоргский, Франц Лист и Берлиоз, каждый из которых по-своему воплотил в музыке фантастическое, сказочное и нереальное.
Symphonie Fantastique
20, 22 октября
Davies Symphonie Hall
201 Van Ness Ave.
(415) 864-6000
sfsymphony.org
Cal Performances
Программы, представленные в сезоне, поделены на три категории: «Музыка», «Танец», «Театр». В сентябре и октябре выступят музыканты из Великобритании, Израиля, России, с Тайваня.
Блистательный струнный «Квартет из Дувра» исполнит камерные произведения Гайдна, Мендельсона и американки Эми Бич (1867–1944).
Dover Quartet
25 сентября
Hertz Hall
Максим Венгеров
и Полина Осетинская
Израильско-германский скрипач-виртуоз Максим Венгеров выйдет на сцену Зеллербах-холла после пятнадцатилетнего перерыва.
В дуэте с замечательной российской пианисткой Полиной Осетинской он исполнит произведения Баха, Чайковского, Бетховена и цикл «Из народной еврейской поэзии» Шостаковича.
Maxim Vengerov, violin
Polina Osetinskaya, piano
14 октября
Zelletbach Hall
«13 языков». Театр
современного танца
из Тайваня
Хореограф Ченг Тсун-Лунг синтезировал воспоминания детства о Тайпее языком современного танца, классического балета, боевых искусств, таоистских песнопений, электронной музыки и народных тайваньских песен. Полуреальный город из снов, воспоминаний детства зовёт пройтись по улицам прошлого и заглянуть в окна некогда близких и любимых, многих из которых больше нет рядом.
Cloud Gate Dance Theatre of Taiwan
13 Tongues
29–30 октября
Zellerbach Hall
Cal Performances UC Berkeley
(510) 642-9988
calperformances.org
Столетие Пазолини
В «Кастро» в честь столетия со дня рождения выдающегося итальянского кинорежиссёра, поэта и писателя Пьера Паоло Пазолини будут показаны фильм Абеля Феррары «Пазолини», три картины Пазолини и проведён вечер в его память.
Pasolini 100 Homage to Pier Paolo Pasolini
10 сентября
Castro Theatre
Георгий ВЛАСЕНКО