За что борется Авигдор Либерман?
После казавшихся успешными для правых партий выборов 9 апреля этого года Авигдор Либерман, олицетворяющий «русскую партию» НДИ, отказался войти в правое правительство и обрёк Израиль на новые выборы. Оказались отложенными, а то и безвозвратно утерянными важные изменения, возможные в период президентства дружественного Израилю Дональда Трампа. Центром своей борьбы Либерман представил требование: «Израиль еврейский, а не Израиль галахический». После этого популярность Либермана скакнула резко вверх, и по нынешним опросам он грозит оказаться политиком, определяющим переход власти в стране от правых к левым.
Очевидно, Либерман нащупал тему, волнующую многих русскоязычных нерелигиозных израильтян. Неоднозначность темы показывает вопрос, который задала Элла Грайфер в «открытом письме» политику Бецалелю Смотричу: «Объясните вы нам во имя Всевышнего, каким это боком собираетесь вы обустраивать государство Галахи, если у вас она одна, у ХАБАДа другая, у гурских третья, а за сефардов я уже и вовсе молчу?»
Так что это означает – государство галахи? Оно – монархия, республика, теократия, демократия? Священные книги ответа не дают. В библейские времена бывало разное. И каждое из существовавших еврейских государств было галахическим, то есть соответствовало еврейским религиозным законам.
Профессор Йельского университета Дэвид Галантер в книге «Четвёртая мировая религия» рассказал, что протестанты, создававшие США, делали это, пользуясь как инструкцией «Еврейской Библией». То есть американская модель демократии основана на ТАНАХе. Я писал об этом в эссе 2006 года «Демократия и религия». Как разъяснил Пинхас Полонский, по еврейской традиции евреи, воссоздавая государство, должны выбрать за образец лучшее, существующее в мире. И это, конечно, демократия. Создатели Израиля так и поступили, избрав для страны её многопартийную модель.
Чтобы разобраться в неравенстве «галахическое – еврейское», предложенном Либерманом как повод сменить стороны в политической конкуренции «правые-левые», попытаемся понять, что за этим неравенством скрывается. Боюсь, для этого, нам придётся потревожить в аду тень Адольфа Шикльгрубера. До этого политика понятие «еврей» в христианском мире было тождественно понятию «иудей» – адепт иудаизма. Как записал другой теоретик «еврейского вопроса» Достоевский: “Еврей без Бога как-то немыслим, еврея без Бога и представить нельзя”. Нацисты решили определять евреев по крови. И даже, приняв Нюрнбергские законы, стали классифицировать евреев по количеству этой крови.
На востоке от Рейха – в СССР – поступили, впрочем, похоже: позакрывали еврейские школы и синагоги, раввинов отправили в ГУЛАГ, древнееврейский язык запретили, а евреев по крови пометили 5-м пунктом в паспорте. Еврейскую культуру стёрли и слили евреев в аморфную массу «советских людей», только с ущемлёнными правами. Европейские евреи в большом количестве погибли в Шоа, а советские, выжившие в неурядицах ХХ века, в значительном количестве добрались до Израиля. И даже избрали своих представителей в Кнессет, чтобы защищать их представления о том, каким должен быть Израиль.
Создатели Израиля использовали Нюрнбергскую классификацию евреев нацистами, превратив её из инструмента дискриминации в критерий «права на возвращение». Будучи людьми «несоблюдающими», они всё же сочли необходимым придать новорожденному еврейские черты. Был реанимирован иврит, выходными днями стали Шабаты и еврейские праздники, в местах общепита, контролируемых государством, практикуется кашрут. В общем – законы государства не противоречат законам Торы. Это и есть условия для демократического государства быть государством галахи. В такой стране, отвечая на вопрос Эллы Грайфер, хабадники могут жить себе как хабадники, гурские – как гурские, а про сефардов можно и не говорить.
В Израиле, как у нормального живого организма, постоянно возникают непростые галахические проблемы: харедим и армия; работы, которые необходимо производить в Шабат, и многое другое. Они должны постоянно разрешаться. Галаха – это живой, развивающийся организм.
Либерман – искусный, многоопытный политик. Он чутко улавливает, что может поддержать избиратель, какие лозунги могут принести ему личный успех. В былые годы это была безопасность. И он представлялся самым правым политиком – «сразу перед стенкой».
Но вот Либерман два с половиной года прослужил министром обороны, одним из самых неэффективных и неумелых. ХАМАС по-прежнему жжёт поля евреев, постоянно бесчинствует на границе Газы. Какие решения этих проблем нашёл Либерман? Где те 48 часов, которые он обещал отвести хамасовцам, чтобы обуздать их?
Либерман объяснил, что ему не дали показать себя. Министру обороны? Так какой пост ему нужен, чтобы его стратегический талант развернулся? Премьер-министр? Так ведь и тому могут не дать!
Но отставка Либермана была мазком гения. А потом ещё и недопущение правого правительства. Они не дали! Они неумехи! Это не он был никудышным министром обороны! Забылся ли уже его провал?
Всё же маска «правого политика» сносилась, и Либерман избрал иную маску. Теперь он левый – борец против «религиозного диктата». То есть и раньше он что-то такое говорил. Но не так определённо, например, как лидеры МЕРЕЦа.
Партия Либермана представляется партией маргиналов. Часть её прошлых депутатов сидят в тюрьме (или уже вышли?) Я недавно прослушал по радио кусок интервью кандидатки от НДИ на нынешних выборах. Депутатка пугала слушателей религиозной опасностью, тем, что в функции своих религиозных судов те хотят загрести, в придачу к гиюрам, разводам и прочему, ещё экономические вопросы, вроде конфликтов между корпорациями. Но это же нелепость! Религиозные суды не имеют средств принуждения: полиции, тюрем. Они судят только тех, кто согласен принять решение раввинов. Или кандидатка невежественна, или, что скорее, намеренно обманывала слушателей. В обоих случаях – посыл её был неприкрыто враждебен иудаизму.
Успешность – если верить нынешним опросам – подобных антирелигиозных инсинуаций высвечивает реальную проблему. Они действуют! Значительное количество израильтян, воспитанных в СССР, с ментальностью, слепленной курсами диамата, научного атеизма, агитпропом КПСС, празднуют 8 марта вместо Пурима, Новый год вместо Хануки, 9 мая вместо дня Независимости Израиля. Для них идеал «еврейского государства» – это СССР с изобильными магазинами. На этом электорате пыталась делать карьеру в «Сионистском союзе» и Ксения Светлова, требовавшая от правительства, например, завести в Израиль достаточное количество такой «еврейской атрибутики», как новогодние ёлки.
Но на дороге к электоральному успеху с помощью голосов подобных израильтян из бывших советских вырос серьёзный ухаб. На совести большой советской алии начала 90-х годов имеется чёрное пятно. Не понимая израильской действительности (я сам, помню, прибыв в Израиль в 1986 году, чувствовал себя как будто только появился на свет. Ничего не понимал в окружающем!) новые олим в массовом порядке проголосовали за социалистов Рабина и Переса, беззастенчиво обещавших новоприбывшим бесплатное жильё и работу. В 1993 году вместо этого евреи получили Ословский договор, Арафата с его бандой и чудовищный терроризм. Пройдёт ли такой же трюк с пообжившимися русскоязычными израильтянами, когда завлекалкой для них служит борьба Либермана с «государством галахи»?
Традиционное идеологическое деление: правые – это экономические свободы, капитализм, традиционные ценности включая национальные и религиозные. А левые – это перераспределение доходов, социализм, материализм и борьба с религиозным дурманом, компромисс с террористами, интернационализм. Член Кнессета от НДИ Развозов предложил присвоить всем жителям страны национальность «израильтянин», сделав тем Израиль государством всех народов, живущих в нём. Если не галаха с её Шабатами и кашрутом, то почему не пойти путём современных западноевропейских стран?
Впрочем, похожую позицию занял и лидер партии «бело-голубых» генерал Бени Ганц, призвавший отменить закон, провозглашающий Израиль еврейским государством. Израильская специфика: почему-то генералы здесь как правило левые. Они – борцы за мир и права человека (араба). Эхуд Барак, который через возникшую Демократическую партию надеется вновь достичь министерского поста, предлагал Арафату, в ранге премьер-министра, практически всё, отвоёванное евреями в Шестидневную войну. До сих пор не понимаю, почему Арафат отказал ему?
До выборов уже меньше месяца. И русскоязычным израильтянам придётся определиться, что для них является более важным среди их «еврейских ценностей»: левое правительство с борьбой против соблюдения Шабата, как предлагает Либерман, социалистическими преобразованиями, интернационалистскими ценностями или правое правительство с уважением еврейских традиций, цветущей капиталистической экономикой и приоритетом еврейских национальных интересов.
Борис Гулько