Поговорим о богатых и об уплате налогов…
Я долго думала, писать мне на эту тему или нет. Подготовка налоговых деклараций – это моя вторая профессия, и я – натурализованная американка в первом поколении, так что по-настоящему богатых клиентов у меня нет и быть не может.
Но мне эти вопросы были интересны с самого начала.
И сейчас, когда начались пересуды по поводу того, сколько налогов платит президент США, – я всё-таки почувствовала, что очень хочется высказаться. Постараюсь быть в меру краткой.
Итак, начнём с того, что налоговая система в Штатах неоднозначная, неоднородная, не всегда справедливая и не самая хорошая.
А где она, интересно, лучшая? Возможно, в княжестве Монако, в маленьком государстве на территории Южной Франции. Там, вообразите себе, отсутствует налог на недвижимость! К тому же в Монако нет подоходного налога для физических лиц, вот нет, и всё! Если француз работает на территории Монако, а живёт во Франции, – то он только во Франции платит налоги, а в Монако он ничего не платит. Более того, если вы вдруг решите в Монако квартиру купить, а потом её перепродадите, – то вы и с прибыли налогов платить не будете! Да… Дело за немногим. Осталось эту квартирку приобрести. Там, правда, стартовая цена для квартиры с одной спальней – полтора миллиона евро, – но красиво жить не запретишь!
Короче, не зря Монако называют “налоговым раем”, – да только рай этот – для физических лиц, но никак не для юридических. Что до юридических лиц (то есть до корпораций и прочих бизнесов), то они благополучно платят корпоративный налог в размере трети от прибыли, то есть 33,3%.
И здесь мы подобрались к самой сути вопроса.
Говоря о налогах, уплаченных нашим президентом, мы говорим о налогах физического лица. И даже не хотим думать о том, что вот это самое физическое лицо может платить корпоративный налог, а подоходный налог ему платить не нужно! Потому что доход отсутствует как класс.
Такое случается в Штатах часто. Например, юридическое лицо, компания “Гугл” платит приличный корпоративный налог. Ещё компания платит налог на то, чтобы её сотрудники, если что, могли получать пособие по безработице. Ещё фирма платит половину налогов своих сотрудников на Social Security и Medicare Taxes. Ещё они платят… Ну, я, пожалуй, остановлюсь, а то ведь с тоски помереть можно.
А вот физическое лицо по имени Сергей Брин (основатель и генеральный директор “Гугла”) подоходный налог не платит. Потому что у него зарплата – 1 доллар в год. И у Ларри Пейджа, второго основателя, такая же зарплата. Не верите? А вы “погуглите” этот факт, господа!
Другое дело, что ни Брин, ни Пейдж политики не касаются, так что неинтересно мыть кости этим блестящим налогоплательщикам – сколько, где и как они платят. Не лезет в политику и финансовый гений Уоррен Баффет, который несколько лет назад искренне сознался в том, что платит гораздо меньше налогов, чем его секретарша! И этот факт низких налоговых платежей Баффета тоже можно объяснить.
Дело в том, что в Америке прогрессивный налог (по принципу: больше заработал – больше заплатил) касается, во-первых, заработка, во-вторых – кратковременных пассивных доходов. То есть если вы приобрели, например, акции какой-нибудь фирмы, а через месяц они взлетели в цене, вы их продали и заработали 20 тысяч, – то вы заплатите с прибыли прогрессивный налог, от 24 до 37 процентов! Но в том случае, если вы продадите акции как минимум через год после покупки, – вот тут вы будете платить по единой шкале. 15 процентов, а если повезёт, и вы заработаете около полумиллиона долларов, – тогда 20 процентов!
Но это ж надо сколько ждать, год или больше! А если акции упадут в цене?
Вот Уоррен Баффет может себе позволить терпеливо ждать, потому что акций у него много, и он, как говорится, “все яйца в одной корзине” не держит.
А если всё же есть заработки, или получили люди в каком-нибудь году огромную прибыль, но налоги платить неохота?
Тогда по-настоящему богатые люди могут отдать деньги на то, на что они хотят. Если уж очень им не нравится платить федеральные налоги.
Недалеко от меня, в 10 минутах езды, находится прелестный городок Кармел. Кто ещё там не был – очень советую съездить. А мне невероятно повезло, что живу рядом с таким красивым городом и… рядом с богатыми и щедрыми людьми.
Потому что весной этого года одна пожилая супружеская пара, проживающая в Кармеле, решила пожертвовать местной больнице немножко средств на борьбу с COVID-19. Я этим гражданам налоги не считаю (увы!), я просто прочла в нашей местной газете, что пожертвовали они полмиллиона долларов, и меня не оставляет ощущение, что это были у них не последние полмиллиона… И я знаю (насколько мне позволяет образование), что их налоговые обязательства должны были существенно сократиться, если не уйти в ноль.
Да, кстати: вы можете вычесть из дохода только ту сумму пожертвований, которая равна вашему доходу. Заработали сто тысяч, а пожертвовали двести тысяч? Не беда! Оставшиеся сто несписанных тысяч вы спокойно можете вычитать из дохода в течение пяти лет. Это я так, для информации добавляю.
Добавлю и о нашем президенте, чтоб он был здоров! Вы, возможно, думаете, что он отказался от президентской зарплаты. Нет, он не отказывался, он её получает. Просто он её полностью, до последнего цента, жертвует на американские национальные парки… И опять налогов не платит!
Что до меня, – я никогда и никому свою зарплату целиком не пожертвую. Я лучше налоги заплачу.
Итак, подоходный налог с заработков – почему он такой зверский, да ещё и прогрессивный, – хуже, чем паралич, зараза!
Почему такая несправедливость ложится на плечи среднего класса?
Я это своим налоговым клиентам объясняю так. “Господа, – говорю я. – Дело в том, что прогрессивный налог – это, как мне кажется, плата за отсутствие головной боли. За отсутствие риска, ощущения зыбкости, необходимости выплачивать кредиты по бизнесу. За отсутствие страха того, что в одночасье всё может рухнуть!”
Может, это правда. В результате пандемии много таких фактов подтвердилось. И хорошо, что тем, у кого бизнес рухнул, не нужно сейчас много налогов платить. Пусть они лучше вложат свои сбережения во что-нибудь новое, пусть откорректируют свои бизнес-планы и создадут новые рабочие места… А уж мы, средний класс, пойдём на работу. И как-нибудь налоги заплатим.
Лина БЛИК