Обзор DVD Выпуск 287

Share this post

Обзор DVD Выпуск 287

Fists In The Pocket. A film by Marco Bellocchio. 1965. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Кулаки в кармане». Режиссер Марко Беллоккьо.) На итальянском языке с английскими субтитрами.

Share This Article

«Кулаки в кармане» – первый полнометражный фильм Марко Беллоккьо. Показанная на фестивале в Локарно, картина эта поставила Беллоккьо в один ряд с молодыми итальянскими режиссерами, которых журналисты к этому времени уже окрестили «итальянской новой волной»: Пазолини, Бертолуччи, Паоло и Витторио Тавиани.

Марко Беллоккьо родился в городе Пасенза в ноябре 1939 года. Отец его был юристом, мать – школьным учителем. Беллоккьо изучал философию в Миланском католическом университете, затем, перебравшись в Рим, поступил в киношколу Centro Sperementale, а потом отправился в Англию, где учился режиссуре в лондонской Slade School of Art.

Тогда, полвека назад, «Кулаки в кармане» были восприняты как фильм о неприятии – стихийном, анархическом – сложившихся устоев. Картина рассказывала об одной конкретной семье, однако зрители видели за этой семьей закостенелую структуру, которую они отождествляли с итальянским обществом и, многие, шире – с обществом вообще. (В скобках уточню: западным, разумеется, обществом, поскольку альтернативу они видели на Востоке, если не в Советском Союзе, то в Китае. И не только молодежь вроде Беллоккьо и Годара, но и, например, взрослый, умудренный опытом Микеланджело Антониони).

Сегодня, пятьдесят пять лет спустя, «Кулаки в кармане» читаются как описание патологии, психического (пусть сформированного социальными причинами) отклонения, дегуманизирующего человека, превращающего его в садиста и убийцу. Сегодняшний зритель без каких бы то ни было натяжек помещает эту картину в один ряд с «Гибелью богов» (The Damned, 1969) Висконти и «Сало» (Salo-The 120 Days of Sodom, 1975) Пьера Паоло Пазолини (кстати, Беллоккьо принимал участие в озвучивании «Сало»).

То есть правда показанных режиссером характеров дает и сегодняшним зрителям возможность увидеть в персонажах этого фильма людей, совершающих психологически достоверные поступки (как бы эти поступки ни были чудовищны) вне зависимости от «публицистических» задач, которые ставил перед собой Беллоккьо в 1965 году.

Картина сделана уверенной рукой: драматургия, работа с актерами, монтаж – все сбалансировано и (если можно это сказать о столь ужасающем сюжете) гармонично. Но главное – эстетически последовательно. И это не заемная эстетика, как, например, в первом фильме Бертолуччи «Костлявая кума» (La Commare Secca, 1962). Беллоккьо с самого первого фильма нашел свой язык, свою оригинальную манеру, свой ритм.

«Кулаки в кармане», картина, снятая 54 года назад, по-прежнему захватывает и волнует.

 

***

Следующий фильм Беллоккьо «Китай близко» (China is Near, 1967) был встречен с не меньшим энтузиазмом, чем «Кулаки в карманах», и увез с Венецианского фестиваля сразу два приза. Однако затем наступает пауза: на некоторое время Беллоккьо отходит от художественного кинематографа. Он сближается с левоэкстремистской организацией «Коммунистический союз» и вместо игровых фильмов начинает производить короткометражные политические агитки.

Беллоккьо вернулся к художественному творчеству в 1972 году фильмом «Во имя отца» (In the Name of the Father).

 

***

Картина превосходно отреставрирована. На диске вы также найдете современные интервью с актерами Лу Кастелом и Паолой Питагорой, исполнившими главные роли в фильме, с монтажером фильма Сильвано Агости, с кинокритиком Тулио Кезичем и с самим Марко Беллоккьо.

Это второе издание картины «Кулаки в кармане», выпущенное Criterion Collection. Первое издание вышло в 2006 году на DVD. Еще у всех были в памяти мутные кассеты VHS, так что изображение на дисках DVD, особенно выпущенных Criterion Collection, казалось образцовым.

Нынешнее издание вышло в том же оформлении, с теми же дополнительными материалами, но теперь уже на диске Blu-Ray в формате 4К. Разница гигантская. Если вам интересно, сравните два диска и убедитесь сами, как всего за тринадцать лет изменилась техника. Не какая-нибудь космическая или военная, а простая бытовая.

Devil In The Flesh. A film by Marco Bellocchio. 1985. DVD. Noshame Films. («Дьявол во плоти». Режиссер Марко Беллоккьо.) На итальянском языке с английскими субтитрами.

Фильм производит странное впечатление. Он рассказывает о романе старшеклассника Андрэ и Джулии, юной невесты террориста, одного из подсудимых на процессе «Красных бригад». Джулия плюс ко всему еще и пациентка отца Андрэ, знаменитого профессора-психиатра.

Коллизия, несомненно, из тех, что всю жизнь волнуют Беллоккьо. Тут и семья со своими условными (так полагает режиссер) рамками, и психическое отклонение, показанное, как всегда у Беллоккьо, весьма убедительно. Но вот при чем здесь «Красные бригады», этого я никогда понять не мог. Если бы, например, речь шла о психических отклонениях (плюс к их социальным устремлениям) «краснобригадников», наверное, тут могла бы возникнуть какая-то связка. Но единственный террорист, характер которого отчасти намечен, это жених героини – террорист раскаявшийся и совершенно, ну абсолютно нормальный. Все остальные террористы – только фон.

Сам же по себе роман школьника и психически неадекватной женщины,  хотя и разработан довольно интересно, выглядит чем-то второстепенным, нуждающимся в значительном заднике. Короче говоря, фильм заявляет претензии на что-то большее, чем он, по-моему, является.

Картина великолепно снята оператором Джузеппе Ланчи, который в 1983 году, за три года до «Дьявола…», снял Тарковскому «Ностальгию».

 

***

Не знаю, к удовольствию или неудовольствию Беллоккьо, картина эта обратила на себя внимание не столько заявленной социальной проблематикой, сколько сексуальными сценами. Неприятности начались еще до выхода ленты в прокат. Продюсер, наложив лапу на негатив, попытался перемонтировать фильм, однако итальянский Верховный суд, выслушав стороны, а также свидетельские показания известных режиссеров Нанни Лоя, Этторе Скола, Паоло Тавиани, решил дело в пользу Марко Беллоккьо.

Сегодня любой историк кино сообщит вам, что «Дьявол во плоти» – первый не порнографический фильм (по-моему, кстати, вообще единственный*), в котором не имитируется, а показывается настоящий сексуальный акт, не имеющий в русском языке приличного названия. Скажем так: сексуальный акт во вкусе нашего бывшего президента Билла Клинтона.

 

***

Фильм очень прилично трансформирован в цифровой формат. На диске вы найдете современное интервью с Марко Беллоккьо, а также несколько интервью с бывшими участниками «Красных бригад».

 

The Nanny (La Balia). A film by Marco Bellocchio. 1999. DVD. Facets Video. («Кормилица». Режиссер Марко Беллоккьо.) На итальянском языке с английскими субтитрами.

Премьера фильма Марко Беллоккьо «Кормилица» состоялась на Каннском фестивале 1999 года.

Свободно интерпретируя рассказ Луиджи Пиранделло, режиссер предлагает нам историю доктора Мори и его жены Виттории: их новорожденный сын отказывается от материнского молока, и тогда доктор Мори берет в дом кормилицу, деревенскую девушку Аннетту.

Напряженная и неуверенная в себе Виттория, отдав ребенка на попечение кормилицы, чувствует себя посторонней. Кто она этому маленькому существу? Какие чувства ребенок может испытывать к ней? «Эта женщина захватила все, – говорит Виттория мужу, – мне ничего не осталось». Ревность заставляет Витторию поставить мужу ультиматум: я или она. Доктор Мори старается успокоить жену, но не уступает основного: ребенку нужна кормилица. И Виттория уходит из дома.

Это лишь часть истории, ибо есть еще и Аннетта, и, за кадром, ее приятель, учитель, арестованный за политику, и ее собственный ребенок, которого она должна была оставить в деревне, однако тайно от хозяев привезла в город. Есть и полиция, и демонстрации под красным флагом (дело происходит в Италии в начале двадцатого века).

 

Поскольку я говорю о сюжете, читатель может вообразить, что речь идет о сентиментально-эротико-политическом компоте: профессор влюбляется в кормилицу или даже Виттория – в учителя-арестанта, или, например, представитель имущего класса, прозрев, осознает, как жестоко он обошелся с бедной женщиной, не позволив ей захватить из деревни ребенка… Легко придумать еще с десяток ходов, развивающих сюжет в привычном риторическом ключе – социальном, фрейдистском, феминистическом. Но Марко Беллоккьо не промышляет коммерческими лентами.

И, однако, он не цедит высокомерно: «Сюжет? История? Мой фильм не об этом!» Да, фильм не об этом, но фильм и об этом. В фильме есть сюжет и есть история, история, за которой мы следим и которую мы переживаем вместе с героями, но герои фильма существуют и история развивается в такой плотной атмосфере духовного напряжения, что, кажется, протянув руку, мы прикоснемся к тому, что не может иметь материального воплощения.

Я говорю о том напряжении, которое становится почти зримым в фильмах Александра Сокурова (собственно, Сокуров именно это и пытается запечатлеть на пленке), о напряжении, которое опускает свою властную руку вам на плечо, когда вы смотрите фильмы Тарковского, Брессона, о напряжении, которое возникает, кажется, из самого воздуха – из радости и тревоги? – в зале, где показывают «Фанни и Александр». У Беллоккьо оно, наверное, является из зыбкой субстанции на границе между чернотой и тенью, откуда приходят и в которую уходят почти в каждой сцене его герои.

Эта картина не пытается нам внушить какие-то сформулированные заранее тезисы, чем случалось заниматься Беллоккьо (он когда-то состоял в ультралевом, даже по итальянским меркам, Коммунистическом союзе и снимал киноагитки), фильм не рассказывает нам красивые истории – он дает нам возможность прожить и пережить вместе с его героями те минуты, когда пульсация крови неразделима с жизнью души. Беллоккьо не вылущивает эти минуты – или секунды – из рутинной повседневности, а рассказывает о повседневной жизни, которая жизнью души определяется.

Что и есть, по-моему, коренная задача искусства.

*Мне приходит на ум только «Коричневый кролик» (The Brown Bunny), снятый в 2006 году начинающим (это был его второй фильм) Винсентом Галло.

Но «Коричневый кролик» снимался на 18-миллиметровой пленке с какими-то неизвестными артистами, а у Беллоккьо (ко времени «Дьявола» – уже несомненного классика) в роли Джулии снялась Марушка Детмерс, только что сыгравшая главную роль в фильме Годара «Имя: Кармен».

Портрет Марко Беллоккьо работы Михаила Лемхина

Михаил ЛЕМХИН

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »