Новые знакомства

Share this post

Новые знакомства

Около трёх лет назад французский дирижёр Стефан Денев (Stephane Deneve) впервые выступил в Дэвис Симфони Холл. Мне не удалось побывать на этом концерте, но я услышал много весьма хвалебных отзывов. В нынешний приезд дирижёра я не упустил возможность попасть на концерт с его участием. Исполнялась, в основном, французская музыка: «Римский  карнавал» (увертюра) Берлиоза, Фортепианный  концерт […]

Share This Article

Около трёх лет назад французский дирижёр Стефан Денев (Stephane Deneve) впервые выступил в Дэвис Симфони Холл. Мне не удалось побывать на этом концерте, но я услышал много весьма хвалебных отзывов. В нынешний приезд дирижёра я не упустил возможность попасть на концерт с его участием.

Исполнялась, в основном, французская музыка: «Римский  карнавал» (увертюра) Берлиоза, Фортепианный  концерт №5 Сен-Санса, Симфонические фрагменты из балета Руссела «Праздник паука». Единственной вещью, выпадавшей из этой категории, была музыка балета Стравинского «Жар-Птица», тематически привязанная к русской музыке и впервые исполненная балетной труппой Дягилева в Париже. Без особых преувеличений можно утверждать, что изящность этого сочинения – столь же русская, сколь и французская.

Стефан Денев
Стефан Денев

Стефан Денев возглавляет с недавнего времени  Симфонический оркестр Штутгартского Радио и продолжает работу с Королевским Шотландским Национальным оркестром, которым он руководит с 2005 года. Получил прекрасное образование в Парижской консерватории и первые профессиональные шаги делал «под присмотром» таких выдающихся дирижёров, как Шолти, Претри, Озава. С равным успехом дирижирует симфоническими концертами и оперными постановками. Он интеллектуал, умеющий проанализировать каждый такт исполняемого произведения и найти нужные краски для его исполнения. В то же время он достаточно эмоционален и умеет управлять своими эмоциями.

Стефану Деневу 40 лет. Много или мало? Однозначно на этот вопрос не ответишь. По статистическим данным, самой большой продолжительностью жизни наделены государственные деятели и …дирижёры. И, если это так, то перед  дирижёром открываются широкое поле деятельности и большие возможности. Он уже успел  выступить с такими выдающимися ансамблями, как Национальный оркестр Франции, Королевский  Стокгольмский  Филармонический, Кливлендский и Миннесотский оркестры, Монреальский и  Лос-Анджелесский Филармонический и т.д., и во многих оперных театрах, в том числе в Ковент Гарден, Нидерландской опере, Национальной  Парижской опере и т.д.

Но наибольшей активности Денев достиг в нынешнее время, интенсивно и с большим успехом  выступая с Чикагским Симфоническим оркестром, Мюнхенским Филармоническим, с оркестром Академии Санта-Чечилия в Риме, дебютируя с Бостонским Симфоническим  оркестром в Карнеги-Холл и т.п.

Начался концерт с исполнения увертюры «Римский карнавал» Берлиоза, блестяще написанной и столь же блестяще исполненной вещи, стимулирующей воображение слушателя и создающей зрительные образы, навеянные музыкой. Волевое и чёткое дирижирование, внимание к деталям и прозрачность звучания присущи не только исполнению «Римского карнавала», но и всей программе этого вечера. Прекрасно играл оркестр, исполняя музыку с видимым удовольствием. Хорошо прозвучало соло английского рожка (Расс Делуна).

В этом же отделении был исполнен фортепианный концерт №5 Сен-Санса, в котором солировал Жан-Ив Тибоде, недавно успешно выступивший в Зеллербах-Холл (Бёркли). Сен-Санс сочинял этот концерт в 1896 году, находясь на отдыхе близ Каира. Этот концерт часто называют «Египетским», так как в некоторых частях (особенно во второй, медленной) композитор использует восточные мотивы. Концерт очень симпатичен, начинён многими гармоническими эффектами и техническими сверхсложностями, но, пожалуй, слегка легковесен. Впрочем, концерт – не симфония или соната и не предназначен для постановки или решения каких-либо серьёзных проблем. Выдающийся пианист Жан-Ив Тибоде – Мастер высокого класса и признанный специалист в музыке романтического направления, к которому относится и Сен-Санс. Что выделывали руки Тибоде, и с какой скоростью носились его пальцы, к каким звучаниям он прибегал, описать довольно сложно, но характер концерта и его сила воздействия были продемонстрированы оркестром и солистом самым убедительным образом.

Второе отделение началось с исполнения симфонических фрагментов из балета  Альберта Руссела «Праздник паука» (перевод на русский названия балета различен у разных авторов). Мы почти видим сад, населённый многими живыми существами, в том числе усердного паука, плетущего паутину и пытающегося поймать в свою ловушку  разных насекомых. Очень изящное оркестровое полотно с интересными звуковыми  эффектами. В частности,  элегантно прозвучало соло флейты в исполнении Тима Дэй.

И всё же главным событием вечера стало исполнение сюиты Стравинского из балета «Жар-Птица». Эта музыка достаточно хорошо знакома меломанам Сан-Франциско, так как «Жар-Птица» в постановке Ю.Посохова – неотъемлемая часть репертуара Сан-Францисского Балета. Богатая оркестровка, постоянно меняющийся характер музыки и набор используемых инструментов, ритмическое разнообразие и изменчивая динамика звучания создают немалые трудности для дирижёра и исполнителей. Следует отметить, что музыканты и дирижёр безупречно преодолели все эти трудности и продемонстрировали высокий класс исполнительства. А уж прозрачное пианиссимо, еле слышимое, но достаточно услышанное, могло вызвать у публики  только восхищение, что публика и продемонстрировала в заключение концерта.

Стефан Денев – талантливый дирижёр, обладающий прекрасной техникой, безусловным интеллектом, большой силой убеждения и умением работать с оркестрантами. Новые встречи с ним сулят много интересного. Знакомство с этим музыкантом оставило сильное впечатление.

Играет оркестр «Академия Св.Мартина в полях». В центре – Джошуа Белл
Играет оркестр «Академия Св.Мартина в полях». В центре – Джошуа Белл

Большое впечатление произвела также  бетховенская программа в недавнем исполнении всемирно известного Лондонского камерного оркестра «Академия Св.Мартина в полях» под руководством и при участии сорокачетырёхлетнего скрипача Джошуа Белла. Этот ансамбль возник в 1958 году и первоначально посвятил себя исполнению барочной музыки. Руководил коллективом скрипач Невилл Марринер. С годами оркестр расширял свой репертуар – от барочной до современной музыки,  увеличивался и его состав, количество музыкантов менялось в зависимости от исполняемой программы.  Мы неоднократно слушали выступления оркестра во главе с Марринером. Коллектив осуществил более 500 записей, что значительно больше, чем у любого другого оркестра.

Со временем Пожизненный президент оркестра девяностолетний сэр Невилл Марринер отошёл от непосредственного  руководства ансамблем, и оркестром дирижировали и выступали в качестве солистов другие музыканты, – например, Мюррей Перайя, Юлия Фишер, Янина Янсен, Юлиан Рахлин, Гил Шахам  и др. В конце прошлого года Джошуа Белл стал музыкальным директором этого коллектива. Контракт заключён на три года.

Программа концерта началась с бетховенской увертюры к трагедии Коллина «Кориолан», очень яркой и популярной романтической музыки. Затем последовал Скрипичный концерт Бетховена, в котором солировал Джошуа Белл. Во втором отделении исполнялась одна из лучших симфоний Бетховена, Симфония №7. При исполнении Концерта скрипач по возможности подавал сигналы оркестру с помощью смычка, движениями головы, туловища. Его задача упрощалась в отсутствие скрипичных соло, когда Белл занимал позицию концертмейстера, но и тогда скрипачу приходилось руководить ансамблем с помощью движений туловища, часто приподнимаясь со стула или опускаясь. Мне кажется, Джошуа Белл отлично справился с этими дуальными обязанностями. Оркестр играл чётко, выразительно и даже, я бы сказал, вдохновенно.

Но особенно меня поразил Джошуа Белл. Он заслуженно считается одним из лучших современных скрипачей, обладает безукоризненной техникой, скрипка поёт в его руках, его игра полна благородства и вкуса, и он играет на скрипке Страдивари, которую приобрёл сравнительно недавно, и жизнь которой  – настоящая детективная история,  но я не стану сейчас ее излагать, дабы не отвлекать внимание читателей. Но… Мне всегда казалось, что Джошуа Белл, при всех перечисленных исполнительских достоинствах, всегда остаётся в рамках установившихся традиций исполнения, не предлагая свои собственные интерпретации. В рецензируемом концерте я познакомился с совершенно другим музыкантом, новым для меня и гораздо более интересным, чем тот, которого я знал прежде.

Джошуа Белл
Джошуа Белл

Как ожили фразы Скрипичного концерта, сколько появилось новых  акцентов и  звуковых градаций, как лёгкие подвижки темпов меняли восприятие тех или  иных эпизодов! А как детализированно и многоцветно следовал оркестр указаниям дирижёра! Важно ещё упомянуть, что каденция, сочинённая дирижёром, была превосходна: пламенная и изобретательная. Понятно, что оценки  исполнения  могут быть различными, критичными или восторженными, как всегда случается с любыми новациями, но это была собственная интерпретация очень популярного произведения, и она заслуживает, по меньшей мере, уважения. А личность Джошуа Белла требует отдельного, специального рассмотрения.

 

                                                                                      Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                                      Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »