Про тяготение
Не мне одному когда-то нравилась песня на слова Роберта Рождественского в исполнении Льва Лещенко: «Как безмерно оно, притяжение земли,/ Притяженье полей и печальных ракит./ Всех дорог, по кото-рым мы в детстве прошли./ И дорог, по которым пройти предстоит». Там же декларировалось: «Мы дети Галактики».
Не знаю, кто автор перевода этих строк на английский, и не берусь оценивать качество перевода: How boundless The Earth’s gravity is,/ Fields’ gravity And that of the sad willows,/ All the roads That we passed along in childhood,/ And the roads That we still have to pass.
Люди издавна задумывались о тяготении и пытались его преодолеть. Работа велась по нескольким направлениям. Вспомним легендарного Святогора, которого лишний вес настолько беспокоил, что он мог передвигаться только по горам, на обычной почве проваливался, Мать – сыра земля не могла удержать. Однажды он попытался поднять сумочку с находившейся внутри тягой земной, а в результате ушел в землю по колено, а по некоторым источникам совсем сгинул.
Кстати, представление о том, что Земля плоская, не выдерживает критики, несмотря на остроумный довод старика Хотабыча, что если бы Земля была круглой, то все воды стекли бы вниз и люди умерли бы от жажды. Мне представляется более убедительной гипотеза о том, что Земля только раньше была плоской: с одной стороны жили люди, а с другой – динозавры. После удара метеорита Земля скукожилась и завернулась в шар – с людьми снаружи и с динозаврами внутри. Теперь динозавров иногда выкапывают и выставляют в музеях, чтобы люди знали, что было раньше. Не знаю, кто автор этой гипотезы, мне о ней рассказали младшие члены семьи.
Неудачная попытка ослабить влияние тяготения на свой организм, а заодно стать стройным и красивым описана Гербертом Уэллсом в рассказе «Правда о Пайкрафте». Герой рассказа не соблюдал инструкции и ошибался в дозировках принимаемых препаратов. В результате он остался толстым и некрасивым, но полегчал настолько, что при отсутствии металлических доспехов под одеждой взлетел бы на воздух.
Отдельно остановлюсь на проблеме космических путешествий, о которых мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, считавший, что пора научиться покидать колыбель человечества. Сейчас ракеты преодолевают земное и солнечное притяжение. Напомню: чтобы стать спутником Земли и не упасть обратно, надо развить скорость около 8 км/с, первый спутник был запущен 4 октября 1957 года. Чтобы покинуть околоземную орбиту и стать спутником Солнца, подобно планетам, нужна скорость чуть более 11 км/с. Аппарат «Луна-1», развивший такую скорость, был запущен в СССР 2 января 1959 года. Для того чтобы покинуть нашу Галактику, называемую Млечный Путь, и улететь неизвестно куда, надо двигаться со скоростью 550 км/с (Солнце имеет скорость вокруг центра Млечного Пути всего 217 км/с).
Начитавшись в детстве романов Герберта Уэллса и Александра Казанцева, я мечтал побывать на Марсе. Сейчас уже не хочу, мне и здесь хорошо. Кстати, сильное впечатление когда-то произвел югославский мультфильм 1959 года «Корова на Луне». Сейчас с удовольствием пересмотрел, очень смеялся. Умная девочка посадила соседского хулигана в построенный ею макет ракеты и отвезла в ближайший карьер, имитируя полет на Луну, сама же нарядилась инопланетным чудовищем. Оказавшаяся случайно вблизи корова от страха залезла на дерево, туда же залез хулиган, спасаясь от страшного инопланетянина. Хулиган и корова сталкивали друг друга с дерева, борясь за безопасное место. Вспомнилась нескладуха: «Сидит корова на березе, грызет вяленый сапог».
Иван СЕРБИНОВ