Рождение и умирание наций
Наверняка самое сложное для определения из реально существующих объектов и явлений– нация и, соответственно, национальность. Любое определение ущербно. И мало что столь сильно влияет на бытие и судьбы стран, народов и индивидуумов, как этот загадочный объект.
Рождение наций часто – явление мистическое. Например, в Торе: «И сказал Господь Авраму: уйди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим…» (Брейшит 12:1-2) От Аврама ведут свою родословную арабы и, после того как он сменил имя на Авраам, евреи.
Эксклюзивный наш предок – Яков. Когда возвращался он в заповеданную ему землю, «боролся человек с ним до восхода зари», и, не одолев, «сказал: не Яков отныне имя тебе будет, а Израиль, ибо ты боролся с ангелом и с людьми, и победил… И благословил он его там» (32:25-30).
Было у евреев третье, самое главное рождение. Когда мы уходили из египетского рабства – сообщает мидраш, лишь пятая часть пошла. Остальные остались, ассимилировались среди египтян или умерли в «тьму египетскую». Перед ушедшими расступилось море. «И увидел Израиль силу великую, которую явил Господь… и благоговел народ пред Господом, и поверили в Господа и в Моше, раба его» (Исход 14.31). Евреи в этот момент обрели веру.
Три элемента создания евреев: земля, мистически связанная с нами, военные победы над Египтом и аборигенами Ханаана, и обретение веры. Это три условия рождения нации.
Сохранилась история возникновения римлян. Мистическая часть её – легенда об их родоначальниках братьях Ромуле и Реме, которых вскормила волчица. Отцом братьев значился бог войны Марс. Он – из религиозного основания народа, пантеона римских богов, пришедших к ним от греков. Практическое наследие марсово – победные войны, прославившие римлян и позволившие им создать самую могучую империю древности.
Относительно недавно возникла наиболее успешная современная нация – американская. Религия их – американизм – была создана протестантскими переселенцами в Новый Свет. Они включили в неё «американский сионизм», обещавший им мистическое право на их «обетованную землю» и приблизивший их христианскую веру к её материнской основе – к иудаизму. Йельский профессор Давид Гелентер назвал в своей книге американизм «четвёртой мировой религией». Американская версия демократии, он показал, родилась из ТАНАХа. Победную войну с Англией, замыкающую триаду рождения нации – земля, вера, военная победа, называют в США Американской революцией.
В схему рождения нации вполне укладывается возникновение, после переворота 1917 года в Российской империи, советского народа. Земли империя имела более, чем достаточно. Победа в кровавой Гражданской войне, в которой по разным оценкам погибло от 10 до 17 млн человек, была достигнута. Религией возникшего народа стал марксизм – «единственно верное научное мировоззрение».
Краткость истории существования советских людей демонстрирует причину умирания народов. Быстро сносилась вера. В пролетарский интернационализм, в химеру коммунизма перестали верить все. Нет веры – нет народа.
Медленнее угасал могучий античный Рим. Угасал он вместе с верой в языческих богов. Когда Константин I Великий в первой трети 4-го века сделал господствующей религией своей империи христианство, римляне оставили веру отцов. Вслед пришли военные поражения, распространился демографический кризис, настало правление пришлых. Нобелевский лауреат Моммзен писал о том времени в «Истории Рима»: «Безбрачие и отсутствие детей становились всё более обычными… Латинское население Италии тревожно сокращалось. Целые провинции или заселялись паразитирующими иммигрантами, или частично приходили в запустение. Значительная часть населения перебиралась в чужие земли».
Такое описание подходит и к процессу увядания современной Европы. В конце 70-х годов 20-го века демографы зафиксировали, что по континенту резко опустели церкви. Потом настало демографическое угасание, и в Европу устремились переселенцы из третьего мира. Этот же процесс, с задержкой в несколько десятилетий, настигает сейчас США. Американизм там уступает место мультикультурализму и неомарксизму.
Судьба евреев, вернее разных его частей, подтверждает зависимость существования нации от её религиозности. Пример этот тем более чистый, что после поражения восстания под руководством Бар Кохбы 132—136 годов почти все евреи покинули свою землю и расселились по свету. Даже название «Земля Израиля» было изменено римлянами на «Палестина» – в честь «народа моря» филистимлян, с того времени исчезнувших.
Со времени рассеяния в продолжении 18 столетий единственным фактором, связующим евреев в единый народ, оставалась вера. Когда часть народа оставляла её – она исчезала как евреи.
Хотя не всегда. Одной из трагичных страниц нашей истории было изгнание евреев в конце 15 века с Пиренейского полуострова: из Испании и Португалии. Значительная часть евреев тогда была вынуждена принять христианство.
Но растворились в христианском мире далеко не все. Из марранов, спасшихся посредством крещения и позже вернувшихся в иудаизм, вышли некоторые выдающиеся еврейские роды. Удивительна история криптоиудеев Португалии, 4 столетия тайно соблюдавших еврейскую веру, смешивавшихся только со своими и в 1904 году вновь открывших в Лиссабоне синагогу.
Свойства природы еврейства ясно высвечивает история российского еврейства. Началась она с первого раздела Польши в 1772 году. Тогда в России оказалось между 36 (официальные данные) и 60 тыс. евреев. До этого времени жить в России евреям возбранялось. Ещё Иван Грозный принял соответствующий закон, а императрица Елизавета, в изменение либерализма её отца Петра I, запрет возобновила. В ту пору все евреи были религиозны. Через 100 лет Достоевский даст адекватное для того века определение: «Еврей без Бога как-то немыслим; еврея без Бога и представить нельзя».
К концу 19-го века число евреев в России официально превысило 5 млн, а фактически, предполагают, могло быть близко к восьми. Между 2 и 3 млн из них тогда и в начале 20-го века эмигрировали, по большей части – в США. Коэффициент роста количества евреев в империи за столетие был, таким образом, близок к 100.
Атеистический советский режим отменил Бога, без которого еврея «представить нельзя». И число евреев в СССР стало стремительно уменьшаться. Несчастья гибели империи, «малый геноцид» периода Гражданской войны», сталинский террор, МВ2, ассимиляция оставили к 1970 году в СССР между официальной цифрой 1,8 млн до израильской оценки в 2,6 млн евреев. После эмиграции от 2 до 3 млн (статистику запутали потомки смешанных пар) в России остаётся ещё примерно 140 тыс. евреев. Их выбор: ассимиляция или возвращение в иудаизм.
Аналогична судьба американского еврейства, насчитывавшего 20-30 лет назад более 6 млн человек, в подавляющем большинстве секулярных. Название «реформистский иудаизм», к которому они в большинстве принадлежали, не должно вводить в заблуждение. Это – атеизм. Около 80% «реформистов» вступают в смешанные браки, и численность их быстро тает.
* * *
В 20-м веке всем миром была предпринята единственная в своём роде попытка создать искусственный народ. Связано это было с тем, что евреи, нарушая законы социологии, сумели во второй раз пройти путь создания нации. После того, как в 30-40 годы почти все европейские народы поучаствовали в поголовном уничтожении евреев, а заморские Англия и США благосклонно смотрели на это, оставшиеся евреи, вновь мистически, воссоздали Израиль (например, невозможно рационально объяснить, как могли обе сверхдержавы США и СССР, уже находившиеся в состоянии холодной войны, совместно поддержать решение ООН от 29 ноября 1947 года о разделе Палестины, открывшее путь к восстановлению Израиля). Евреи вновь обрели свою землю, восстановили святой язык, выиграли войны и занялись укреплением национальной связи с Богом. Они восстановили старые и построили новые синагоги, расцвели многочисленные йешивы. После невероятной победы в Шестидневной войне евреи обрели Храмовую гору, на которой должен быть восстановлен Храм, про который человечеству через пророка Иешаяху сообщено: «Дом Мой домом молитвы назовется для всех народов».
Мир руками ООН выделил среди многих миллионов беженцев, в коллизиях середины 20 века изгнанных из СССР, Польши, Индии, Пакистана, Китая, Кореи, арабских и других стран, несколько сот тысяч арабов, бежавших из воссозданного Израиля, и поселил их в созданных для них лагерях. Их и их потомков уже более 70 лет содержат, не позволяя растворяться среди арабов соседних стран, и в школах специально созданным для них агентством ООН UNRWA обучают, что их задача – вернуться в Землю Израиля и разрушить еврейское государство. В 60-70 годы в СССР в специальных лагерях из этих арабов готовили террористов ООП, убивавших и калечивших евреев.
Большие усилия для создания нового арабского народа, отличного, например, от такого же как они сирийского, прилагает и сам Израиль. Во времена премьерства Менахема Бегина израильтяне открыли на своей территории для арабов университеты, в которых пестовалась идеология нового народа, заключавшаяся в ненависти к евреям. По Ословскому договору 1993 года евреи предоставили ООП территорию в Земле Израиля, снабдили их деньгами и оружием. Евреи уступили арабам сектор Газы, где те создали террористическое квази-государство. Видимо, сверхзадача этих усилий – создать народ, с которым можно будет заключить мир. Проблема заключается в том, что мир с евреями противоречит духовной основе создаваемого народа – ненависти к нам.
Арабы могут получить от евреев землю, могут одержать победу, хотя только дипломатическую. Они уже одерживали не одну. ООН и многие страны трудятся над этим. Но нельзя создать народ на вере, заключающейся в ненависти к другому народу. Получается ненарод. Арабы, претендующие на Землю Израиля, уже получили от богатых стран огромные фонды, но к созданию жизнеспособного общества ни в Газе под управлением ХАМАСа, ни в Автономии под руководством ООП не приблизились.
Стремление же израильтян создать новый народ на вере, состоящей из ненависти к ним, может привести только к исполнению предостережения Всевышнего, переданного нам Моше перед нашим входом в Землю Обетованную: «Я досажу им ненародом, народом-извергом гневить их буду» (Дварим 32:21).
Если же говорить о решении проблемы арабов, живущих на Земле Израиля, то наиболее практичен, наверное, проект создания для их различных племён отдельных эмиратов, как предлагает выдающийся востоковед Мордехай Кейдар.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько
Борис Гулько