Утопист Николай Носов
В эпической киноленте Кончаловского «Сибириада» (1978) один из героев, беглый террорист-народоволец, находится под сильным впечатлением от книги «Город Солнца» (1623), написанной утопистом Томмазо Кампанеллой. С книгой террорист не расстается, носит ее за пазухой, в ней описано устройство идеального справедливого общества.
Предшественником Кампанеллы считается Томас Мор, описавший в 1516 году идеальное общество на несуществующем острове Утопия. Из-за разногласий с Генрихом VIII Мор был казнен в 1535 году, а через 400 лет причислен к лику святых католической церкви. Продолжателем традиций утопистов и последователем Кампанеллы можно назвать Николая Носова, описавшего в 1958 году утопическое общество в Солнечном городе, куда случайно попадает один из моих любимых литературных героев Незнайка. Не буду сравнивать государственное устройство и социальную жизнь в Солнечном городе с таковыми в городе Солнца, описанном Кампанеллой. Хочу остановиться на личности Незнайки, а также напомнить о других произведениях детского писателя Николая Носова (1908–1976).
Первая книга о приключениях Незнайки и его друзей была написана в 1953 году. Он предстает перед нами как типичный дилетант, любознательный и пытающийся все знать и все уметь. Такие попытки могли бы свести с ума, если бы не столь полезная и сдерживающая черта характера, как лень. Кстати, я всегда серьезно относился к афоризму неизвестного мне автора: «Лень – двигатель прогресса». Особенно мне нравилось в детстве читать про увлечение Незнайки филологией и попытку поэтического творчества. Подобно футуристам, он умело пользовался словотворчеством, чем изумлял своего наставника Цветика. Мне и сейчас нравится придуманное им слово РВАКЛЯ как рифма к ПАКЛЕ. Забавными и остроумными представляются эпиграммы Незнайки на его друзей: «Торопыжка был голодный,/ Проглотил утюг холодный» или «У Авоськи под подушкой/ Лежит сладкая ватрушка». Жаль, что Незнайка охладел к желанию стать поэтом.
Мне кажется, что Носов изобразил в Незнайке себя. В детстве он хотел стать актером, музыкантом, шахматистом, затем – фотографом. После школы мечтал стать химиком, но стал детским писателем. Мне было интересно читать его повести про увлечения подростков, моих сверстников. Эти книги вполне можно считать пособиями и руководствами к действию. В повести «Веселая семейка» (1949) рассказывается об инкубаторах для выведения цыплят, а «Дневник Коли Синицына» (1950) учит, как устроить пасеку. Если я соберусь осуществить свою мечту и заведу парочку ульев, то сначала перечитаю «Дневник Коли Синицына».
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл