Айболит и Бармалей, Крокодил и Федора Егоровна

Share this post

Айболит и Бармалей, Крокодил и Федора Егоровна

Неожиданным открытием для меня было впервые узнать из газеты «Кстати» (4 марта 2021, заметка Е. Приговой) о детском писателе США Докторе Сьюзе. В марте этого года исполнилось 117 лет со дня его рождения.

Share This Article

…И этот лютый крокодил

Всех ангелочков проглотил

В библиотеке детской нашей,

Где часто пахло манной кашей.

 

 Самуил Маршак, «Послание 75-летнему К.И. Чуковскому от 70-летнего
С. Маршака», 1957

«Таракан». Автор рисунка – Вероника Абгарян

С большим удовольствием я прочел его сказочные истории про слона Хортона в прекрасных переводах Макаровой, Манина и Фридман; его творчество напомнило мне сказки Чуковского. Жалею, что не читал раньше, но лучше поздно, чем никогда. Теперь о Чуковском.

В марте 139 лет назад родился Николай Корнейчуков, известный под литературным псевдонимом Корней Чуковский. Дата некруглая, но тем не менее… Первым героем сказок Чуковского, о котором я услышал в детстве, был свалившийся с Луны мальчуган по имени Бибигон. О нем с восхищением отзывался мой старший брат. Так получилось, что сам я про приключения храброго Бибигона прочитал, причем с большим интересом и удовольствием, только на днях, при написании этой заметки. Бибигон боролся с несправедливостью и победил злого волшебника Брундуляка, принявшего образ громадного индюка. Эта схватка напомнила победу Давида над Голиафом.

Первой сказкой Чуковского, которую я слушал неоднократно и запомнил, была история «Федорино горе», мне ее читала мама. Там описывалось бегство от неряшливой Федоры ее посуды из-за плохого к себе обращения. У меня почему-то вызывали неудержимый смех звукоподражательные строчки:

А за ними блюдца, блюдца —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! – разбиваются.

Потом уже сам читал про злого разбойника и людоеда Бармалея, особый интерес вызывало совпадение имен конфликтующих со злодеем детей с именами моей сестры и моим. Может быть, это была первая книжка, познакомившая меня с экзотическим животным миром Африки – гориллами, носорогами, бегемотами и слонами:

 

Оседлали носорога,

Покаталися немного,

………………………………

Со слонами на ходу

Поиграли в чехарду, –

Ну и Африка!

Вот так Африка!

 

Доброму, но наивному доктору Айболиту не удалось защитить детей от Бармалея, сам едва не погиб. А спас всех любимый персонаж Чуковского  Крокодил, проглотивший живьем Бармалея. Это суровое, но справедливое наказание (одиночное заключение в антисанитарных условиях) исправило негодяя, из эгоиста он быстро перековался в альтруиста, и Крокодил выплюнул его обратно – на свободу с чистой совестью.

Эта история напоминает другую, случившуюся гораздо ранее в Петербурге и описанную Достоевским в рассказе «Крокодил». Заурядный чиновник, проглоченный в частном зоопарке громадным Крокодилом, устроился внутри с комфортом и возомнил себя будущим властителем дум. Достоевский сатирически и гротескно изобразил Чернышевского, написавшего роман «Что делать», будучи заключенным в Петропавловскую крепость.

Крокодил в сказках Чуковского – фигура противоречивая, он проявляет решительность как в благородных поступках (защитил Танечку и Ванечку от Бармалея, спас Грязнулю в «Мойдодыре» от злой мочалки, проглотив ее, словно галку), так и в неблаговидных делах (проглотил из хулиганских побуждений солнце в сказке «Краденое солнце», а ранее, обидевшись по пустякам, слопал собачку и городового с саблей в сказке «Крокодил»). Кстати, до сих пор помню страшный сон под впечатлением чтения «Крокодила» – сидящего на лавочке ухмыляющегося Бегемота. Вспомним также сказку 1921 года «Тараканище»:

 

Вдруг из подворотни

Страшный великан,

Рыжий и усатый

Та-ра-кан!

Таракан, Таракан, Тараканище!

 

Не эти ли строчки – прообраз других, написанных другим поэтом 12 лет спустя:

 

…Тараканьи смеются усища,

И сияют его голенища.

 

Чуковский был не только любимым многими детским писателем. Еще в 1905 году он издавал сатирический журнал «Сигнал». Тогда он написал простые, но запоминающиеся строчки про государственных мужей того времени:

 

Говорил Горемыкин Аладьину:

– Я тебя раздавлю, словно гадину.

И Аладьин твердил Горемыкину:

– Я тебя, Горемыкина, выкину.

А Столыпин,

Неусыпен,

Ничего не говорил.

 

В 1919 году  Чуковский подружился с Блоком и вместе с ним участвовал в работе созданного Горьким издательства «Всемирная литература». Блок  в сцене из исторической картины «Всемирная литература» в шутливой форме  описывает вымышленную словесную перепалку с Чуковским  при поручении последнему написания статьи о Гейне:

 

Блок

Немало здесь различных спецьялистов,

Но каждый мыслит только о своем:

Лозинский только с богом говорит;

Волынский – о любви лишь; Гумилев —

Лишь с королями. С лошадьми в конюшне

Привык один Чуковский говорить.

 

Чуковский (запальчиво)

Неправда! Я читаю в Пролеткульте… и т. д.

 

Еще мы должны быть благодарны Чуковскому за переводы Киплинга, О. Генри, Марка Твена и многих других. Благодаря ему мы познакомились в свое время с Томом Сойером, благородным жуликом (The Gentle Grafter) Джеффом Питерсом и отважным мангустом Рикки-Тикки-Тави, а также с Робинзоном Крузо и бароном Мюнхгаузеном.

В заключение хочу вспомнить начало  моего любимого произведения Чуковского «Муха-Цокотуха» из жизни мухи домашней (Musca domestica) отряда двукрылых (Diptera):

 

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

 

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

 

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

 

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

 

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

 

А букашки –

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!..

Иван СЕРБИНОВ

Саннивейл

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »