Темная материя
Знакомство мое с миром в раннем детстве было захватывающим. Сначала мне объясняли его родители и старшая сестра, позже я стал читать книги, с интересом учился в школе. К концу ее создал свою законченную концепцию мира. Я понимал все – и материальный мир, и социальный.
С тех пор прошло 55 лет. В течение их разные элементы моей концепции рушились, я заменял их другими, но рушились и те. Сейчас я пришел к тому, что не понимаю ничего.
1) Первым объектом моего познания был, разумеется, материальный мир. Он описывался чрезвычайно логичными, интуитивно понятными законами механики Ньютона. Потом, в старших классах, я узнал о теории относительности. Мир усложнился, но с этим можно было смириться. Затем откуда-то выползла квантовая механика. Фотон – это корпускула или волна? Я готов был подождать, пока выяснят. Не выяснили. Уменьшило мой оптимизм то, что один из создателей квантовой механики, Эйнштейн, не признавал ее: «Бог не играет в кости».
Двое моих друзей по профессии физики-теоретики. Я послушал лекции и почитал статьи одного, порасспрашивал другого, кое-что прочел сам. Зашаталась модель атома, размазался электрон, знакомые понятия сменила теория струн, которую, говорят специалисты, понять невозможно, можно только описать формулами. Я почувствовал, что смещаюсь в зазеркалье.
Со школы я знал об открытом Ломоносовым законе Лавуазье о сохранении массы. А наша Вселенная (догадался об этом еще Аристотель) существовала всегда. Я не понимал, что такое «всегда», но соглашался это принять. Однако потом узнал о черных дырах и Большом взрыве. Оказывается, все возникло моментально из ничего и с тех пор постоянно разлетается. А до этого ничего не было. Может, и времени не было. Значит, не было и «до этого».
Кажется, худшее представить невозможно, но оно случилось. Я прочел о темной материи и темной энергии, составляющих основную часть материи и энергии Вселенной, о которых мы не знаем ничего. Ничего!
И если вам этого мало, то летают вокруг нас еще неопознанные объекты, НЛО, летают, как летать невозможно. Их фотографируют, но не понимают. А если о них много думать – может поехать крыша. Я знаю такие случаи.
В конце я почувствовал себя муравьем, взирающим на непознаваемый для него человеческий мир.
2) Не складывается с рациональным познанием мира, однако остается его религиозная картина. Включение в нее Всевышнего и чудес решает проблемы. Не удивляют создание женщины из ребра мужчины, говорящий змей, Потоп. В иерусалимском «Зоопарке библейских животных» стоит Ноев ковчег, построенный по спецификации, данной Торой. Пара слонов в нем поместится. А найдется ли в нем место для прискакавших из Австралии кенгуру (в зоопарке они представлены)? Конечно – посредством чуда.
Расширение пространства было будничным во время праздников в Иерусалимском храме, сообщают старые книги. Вы не верите в чудеса? Тогда объясните, почему фотон – то корпускула, а то волна.
После разрушения Храма в 70 году н. э., когда ожидавшееся чудо мессианского избавления не произошло, выжившие евреи четыре столетия записывали Талмуд и начали его изучать. В XII веке Маймонид добавил в иудаизм рациональность логики Аристотеля.
Но евреи с чудесами не расстались и в XVIII веке создали мистическое движение хасидизм. Характерна такая история: основатель хасидизма Бешт, живший на Подолье, как-то сказал своим ученикам: сегодня поедем в Париж. Вечером они погрузились в телегу, въехали в темный лес, а наутро выехали из него в пригороде Парижа. Непонятно, что сжалось в этой истории – пространство или время путешествия.
Хасидские цадики обладали мудростью, умели видеть скрытое и творить чудеса. Поэтому паства их слушала. Подобная организация жизни распространилась и на другие еврейские общины Восточной Европы.
Духовные лидеры занимались обучением иудеев моральным и ритуальным законам, определяющим нашу общинную, семейную и частную жизнь. Но их мало волновало происходящее за пределами общины, в большом мире. Это привело к игнорированию набегавших проблем, стоившему нам больших жертв.
Зарождением современного сионизма можно считать 1862 год, когда были изданы книги раввина Цви Гирша Калишера «В поисках Сиона» и социалиста Мозеса Гесса «Рим и Иерусалим». Но сионизм захватили социалисты. Раввины, за крошечным исключением создателя религиозного сионизма рава Авраама Ицхака Кука, пути сотрудничества с атеистичными социалистами не нашли и заняли относительно сионизма враждебную позицию.
Защитить евреев от надвигавшейся социальной бури раввинам не удалось. Она настигла евреев там, где они жили, – в Российской империи. Бабель в «Конармии», в рассказах «Рабби» и «Сын рабби», описал трагедию окончания династии чернобыльских цадиков. Последний принц династии, смертельно раненый сын рабби, член партии большевиков, умирает на руках автора: «Кулачье открыло фронт. Я принял сводный полк, но поздно. У меня не хватило артиллерии…»
Не сокрушился ли рабби, что не усмотрел вовремя наступающей беды и не увез свой «двор» из России, от случившейся там революции?
Раввины – главы общин не осознали смертельную опасность побеждающей в окружающем мире социалистической идеи. В погромах российской смуты 1917–1920 годов погибло порядка 200 000 евреев – возможно, вторая по размеру катастрофа в истории евреев. А оставшиеся в СССР на многие десятилетия оказались под властью злодеев. Отказ раввинов восточноевропейских стран от осознания причин этой трагедии подготовил следующую.
Эти раввины всеми силами противились как сионизму – переселению их паствы в Палестину, так и эмиграции ее в Америку. Они не смогли или не пожелали увидеть надвигавшиеся с востока и с запада угрозы их общинам. Правда, живший в Польше крупнейший раввин первой трети ХХ века Хофец Хаим в 1933 году, после прихода к власти Гитлера и за два месяца до своей кончины, отвечая на вопрос ученика, указал тому путь к спасению, процитировав пророка Овадью (1:17): «И на горе Сион будет спасение, …и получит народ Якова во владение свое наследие». Увы, это был шепот, а не крик во все горло, способный предупредить евреев о приближавшемся Холокосте.
Сегодня вызывает оторопь реакция религиозных лидеров американских евреев на проходящий в их стране мятеж фашистов антифа и расистов «Черные жизни важны». Понятно, ничего не ожидалось от левых евреев, объединенных в клубы с названиями, включающими «иудаизм» – реформистский, реконструктивистский. Их члены возглавляют и составляют антиизраильские организации: J-street, New Israel fund, другие. Но я с негодованием прочел о выражении солидарности с протестами чернокожих, выражающимися зачастую в осквернении синагог, со стороны головной организации модерн ортодоксов Orthodox Union и ее высшего учебного заведения Yeshiva University.
От расстройства я решил купить себе лисью шапку и уйти из модерн в харедим. Но тут товарищ рассказал мне, как, переезжая в эти дни Бруклинский мост, он узрел на нем группу харедим, держащих транспаранты с лозунгами в поддержку бунтующих. И я понял, что не могу делегировать понимание мира кому бы то ни было, а должен полагаться только на свой разум.
3) Вообще-то, я всегда так думал. Однако и этот путь чреват разочарованиями и не обещает успеха.
Первые 9 лет своей жизни (начавшейся в 1947 году) я был рад, что оказался гражданином СССР. Коммунистическая доктрина, как мне объяснили ее, представлялась логичной. Но «разоблачение культа личности» Сталина в 1956 году показало, что меня обманывали. Следующие 12 лет прошли в недоумении. Мне была близка теория конвергенции, предполагавшая, что оптимальная форма организации жизни расположена где-то между капитализмом и социализмом, и желательно их сближение с сохранением лучшего из обеих систем.
Однако после 21 августа 1968 года, когда, оккупировав Чехословакию, советские войска растоптали попытку такой конвергенции, я решил, что советский эксперимент – это чистое зло. А добро – это западная демократия в ее наиболее успешном выражении: американском.
