Апрельская афиша
На протяжении трех десятилетий о скрипачке-виртуозе Мидори говорят с восхищением, отмечая ее точность и одухотворенность.
Концерты
в филармонии
Скрипка и фортепиано
Исполняя сложные сочинения, она как бы парит над партитурой, сливаясь с мелодией и звуком своего инструмента. Она возвращается на сцену Davies Symphony Hall с концертной программой с участием известного пианиста Жан-Ива Тибоде. Сочинения для скрипки и фортепиано Шумана, Форе, Дебюсси и Энеску прозвучат в их исполнении.
Violin Recital with Mindoro and Jean-Yves Thibaudet
7 апреля, 7:30 pm
Эммануэль Экс исполняет Второй фортепианный концерт Брамса
Экса часто называют самым ярким и значительным из ныне здравствующих американских пианистов. Он привносит во Второй фортепианный концерт Брамса почти импровизационную легкость и текучесть. Брамс соединил в нем симфоническое начало и интонации с пианизмом, характерными чертами фортепианной музыки.
В программе концерта также «Русалочка» (1903 г.) австрийского композитора Александра фон Цемлинского. За дирижерским пультом – Андрей Борейко.
Emanuel Ax Plays Brahms’ Piano Concerto No 2
11–12 апреля, 8 pm
14 апреля, 2 pm
«Шехеразада» Римского-Корсакова
Симфоническая сюита Николая Римского-Корсакова венчает собой список прекрасных произведений середины и конца XIX века, опирающихся на восточную тематику. Среди них и «Хованщина» Мусоргского, и «Руслан и Людмила» Глинки, и «Князь Игорь» Бородина, и множество камерно-вокальных и симфонических произведений. Дирижер – Симона Янг.
Также в программе концерта – фортепианный концерт Равеля, исполняет Луис Лорти.
Simone Young Conducts Rimsky-Korsakov’s Scheherazade
18–20 апреля, 8pm
Четвертый фортепианный концерт Бетховена
Элен Гримо демонстрирует отточенное мастерство, исполняя этот полный нюансов и интимных интонаций концерт.
В программе также Симфония Моцарта №31 «Парижская», дирижирует Джеймс Гаффиган.
Grimaud Plays Beethoven’s Fourth Piano Concerto with the SF Symphony
25 апреля, 2 pm
26–27 апреля, 8 pm
Квартеты Брамса и Форе
Струнный и фортепианный квартеты исполняют вместе камерные произведения Спора, Брамса и Форе. Лиризм и драматизм сплавлены в Квартете для струнных №2 Брамса. Фортепианный квартет Форе романтичен, любовные настроения и задумчивость отражают переживания композитора после разрыва его отношений с невестой.
To the Fourth Power: Quartets of Brahms and Faure
28 апреля, 2 pm
Любовная музыка Вагнера
Известный дирижер Марек Яновский собрал концертную программу из произведений Вагнера. Музыка наполнена любовными чувствами («Тристан и Изольда»), увертюра из «Тангейзера» готовит вступление слушателя в грот Венеры, преисполненный наслаждений.
В программе также увертюра Мендельсона к «Рюи Блазу» и Скрипичный концерт №1 Макса Бруха в исполнении Джеймса Энеса.
Janowski Conducts Wagner’s Love Music
2–4 мая, 8 pm
SF Symphony Davies Symphony Hall
201 Van Ness Ave.
(415) 864-6000
sfsymphony.org
Сан-Францисский балет
Программа 6 «Пространство между» состоит из трех одноактных балетов. Британский хореограф Лиам Скарлетт поставил на музыку Рахманинова свой новый балет Die Toteninsel («Остров мертвых»). Ранее Скарлетт использовал «Симфонические танцы» Рахманинова в Королевском балете в Лондоне для своей постановки.
Балет Скарлетта «Франкенштейн» с успехом прошел в нескольких театрах, включая сан-францисские.
Когда Сергей Рахманинов сочинял «Остров мертвых», он находился под впечатлением символистского полотна Арнольда Берлина (1883 г.) и в знак почитания немецкого художника дал своему музыкальному произведению такое же название. Музыка замедленного ритма передает ощущение от гребли, ладья медленно скользит и приближается к зловещему скалистому острову мертвых. Сценография и костюмы работают на идею некоей обреченности и заданности человеческих судеб.
Джастин Пек в Rodeo: Four Dance Episodes использует 15 танцовщиков и одну балерину в бравурном и энергичном хореографическом построении на музыку Аарона Копленда.
Португалец Артур Пита после успеха «Саломеи» в Сан-Франциско поставил год назад для фестиваля Unbound балет Bjorne and Her Music. 22 танцевальных номера объединены музыкой и вокалом Бьорк. Привкус психоделики и воздействия на сознание психотропных веществ придает балету некоторую необычность и театральность.
Program 06 Space Between
До 9 апреля
«Русалочка» , 7-я программа
Балет Джона Ноймайера, возглавляющего Гамбургский балет, на музыку Леры Ауэрбах возвращается на сцену Сан-Францисского балета. Сказка Ханса Кристиана Андерсена переосмыслена в сторону трагизма и чувственности. Эротизм здесь мрачен и гибелен для героев, они не в силах ему противостоять. Ноймайер поставил «Русалочку» к 200-летию Андерсена в Датском королевском балете в 2005 г.
Любовь русалочки к принцу безответна, балет драматичен и визуально завораживает. Костюмы, свет, пластика движений, все авторства Ноймайера, передают сказочный сюжет языком балета XXI столетия.
The Little Mermaid
19–28 апреля
SF Ballet War Memorial Opera House
301 Van Ness Ave.
(415) 865-2000
SF baller.org
Джаз
Джазовая пианистка-виртуоз Хироми, лауреат премии «Грэмми», записала дюжину сольных альбомов с различными ансамблями и группами, включая ее собственных музыкантов из Trio Project.
В сольном концерте Хироми демонстрирует мастерство и свободу в фортепианных импровизациях.
Hirohito Solo Piano
18–20 апреля, 7:30 pm
21 апреля, 2 pm
Звезды джаза
Квартет из четырех блистательных джазистов (ударника Джека Деджонета, саксофониста Джо Ловано, вокалистки Эсперанзы Сполдинг и пианиста из Аргентины Лео Дженовезе) включил в свой концерт известные композиции и классику джазового репертуара.
Jack DeJohnette, Joe Lovano, Esperanza Spalding, Leo Genovese
24 апреля, 7 и 9:30 pm
Балканские ритмы и Горан Брегович
«Оркестр, играющий на свадьбах и похоронах»
В трех концертах в Jazz Center Брегович и его коллектив «Оркестр, играющий на свадьбах и похоронах» (а это цыганские музыканты на духовых, болгарский вокал, в основном женщины, и сербские исполнители на струнных) сыграют три различные программы, представив свой новый альбом Three Letters from Sarajevo («Три письма из Сараево»).
Брегович начинал в 70-е годы как рокер и гитарист, его пластинки разошлись миллионными тиражами. Он родился в Сараево, по материнской линии – серб, по отцовской – хорват. Вырвавшись из зашоренной Югославии, он успешно обосновался в Париже. Фильм Arizona Dream с Джонни Деппом и начавшееся сотрудничество с кинорежиссером Эмиром Кустурицей укрепили успех и известность Бреговича.
В Америке на него также обратили внимание после выхода комедии Саши Барона Коэна о незадачливом Борате. Музыка Бреговича к фильму изобретательно соединяла клезмер и рок, подчеркивая абсурдность происходящего на экране.
Фольклор восточноевропейских евреев и особый стиль исполнения родились в Молдове, Западной и Южной Украине. Скрипка, контрабас, аккордеон, флейта, труба, цимбалы делают клезмер сразу узнаваемым в композициях Бреговича и его музыкантов.
Ритмы, мелодии, традиции прихотливо и неожиданно переплетены в этой музыке, да и само название с упоминанием свадеб и похорон предполагает участие не только родственников, приглашенных, но и случайно забредших и слившихся со стихией музыки и эмоционального накала.
Gorman Bregovic and his Wedding & Funeral Orchestra
25 апреля, 7:30 pm
27 апреля, 7 и 9:30 pm
28 апреля, 7 pm
Афро-кубинские ритмы
В концерте, посвященном кубинским танцевальным ритмам и джазу, принимают участие музыканты из знаменитого Buena Vista Social Club. Гитарист Хуан де Маркос, один из основателей «Буэна-Виста», собрал коллектив, представляющий как корифеев афро-кубинской музыки, так и молодых исполнителей.
