«Золотой век» в Сан-Хосе
В минувшее воскресенье в кинотеатре «Century 20» в Сан-Хосе мы смотрели и слушали киноверсию балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век», хореография Юрия Григоровича, на сцене Большого.
У балерин измученные лица,
Как у крестьян. Терпения запас
У балерин, как у крестьян, таится
В неторопливом, ровном блеске глаз.
Анисим Кронгауз, 1946
Музыка, хореография и постановка нас с женой покорили и восхитили. Сюжет основан, как всегда, на борьбе добра со злом. И ещё – это про любовь. В приморском городе в 20-е годы советские рыбаки вступают в конфликт с нэпманами и бандитами, приобщая к комсомолу юную танцовщицу из кабаре. Для меня это было первое близкое знакомство с творчеством раннего Шостаковича, обязательно прослушаю оперу «Катерина Измайлова» и балет «Светлый путь».
Шостакович написал «Золотой век» в возрасте 23 лет, первая постановка состоялась в 1930 году. На следующий год поступил запрет на постановку в результате ожесточенной критики и обвинений в формализме. Наиболее «ярко» критика прозвучала в знаменитых статьях 1936 года «Балетная фальшь» и «Сумбур вместо музыки», уже по поводу других произведений композитора. В Большом театре новая премьера балета «Золотой век» состоялась в 1982 году, непутевую девушку Риту танцевала Наталья Бессмертнова, героя-рыбака – Андрис Лиепа, а роль главного злодея исполнил Гедиминас Таранда.
Отвлекаясь от балетной темы, хочу вспомнить, как лет 20 назад в Театре им. Моссовета Таранда сыграл библейского Иакова в спектакле по пьесе Надежды Птушкиной «Овечка». Роль Рахили была исполнена начинающей актрисой и балериной Ириной Максимкиной, а ее сестру-соперницу, подслеповатую Лию, очень откровенно и, на мой взгляд, замечательно изобразила Инна Чурикова. Помню, что мнения о спектакле тогда были весьма разноречивыми.
Балет Шостаковича «Золотой век» в постановке Большого театра очень советую посмотреть, хотя бы в записи на YouTube.com в сети.
Иван СЕРБИНОВ
Саннивейл