Увы, нынешний бунт американской молодежи ярко живописует крах и этой модели.
Три модели общественной жизни захватывали воображение евреев в Новое время. Сначала это была германская модель – мир немецкоязычной культуры. Мы дали этому миру великих ученых, философов, поэтов, писателей, музыкантов, художников. В Германию переезжали динамичные евреи с востока, например создатель профсоюзного движения Фердинанд Лассаль, революционерка Роза Люксембург. Мандельштам писал с завистью в стихотворении «К немецкой речи»:
Себя губя, себе противореча,
Как моль летит на огонек
полночный,
Мне хочется уйти из нашей речи
За все, чем я обязан ей бессрочно.
Но в конце стихотворения Мандельштам напророчествовал:
Бог Нахтигаль, меня еще вербуют
Для новых чум, для семилетних боен.
И действительно, наш роман с германским миром завершился семилетней бойней – Холокостом.
Евреев захватывала другая мечта: построить общество социальной справедливости в России. Эта химера увлекла в гибельную воронку три поколения российских евреев, да еще приехавших строить этот рай волонтеров из США, Европы, даже из Палестины.
Третье из еврейских очарований – свободное и преуспевающее американское общество. Более миллиона экс советских евреев прорвалось в США и бросилось реализовывать американскую мечту. Крах этой химеры еще не стоил нам крови, но унес поколение молодежи. Образовательная система Америки, укомплектованная преподавателями и профессорами-марксистами, растлила ее идеями, уже обанкротившимися в СССР, на Кубе, в Камбодже, в Китае и Северной Корее, везде, где реализовывались. Мало вам бульона из советских чисток, китайской культурной революции, тоталитарной цензуры мысли, американское лихо еще чревато феминистской ненавистью женщин к мужчинам, заменой библейской сексуальной морали ортодоксией ЛГБТ и расистским признанием белой расы априорно виновной «в привилегиях». Допускаю, что после легализации Верховным судом США 26 июня 2015 года однополых браков страна уже была обречена на судьбу, аналогичную судьбе Содома и итальянской Помпеи: она вышла из поля библейской морали.
Почти полтора года назад мы с женой Аней перебрались в Израиль. Замысел в его основе я понимал как стремление построить общество на основе еврейской идеи. Сейчас форма ее реализации стала казаться мне социальной версией квантовой механики.
При всей своей непонятности эта механика работает. В кибуцах и в профсоюзном объединении Гистадрут еще теплится социалистическая мечта. На предприятиях, связанных с высокими технологиями, в мошавах торжествует капитализм. В многочисленных ешивах и синагогах цветут все ветви ортодоксального иудаизма, а на гуманитарных кафедрах университетов – побеги прогрессивных течений постмодернизма.
За счет чего управляется страна – непонятно. Результаты трех выборов (это почти полтора года) не давали исхода, позволявшего партиям-единомышленникам сформировать правительство. Но и без этого страна управлялась неплохо. В конце концов, предав своих единомышленников, половина оппозиционной партии, имевшей единственным пунктом программы смену премьера Нетаниягу, вошла в его правительство, раздув его до 36 министров. Оправдание их странно – «иначе было бы еще хуже».
Армией, самой эффективной в мире, командуют генералы-миротворцы, главная забота которых – не огорчить врагов. Сейчас ведущие генералы, два бывших главнокомандующих на двух ведущих постах в правительстве, выступают против усиления Израиля путем расширения его суверенитета на части Иудеи и Шомрона. А в реальности страной командует камарилья судей, самих себя назначивших и присвоивших себе власть отменять любое решение правительства, вплоть до Декларации независимости Израиля, провозглашенной Бен-Гурионом 14 мая 1948 года.
Самое удивительное, что вся эта непонятность неплохо работает, как работают почему-то смартфоны и вотсап. Видно, наш мир действительно соответствует непостижимой квантовой механике. Или даже темной материи.
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Имейл для заказа: gmgulko@gmail.com.
По этому же имейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.
Борис ГУЛЬКО