Социалистический Плимут 400 лет спустя
Ровно 400 лет назад, 16 декабря 1620 года (по грегорианскому календарю – 26 декабря) корабль «Майский Цветок» стал на якорь в бухте Плимута в Новом Свете, а 18 (28) декабря смельчаки высадились на безлюдном, холодном берегу, который сейчас находится в штате Массачусетс. Примерное место высадки сейчас символизирует Плимутский Камень. Это место и одноименный город существуют до сих пор, как, собственно, и страна, начало которой положили пуритане – Соединенные Штаты Америки.
В путь на корабле из Плимута в Старом Свете отправилось 102 человека, но в пути один мужчина умер, а один мальчик родился. Умер также один из членов команды. Среди путешественников были и пуритане – религиозные диссиденты, и искатели приключений, и торговцы. Все пассажиры «Майского Цветка» были людьми дерзкими и смелыми. Они были теми, которых можно смело назвать первопроходцами – но не только в географическом смысле.
Они были первыми, кто начал строить социализм в Северной Америке.
Слово «социализм» тогда еще не было придумано, но все подробности социалистической эпопеи пуритан мы знаем из дневников Уильяма Бредфорда, который треть века был одним из руководителей плимутской колонии. К моменту высадки пилигримов «Утопия» Томаса Мора выдержала уже десятки изданий (английский перевод «Утопии» вышел в свет в 1551 году), и идеи эрзац-социализма получили в Европе широкое распространение. Как известно, в основе гипотетического государства Утопия лежала примитивная идея монастырского сообщества. Пуритане, находясь еще в изгнании в Голландии перед отплытием в Новый Свет, уже начали внедрение у себя элементов коммуны и прибыли в Новый Свет с четким планом коллективной общины.
Испанцы, которые организовали колонии на Американском континенте задолго до англичан, тоже сделали несколько попыток распространить общинные монастырские правила на свои территории в Южной и Центральной Америке. Открытие Америки рассматривалось испанцами как Божественное Провидение, и именно Америка должна была стать местом для создания идеального, утопического государства-общины. Все эти общины канули в лету, но сама идея осталась. Возможно, именно поэтому в Южной Америке до сих пор наблюдается непропорционально большое количество левацких режимов.
Пуритане еще до высадки на берег подписали соглашение о том, каково будет устройство общины. Начало плимутской колонии было традиционно социалистическим – всем, кто откажется подписать документ, высадка на землю была запрещена. По современным меркам ничего экстраординарного в этом одностраничном документе нет, но это был первый документ, устанавливающий в Новом Свете демократическое самоуправление. Пуритане договорились о том, что власть в общине будет принадлежать Закону. Однако проблема заключалась в том, какие именно законы были приняты этим вполне демократическим путем.
Чтобы понять, почему колонисты выбрали именно социалистический путь организации коммуны, необходимо отметить, что после Томаса Мора идеи коммуны распространились в Европе настолько широко, что на свет появились и множество его последователей, и множество других утопических моделей. Например, в 1619 году, еще до высадки пуритан, вышло «Описание республики христианополитанской» Иоганна Андре, а в 1623 году – «Город Солнца» Томазо Кампанеллы.
Эти утопии носили все те черты, которые в полной мере проявились, когда волна социалистических переворотов прокатилась по планете в ХХ столетии – тотальный контроль, интенсивная социальная инженерия, политическая власть, которая принадлежит интеллектуальной элите, и насильственный эгалитаризм (который, разумеется, не распространялся на элиту).
Как и испанцы, пуритане рассматривали Америку как вторую Землю Обетованную. С религиозной точки зрения – с точки зрения англиканской и католических церквей – они были диссидентами, но их первоначальные взгляды на экономическое устройство общества не выходили за рамки коммуны с ее примитивным коллективизмом.
В Плимутской колонии была установлена коллективная собственность на все, кроме женщин, а понятие частной собственности не существовало вообще. Урожай и добыча охотников распределялись поровну среди колонистов. Женщины обязаны были готовить еду для всех мужчин и всех их обстирывать, а мужчины должны были работать, чтобы обеспечивать чужих жен и детей.
В течение последующих двух лет каждый колонист работал на всех остальных, а не на себя. Производительность труда была катастрофически низкой, и результат не заставил себя ждать – к лету 1621 года около половины колонистов умерло от голода и болезней.
Отметим, что этот опыт, возможно, единственный в человеческой истории, который неоднократно и безуспешно повторялся, причем с теми же плачевными результатами – например, колхозы в России и первые кибуцы в Израиле. Статистика здесь однозначная – все коммуны рано или поздно ждет крах. Но Плимутский колхоз отличается от всех остальных тем, что пуритане поняли и исправили свою ошибку буквально через несколько лет – в отличие от других социальных экспериментов, которые длились десятилетиями.
Весной 1623 года, после двух с половиной лет голода, нищеты и безысходности, жены колонистов взбунтовались. Они не желали больше готовить еду для мужей других женщин. Насильственное обслуживание других мужчин расценивалось ими как фактическое рабство. В результате после долгих дебатов колонисты приняли решение, которое заложило фундамент современного американского общества – каждая семья получила свой участок земли. И только через 70 лет после этих событий Джон Локк научно обосновал право на частную собственность.
Как только колонисты отказались от коллективизма и разрешили частную собственность, пришло благоденствие. Первый же сбор урожая в 1623 году стал праздником изобилия. Колония стала настолько процветающей, что приняла новую волну эмигрантов. Вопреки мифу это не индейцы в 1963 году накормили колонистов, а колонисты спасли от голодной смерти индейцев. День Благодарения, который Америка теперь празднует каждый год, фактически является праздником сбора урожая 1623 года плимутской колонией, основанной на частной собственности.
Пуритане, как люди религиозные, считали, что именно Божественное провидение указало им правильный путь выхода из тяжелой ситуации. Поэтому День Благодарения – это не столько благодарность за обильный урожай, сколько благодарность за указание свыше правильного экономического решения проблемы.
Если отказ плимутской колонии от социализма был, по историческим масштабам, практически мгновенным, то обратная трансформация – от капитализма к социализму – готовилась в Америке ровно 400 лет. Маловероятно, что Трамп проиграет выборы, но если все-таки проиграет, то переход к социалистической коммуне в Америке неизбежен.
Коммуна в Америке планируется отнюдь не такая примитивная, как Плимутская. Коммуна в Америке планируется как американская версия маоизма, который допускает временное параллельное сосуществование частных, коллективных и государственных предприятий. Но все они должны будут находиться под контролем «интеллектуальной элиты» – коммунистической партии, которая, однако, оперирует в Америке под совершенно другим именем.
В Америке коммунисты, разумеется, существуют, но они занимают марксистcко-ленинские, а не маоистские позиции. Поэтому дорога во власть в открыто прокитайском Вашингтоне им закрыта, а так называемым «демократам» вполне открыта. Вторая за последние 400 лет серьезная попытка внедрения религии коллективизма в Америке является заслугой исключительно «демократов». Именно «демократы» (такие, как Джо «Юань» Байден) являются теми, кто делает возможным сползание Америки в социалистическое болото нищеты и разрухи.
Остановил ли Дональд Трамп процесс сползания Америки в небытие или он лишь замедлил его? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто будет жить в Белом Доме следующие 4 года. Фраза, которую многие приписывают Черчиллю, лучше всего описывает текущий момент: «Американцы всегда находят единственно правильное решение. После того, как перепробуют все остальные».
Игорь ГИНДЛЕР