Горячая новость: Никсон в Китае
«21 февраля 1972 года в 11 часов 30 минут президент США Ричард Никсон с супругой в сопровождении госсекретаря Вильяма Роджерса и помощника по делам национальной безопасности Генри Киссинджера специальным самолётом прибыл в Пекин. Председатель КНР Мао Цзедун придал большое значение визиту Р. Никсона. Он встретился с ним в своём личном кабинете и провёл с ним […]
«21 февраля 1972 года в 11 часов 30 минут президент США Ричард Никсон с супругой в сопровождении госсекретаря Вильяма Роджерса и помощника по делам национальной безопасности Генри Киссинджера специальным самолётом прибыл в Пекин. Председатель КНР Мао Цзедун придал большое значение визиту Р. Никсона. Он встретился с ним в своём личном кабинете и провёл с ним откровенный разговор по важнейшим вопросам, представлявшим взаимный интерес…
Переговоры продолжались четыре дня. Во время пребывания в Пекине Р. Никсон и его супруга посетили Великую китайскую стену, подземный дворец Динлин, Дворец Гугун и другие достопримечательные места, присутствовали также на современном китайском балете. 26-27 февраля в сопровождении премьера Чжоу Эньлая Р. Никсон и его супруга посетили Ханчжоу и Шанхай. 28 февраля высокопоставленные гости из США отбыли на родину… Визит Р. Никсона в Китай и опубликование «Китайско-американского совместного коммюнике» являются важными вехами в истории отношений между двумя государствами» (из газеты «Женьминь жибао»).
А 22 октября 1987 года в хьюстонской Гранд Опере состоялась премьера оперы Джона Адамса «Никсон в Китае». Этому событию предшествовало ее концертное исполнение в сопровождении фортепиано в сан-францисском Herbst Theatre. Официозное сочинение, полное политической трескотни чуть ли не в духе социалистического реализма, скучное и бездарное, – подумаете вы – и ошибётесь. Нынешняя постановка в Сан-Франциско оперы «Никсон в Китае», совместная с ванкуверским театром, изобретательна, полна энергии, интересных сюжетных поворотов и сопровождается взрывами хохота в зале, что не вызывает недоумения, поскольку это пародийная опера с легко узнаваемыми саркастическими характерами и деталями.
Джон Адамс в годы создания «Никсона в Китае» был приверженцем минимализма в музыке. Один из главных представителей этого направления в настоящее время – Филип Гласс. Для минимализма характерно многократное повторение (с незначительными изменениями) одной и той же, часто незамысловатой, фразы. Сегодня творческая палитра замечательного современного композитора Адамса намного ярче и разнообразней. Но в «Никсоне в Китае» некая примитивность минимализма с его пульсирующим ритмом оказалась очень естественным и оправданным стилем для показа столь же примитивных характеров и ситуаций.
Все действующие лица и скопления людей произносят, в основном, сплошные банальности, облекая их в форму лозунгов. В «глубокомысленных» речах Никсона (даже в беседах с женой) каждая новая фраза-банальность никак не связана с предыдущей. А «Великий кормчий» в своих, ещё «более глубоких» высказываниях, не может довести до конца ни одного лозунга, заменяя его набором слов, никак не связанных с началом гениального изречения.
В первом акте «представители китайского народа» встречают желанного гостя, прибывшего вместе с женой в Пекин. Президент Никсон (хорошо знакомый сан-францисской публике баритон Брайан Маллиган) поёт выдающуюся арию «Три главных принципа дисциплины и восемь моментов внимания». Его встречают премьер-министр Чжоу Эньлай (китайский баритон Чен Йи Юан, золотой медалист конкурса Чайковского) и группа официальных лиц, все пожимают друг другу руки. Затем – встреча с Мао Цзедуном (новозеландский тенор Саймон О’Нейл), еле передвигающимся инвалидом, каждое слово которого фиксируется и записывается приближёнными лицами, чтобы превратиться в святую заповедь После этой встречи – банкет, на котором Никсон и Чжоу обмениваются тостами. Уморительны не только их речи, но и вся сцена, включая обслуживание высоких гостей.
Во втором акте на первый план выдвигаются ведущие женщины, Миссис Пэт Никсон (американская сопрано Мария Канёва (Maria Kanyova), изящная, с внешностью кинозвезды), и жена Мао, Чианг Чинг (корейская сопрано Хье Янг Ли, выпускница Мерола Опера Програм). Первая общается с журналистами, принимает в подарок стеклянного слона на пекинской стекольной фабрике, посещает памятные места. Затем вечером супруги Никсоны посещают в Пекинской опере спектакль Революционного Балета, курируемый китайской «Первой Леди». Балетные сцены холодят кровь своей жестокостью. Мадам Мао гордо возвещает: «Я – жена Мао Цзедуна».
В третьем акте помпезность и напряжённость спектакля снижаются, участники встречи в Китае мысленно возвращаются к событиям минувших дней. Мао танцует со своей женой, Никсоны вспоминают ранние дни своей семейной жизни, а Чжоу Эньлай пытается понять, правильно ли он действовал во время встречи. И он, и Генри Киссинджер (бас-баритон Патрик Карфизи) временами обретают нормальный облик и способность понять ситуацию и предложить своим боссам более или менее толковый совет – с тем, чтобы через пару минут вновь потерять здравый смысл. (Кстати, Чжоу Эньлай был весьма образованным человеком, свободно владевшим английским, что позволяло ему общаться без переводчиков с англоязычными руководителями других стран).
Поражает изобретательность музыкального языка оперы. Запомнились первая ария Никсона, ария Пэт Никсон из второго акта и печальный танец Никсонов из третьего. Серьёзной удачей стало исполнение актрисой Хье Янг-Ли роли Мадам Мао. Исступлённая, полубезумная фанатичка, готовая к принесению любых жертв ради осуществления бредовых идей коммунизма, она и вокально, и сценически была убедительной и страшной, обладающей фактически неограниченной властью. Её вокальная партия перенасыщена сверхвысокими нотами, что превращает пение в подвиг. Очень красивым голосом, хорошей внешностью и обаянием обладает Брайан Маллиган, что делало произносимые им идиотские монологи ещё более карикатурными. Тупой и неповоротливый Мао – блистательная работа Саймона О’Нейла. Очень органичной и даже обаятельной была Мария Канёва в роли Первой Леди.
Как и в Хьюстоне 25 лет назад, постановка «Никсона в Китае» в Сан-Франциско осуществлена по инициативе Дэвида Гокли, Генерального директора Сан-Францисской оперы. Стихотворное либретто создано Алисой Гудман. Дирижировал оперой Лоуренс Ринес, постановку осуществил Майкл Каванаг. Как обычно, хоровое пение было безукоризненным (хормейстер Ян Робертсон). Вокальные, хоровые и инструментальные сцены были усилены с помощью электронной аппаратуры, что не всегда приводило к желаемому балансу звучания, но в целом звучание спектакля было достаточно хорошим. Сценический дизайнер Эрхард Ром осторожно, но достаточно эффективно использовал электронную аппаратуру для изображения движущихся объектов. Когда приземлялся самолёт с американской делегацией, возникла полная иллюзия всамделишного приземления. Хорошо прошли балетные сцены (хореограф Уэн Вей Ванг).
Спектакль «Никсон в Китае» стал одной из самых успешных постановок опер современных композиторов в Сан-Франциско.
Х. АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско