Ложные хотелки
Говорение от лица Несчастного Третьего – старый моральный фокус в политике. Вася что-то хочет отжать у Пети, но при этом говорит сугубо о Ереме. Бедный Ерема то, се, страдает, голодает, неправедно обиженный и вообще. Поможем всем миром, Петька, давай кошель, пароль от аккаунта и еще на субботник…
В идеале – каждый говорил бы сам за себя. За мигрантов – мигранты, за пенсионеров – пенсионеры, за негров – негры, и т.д. Выяснилось бы, допускаю, много нового. Животные, к сожалению, говорить еще не умеют – поэтому мы подождали бы, пока начнут, а до тех пор не сильно вдавались в их права.
Главное, избавиться от моральных посредников. Если ты что-то хочешь принести в мир, обоснуй, какой твой интерес. Вот тебе лично – зачем? «Это в интересах всего человечества» чаще всего означает одно из двух: а). «я хитрый интриган, и вы теперь мне должны», б). «мне промыли мозг хитрые интриганы».
За человечество при этом можно не беспокоиться. То, что действительно в его интересах – каждый может обосновать как свое личное. Критерий простой: если мне это нужно, я готов за это платить, кстати, не обязательно деньгами. Но именно я сам, а не другие, которым я вышлю счет за свои хотелки.
* * *
Как опознать ложные штуки? То, за что ратуют обычно одни, но платить заставят других.
Это идеальный детектор. Он сразу высвечивает то, чего не может быть в свободном обществе. Не может быть дискурса глобального потепления, зеленой экономики, феминизма и антирасизма в нынешнем виде (феминизм и антирасизм здорового человека, 50-летней давности – могут), чудовищно избыточной борьбы с модной болезнью, да и вообще, пожалуй, государства как мы привыкли. То есть большого, сильного, глупого, социального.
Доктрина «позитивной дискриминации», когда за одно и то же преступление, например, одни группы лиц должны получать меньший срок, чем другие, проходной балл на экзамене для черных ниже, чем для белых и т.п. – вполне допустима, но с одним важным условием. Кто данной ценности придерживается, тот ее полностью и оплачивает. В конце концов, это право любого человека – уступить СВОЙ кусок общественного пирога тому, кому хочешь. Хочешь – негру, хочешь – многодетной семье, хочешь… да хоть Наполеону из шестой палаты, на треуголку. Твой же кусок, хозяин барин.
Если у тебя акции угольной шахты и тебя торкнуло зеленой экономикой – продай их. Владелец шахты – закрой. Накрыло идеями имени Греты Тунберг – откажись от мяса, авто, центрального отопления, иди жить в шалаш. Возмущен, что женщины получают на 30% меньше мужчин – плати на своей фирме женщинам больше. Считаешь, что мигранты заслуживают пособия «просто так» – заведи себе домашнего питомца-мигранта. Считаешь, что материнский капитал благая идея – откладывай с зарплаты, когда накопишь, вручишь какой-нибудь маме. Любишь большой спорт за счет государства – полюби его за свой, скинься на чемпионат России по футболу.
В общем, логика понятна. Истинные либертарианцы даже не против дискриминаций, любых, если ты вводишь их в своей частной лавке. Можешь пускать в свой ресторан только дважды уколотых сторонников Путина мужского пола православной веры (или только не уколотых женщин-атеисток за Навального). За ваши деньги, как говорится, любые извращения. Условие одно – деньги должны быть именно ваши, и территория тоже. И последствия тоже ваши.
Морок сразу пройдет.
Александр Силаев – российский журналист, преподаватель философии, редактор, автор книг по саморазвитию, а также научно-фантастических рассказов и повестей. Купить книги можно здесь