Afro-Cuban All Stars
2–4 мая, 7:30 pm
5 мая, 7 pm
SFJAZZ Center 201 Franklin Street
(866) 920-5299
sfjazz.org
«Джунгли»
и человек в них
Театральный зал трансформирован и представляет собой помост с изгибами, вдоль которого сидят зрители, как за столом. Можно облокотиться на него или положить руки, как в какой-нибудь деревенской таверне, и погрузиться в жизнь джунглей, но не из диснеевского мюзикла, а из скорби и боли, о которой слышишь в теленовостях, но как-то быстро забываешь. Пьесу написали английские драматурги Джо Мерфи и Джо Робертсон о беженском лагере в Кале, Франция. Он просуществовал меньше года. Попытка самоуправления и создания какой-то системы, позволяющей выжить в экстремальной ситуации, спасла сотни жизней. Лагерь был закрыт, люди переведены в другие места, некоторые депортированы.
Спектакль построен так, что за два с половиной часа перед зрителями проходит череда человеческих судеб. Спектакль не дает ответа на вопросы, на которые попросту невозможно ответить: да, так случилось, что сотни тысяч вынуждены были покинуть места, где эти люди жили. Можно, наверное, подумать о посещении ракового корпуса в онкоцентре. Но странная и удивительная особенность «Джунглей»: несмотря на отчаяние и боль, остается надежда. Наверное, это и есть то, для чего существует театр.
The Jungle
До 19 мая Curran, 445 Geary Street
(415) 358-1220
sfcurran.com
«Ярмарка тщеславия»
в ACT
Инсценировка романа Теккерея сделана драматургом Кейт Хамилл, получившей в 2017 г. награду «Лучший драматург года» за пьесу Wall Street Journal («Дневники Уолл-стрит»). Ее инсценировка сохраняет основные сюжетные линии романа, но сделано это с позиций XXI столетия.
Пробивная Бекки Шарп смело шагает по социальной лестнице, спеша занять свое место под солнцем любой ценой. Наделенная умом, привлекательностью и острыми локтями, она смело прокладывает себе дорогу. Лондонский высший свет несомненно приобретет в ее лице еще одну очаровательную леди, которая украсит собой салоны и будуары, открытые лишь для избранных.
Режиссер Джессика Стоун решает спектакль как комедию положений, давая возможность актерам и залу насладиться прозой XIX века, пусть и интерпретированной под неким современным углом.
В главных ролях: Ребека Брокман, Дэн Хиат, Марибель Мартинез.
Vanity Fair
17 апреля – 12 мая
ACT The Geary Theater,
405 Geary Street
(415) 749-2228
act-sf.org
Рок-опера на сцене Strand Theater
Вторая театральная площадка ACT Strand Theater готовит премьеру рок-оперы Weightless («Невесомые»). Музыку написали Кейт Килбейн и ее муж Дэн Мозес. Они известны как The Kilbanes, базируются в Окланде, а стиль их музыки – в основном инди-рок.
В «Невесомых» авторы музыки и самого спектакля соединяют миф и размышления о любви и зависимости людей друг от друга.
Weightless
The Strand 1127 Market St.
30 апреля – 12 мая
SF Performances
Хореограф Рози Кей назвала свой спектакль 5 Soldiers («5 солдат»): пять танцовщиков одеты в камуфляж и проходят повседневную муштру и военную подготовку. Ритмичная нервная музыка передает напряжение и скрытый драматизм. Неизвестно, кто из пятерых будет жив, кто попадет под обстрел и не встанет в строй в следующий раз.
Rosie Kay Dance 5 Sodiers
11–12 апреля, 7:30 pm
13 апреля, 2 и 7:30 pm
Atrium Theater (верхний этаж в здании Herbst Theatre)
Петр Андершевский
Сын поляка и венгерской еврейки, Андершевский признается в интервью, что на него самое сильное впечатление произвели игра и харизма Святослава Рихтера. В 1990 г. пианист с блеском исполнил бетховенские вариации на тему Диабелли. Он лауреат многочисленных конкурсов и выступал на основных мировых концертных площадках.
Музыкант живет в Париже, много гастролирует и включил в программу концерта в Сан-Франциско знаменитые вариации на тему Диабелли и произведения Баха.
Piotr Anderszewski
13 апреля, 7:30 pm
Herbst Theatre
Скрипач Кристиан Тетцлафф и его трио
Немецкий скрипач-виртуоз Тетцлафф овладевал искусством игры на скрипке в Германии и США. Создал в 1996 г. свое трио. В репертуаре – Бах, Бетховен, Чайковский, Брамс, Сибелиус.
В программе концерта – Моцарт, Шостакович, Дворжак.
“Tetzlaff-Tetzlaff -Vogt Trio”.
27 апреля, 7:30 pm
Herbst Theatre
Звезда оперной сцены Дебора Войт
Одна из лучших драматических сопрано, Войт получила всемирную славу своими выступлениями в операх Вагнера и Рихарда Штрауса. В программе концерта – американские композиторы и Леонард Бернстайн; Рихард Штраус и Чайковский.
Deborah Voigt, Soprano. Steven Bailey, Piano
2 мая, 7:30 pm
Herbst Theatre, 401 Van Ness Ave.
Sfperformances.org
Cal Performances
На сцене Зеллербах-холла
«Американский театр танца Альвина Айли»
Танцевальному коллективу исполняется в этом году 60 лет, а его первые гастроли в Зеллербахе состоялись ровно 50 лет назад.
Каждый год – новая программа. В память об основателе компании Альвине Айли в нынешней программе – его одноактный балет Revelations («Откровения»).
В репертуаре особое внимание отведено афроамериканскому танцевальному наследию, как фольклорному, но переплавленному в модерн-данс, так и работам новых хореографов.
Роберт Бэттл покажет два своих одноактных балета, включенных в программу гастролей. Бэттл – художественный руководитель коллектива Альвина Айли.
Четыре привезенные программы демонстрируют широту спектра компании.
Alvin Ailey American Dance Theater
9–14 апреля
Zellerbach Hall
Блеск старой Гаваны
в историческом
театре «Парамаунт»
Кружение разноцветных юбок танцовщиц и запах сигар в легком тропическом ветерке – одно из впечатлений старой Гаваны. Музыкальное шоу Havana Cuba All-Stars («Гавана, Куба, только звезды») доносит колорит 30–50-х годов в зажигательных ритмах румбы, хабанеры, ча-ча-ча. В ярком зрелище свои силы объединили танцоры и музыканты.
Havana Cuba All-Stars
13 апреля, 8 pm
Paramount Theatre, Oakland
Театр из Бретани
Регион на северо-западе Франции, со столицей в Ренне, отделен от Великобритании проливом Ла-Манш. Спектакль «Юлий Цезарь» по Шекспиру режиссера Артура Наизисьеля из Theatre National de Bretagne (Национальный театр Бретани) транснационален. Герои одеты в костюмы 70-х годов XX столетия.
Бессмертная политическая трагедия о борьбе за власть и предательстве бессмертна и накладывается на любую эпоху. Неожиданное и причудливое джазовое сопровождение придает особый колорит спектаклю.
Shakespeare’s Julius Caesar; Theatre National de Bretagne
27 апреля, 8 pm
28 апреля, 3 pm
Zellerbach Hall
Израильский скрипач Гил Шахам
В сольном концерте виртуоз Гил Шахам исполнит скрипичные произведения Крейслера, Франка, Баха. Аккомпанирует на фортепиано Акира Егуши.
29 апреля, 8 pm
Zellerbach Hall
Концерт скрипача Михаэля Баренбойма
Сын израильского пианиста Даниэля Баренбойма и Елены Башкировой – частый гость на международных фестивалях классической музыки. Он концертмейстер West-Eastern Divan Orchestra, объединившего музыкантов из разных стран. Программа концерта посвящена итальянскому музыкальному наследию (Тартини, Скиарино, Паганини).
Michael Barenboim, violin
5 мая, 3 pm
Zellerbach Hall, 101 Zellerbach Hall, # 4800, Berkeley
(510) 642-9988
calperformances.org
Сан-Францисский
кинофестиваль
Фестиваль откроется драматической комедией Amistead Maupin’s Tales of the City («Городские истории Амистеда Мопина»). Мопин – известный сан-францисский писатель, автор романов, действие которых происходит в Сан-Франциско. И на этот раз его герои встречаются в любимом городе писателя волей компании Netflix.
Amistead Maupin’s Tales of the City
Оммаж Клер Дени
Фестиваль неоднократно представлял новые работы режиссера из Франции Клер Дени.
Ее стиль отмечают жесткость и отсутствие боязни шокировать зрителя.
High Life («Высшее общество») – новейшая лента Дени. Где-то на краю Солнечной системы космический корабль приближается к черной дыре. На борту – осужденные на смерть мужчины и женщины. Один из заключенных (Роберт Паттинсон) добровольно согласился отказаться от интимных отношений и секса, но обманным путем его семя вживляется в женщину-заключенную. На свет появляется девочка, и происходят непредсказуемые события. Обращает на себя внимание блистательная игра Жюльетт Бинош.
A Tribute to Claire Denis-High Life, 11 апреля
Российский режиссер Виктор Косаковский, известный по неигровому фильму «Да здравствуют антиподы», покажет Aquarela («Акварель»). Это первый в истории кино фильм, снятый по новой технологии 96 кадров в секунду. Качество изображения увеличивает впечатление достоверности и приближенности к объекту; производство Великобритания – Германия.
Фильмы Паоло Соррентино прежде участвовали в фестивальных программах. Его Loro («Они») заставляет вспомнить замечательную более раннюю картину Il Divo («Изумительны») о Джулио Андреотти. Loro побуждает думать о некоторой избыточности если не цитат, то поклонов великому Феллини со стороны Соррентино. Сцены оргий и массовых плесканий в бассейне напоминают одновременно и о «Сладкой жизни», и о «Сатириконе». Но картина несомненно яркая и умная. Режиссер лепит образ Берлускони (любимый актер Соррентино, Тони Сервилло) широкими мазками. В диалоге как-то упоминается Путин, и сатирическая интонация фильма однозначна.
Loro, 20 апреля
Михаилу Горбачеву посвятил свой документальный фильм Meeting Gorbachev («Встреча с Горбачевым») Вернер Херцог. 87-летний последний генсек отвечает на вопросы и кое-как держится перед камерой. С заключениями можно не согласиться, как и с успехом создания этого кинопортрета.
Meeting Gorbachev
19 и 21 апреля
SFFILM Festival
10–23 апреля
sffilm.org
Фильмы из разных стран
Майк Ли, ветеран британского авторского кино, в исторической драме Peterloo («Петерлоо») рассказывает о событиях августа 1819 г. в Манчестере. Мирная демонстрация с требованием демократических прав обернулась кровавой бойней, когда королевские войска открыли по демонстрантам стрельбу. Портреты политических деятелей даны Ли на фоне исторических событий.
Peterloo Clay Theatre
landmarktheatres.com
Roxie
Французские фильмы 30–40-х годов идут в нескольких тематических циклах на протяжении следующих месяцев; также авангард и киноклассика.
The Innocents («Невинные»), режиссер Джек Клейтон, сценарий Трумена Капоте по мотивам мистико-психологической повести Генри Джеймса «Поворот винта».
29 апреля
The Innocents Roxie roxie.com
Фестиваль немого кино
На экране – достопримечательности города, кинотеатра Castro в рамках фестиваля немого кино «Шедевры дозвукового кинематографа».
The Cameraman («Кинооператор») с Бастером Китоном; Wolf Song («Волчья песня») Виктора Флеминга с Гари Купером и роковой красавицей Лупе Велес; «Земля» Александра Довженко; The Signal Tower («Сигнальная башня»), прежде утраченная мелодрама, снятая в 1924 г. в Северной Калифорнии.
В душераздирающей мелодраме Rapsodia Satanica («Сатанинская рапсодия») блистает звезда итальянского немого кино Лида Борелли.
В итальянском L’Inferno («Чистилище») 1911 года по мотивам Данте и его «Божественной комедии» можно увидеть прообраз блокбастеров. Декорации и спецэффекты были призваны поразить воображение зрителей.
По значительности режиссуры и по художественным достоинствам в одном ряду с Довженко стоит немецкий режиссер Георг Вильгельм Пабст. Другой по поэтике и стилю, он удивляет страстностью своего фильма The Love of Jeanne Ney («Любовь Жанны Ней»).
Castro
1–5 мая
silentfilm.org
Георгий ВЛАСЕНКО