Горячая новость: Никсон в Китае

Share this post

Горячая новость: Никсон в Китае

«21 февраля 1972 года в 11 часов 30 минут президент США Ричард Никсон с супругой в сопровождении госсекретаря Вильяма Роджерса и помощника по делам национальной безопасности Генри Киссинджера специальным самолётом прибыл в Пекин. Председатель КНР Мао Цзедун придал большое значение визиту Р. Никсона. Он встретился с ним в своём личном кабинете и провёл с ним […]

Share This Article

«21 февраля 1972 года в 11 часов 30 минут президент США Ричард Никсон с супругой в сопровождении госсекретаря Вильяма Роджерса и помощника по делам национальной безопасности Генри Киссинджера специальным самолётом прибыл в Пекин. Председатель КНР Мао Цзедун придал большое значение визиту Р. Никсона. Он встретился с ним в своём личном кабинете и провёл с ним откровенный разговор по важнейшим вопросам, представлявшим взаимный интерес…

Переговоры продолжались четыре дня. Во время пребывания в Пекине Р. Никсон и его супруга посетили Великую китайскую стену, подземный дворец Динлин, Дворец Гугун и другие достопримечательные места, присутствовали также на современном китайском балете. 26-27 февраля в сопровождении премьера Чжоу Эньлая  Р. Никсон и его супруга посетили Ханчжоу и Шанхай. 28 февраля высокопоставленные гости из США отбыли на родину… Визит Р. Никсона в Китай и опубликование «Китайско-американского совместного коммюнике» являются важными вехами в истории отношений между двумя государствами» (из газеты «Женьминь жибао»).

Опера Джона Адамса «Никсон в Китае»
Опера Джона Адамса «Никсон в Китае»

А 22 октября 1987 года в хьюстонской  Гранд Опере состоялась премьера оперы Джона Адамса «Никсон в Китае». Этому событию предшествовало ее концертное исполнение в сопровождении фортепиано в сан-францисском Herbst  Theatre. Официозное сочинение, полное политической трескотни чуть ли не в духе социалистического реализма, скучное и бездарное, – подумаете вы – и ошибётесь. Нынешняя постановка в Сан-Франциско оперы «Никсон в Китае», совместная с  ванкуверским театром, изобретательна, полна энергии, интересных сюжетных поворотов и сопровождается взрывами хохота в зале, что не вызывает недоумения, поскольку это пародийная опера с легко узнаваемыми саркастическими характерами и деталями.

Джон Адамс в годы создания «Никсона в Китае» был приверженцем минимализма в музыке. Один из главных представителей этого направления в настоящее время – Филип Гласс. Для минимализма характерно многократное повторение (с незначительными изменениями) одной и той же, часто незамысловатой, фразы. Сегодня творческая палитра замечательного современного композитора Адамса намного ярче и разнообразней. Но в «Никсоне в Китае» некая примитивность минимализма с его пульсирующим ритмом оказалась очень естественным и оправданным стилем для показа столь же примитивных характеров и ситуаций.

Все действующие лица и скопления людей произносят, в основном, сплошные банальности, облекая их в форму лозунгов. В «глубокомысленных» речах Никсона (даже в беседах с женой) каждая новая фраза-банальность никак не связана с предыдущей. А «Великий кормчий» в своих, ещё «более глубоких» высказываниях, не может довести до конца ни одного лозунга, заменяя его набором слов, никак не связанных с началом гениального изречения.

В первом акте «представители китайского народа» встречают желанного гостя, прибывшего вместе с женой в Пекин. Президент Никсон (хорошо знакомый сан-францисской публике баритон Брайан Маллиган) поёт выдающуюся арию «Три главных принципа дисциплины и восемь моментов внимания». Его встречают  премьер-министр Чжоу Эньлай (китайский баритон Чен Йи Юан, золотой медалист конкурса Чайковского) и группа официальных лиц, все пожимают друг другу руки. Затем – встреча с Мао Цзедуном (новозеландский тенор Саймон О’Нейл), еле передвигающимся инвалидом, каждое слово которого фиксируется и записывается приближёнными лицами, чтобы превратиться в святую заповедь  После этой встречи – банкет, на котором Никсон и Чжоу обмениваются тостами. Уморительны не только их речи, но и вся сцена, включая обслуживание высоких гостей.

Во втором акте на первый план выдвигаются ведущие женщины, Миссис Пэт Никсон (американская сопрано Мария Канёва (Maria Kanyova), изящная, с внешностью кинозвезды), и жена Мао, Чианг Чинг (корейская сопрано Хье Янг Ли, выпускница Мерола Опера Програм). Первая общается с журналистами, принимает в подарок стеклянного слона на пекинской стекольной фабрике, посещает памятные места. Затем вечером супруги Никсоны посещают в Пекинской опере спектакль Революционного Балета, курируемый китайской «Первой Леди». Балетные сцены холодят кровь своей жестокостью. Мадам Мао гордо возвещает: «Я – жена Мао Цзедуна».

В третьем акте помпезность и напряжённость спектакля снижаются, участники  встречи в Китае мысленно возвращаются к событиям  минувших дней. Мао танцует со своей женой, Никсоны вспоминают ранние дни своей семейной жизни, а Чжоу Эньлай пытается понять, правильно ли он действовал во время встречи. И он, и Генри Киссинджер (бас-баритон Патрик Карфизи) временами обретают нормальный облик и способность понять ситуацию и предложить своим боссам более или менее толковый совет – с тем, чтобы через пару минут вновь потерять здравый смысл. (Кстати, Чжоу Эньлай был весьма образованным человеком, свободно владевшим английским, что позволяло ему общаться без переводчиков с англоязычными руководителями других стран).

Поражает изобретательность музыкального языка оперы. Запомнились первая ария Никсона, ария Пэт Никсон из второго акта и печальный танец Никсонов из третьего. Серьёзной удачей стало исполнение актрисой Хье Янг-Ли роли Мадам Мао. Исступлённая, полубезумная фанатичка, готовая к принесению любых жертв ради осуществления бредовых идей коммунизма, она и вокально, и сценически была убедительной и страшной, обладающей фактически неограниченной властью. Её вокальная партия перенасыщена сверхвысокими нотами, что превращает пение в подвиг. Очень красивым голосом, хорошей внешностью и обаянием обладает Брайан Маллиган, что делало произносимые им идиотские монологи ещё более карикатурными. Тупой и неповоротливый Мао – блистательная работа Саймона О’Нейла. Очень органичной и даже обаятельной была Мария Канёва в роли Первой Леди.

Как и в Хьюстоне  25 лет назад, постановка «Никсона в Китае» в Сан-Франциско  осуществлена по инициативе Дэвида Гокли, Генерального директора Сан-Францисской оперы. Стихотворное либретто создано Алисой Гудман. Дирижировал оперой Лоуренс Ринес, постановку осуществил Майкл Каванаг. Как обычно, хоровое пение было безукоризненным (хормейстер Ян Робертсон). Вокальные, хоровые и инструментальные сцены были усилены с помощью электронной аппаратуры, что не всегда приводило к желаемому балансу звучания, но в целом звучание спектакля было достаточно хорошим. Сценический дизайнер Эрхард Ром осторожно, но достаточно эффективно использовал электронную аппаратуру для изображения движущихся объектов. Когда приземлялся самолёт с американской делегацией, возникла полная иллюзия всамделишного приземления. Хорошо прошли балетные сцены (хореограф Уэн Вей Ванг).

Спектакль «Никсон в Китае» стал одной из самых успешных постановок опер современных композиторов в Сан-Франциско.

                                                                                                    Х. АНАТОЛЬЕВ

                                                                                                    Сан-Франциско

 

 

 

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »