Главу семьи Гамбино убил рабочий
Картина убийства главаря гангстерского клана Гамбино Франческо Кали, которому через 13 дней исполнилось бы 54 года, постепенно обрастает новыми деталями. Как сообщил на пресс-конференции глава следственного отдела нью-йоркской полиции Дермот Шей, Кали по прозвищу Franky Boy ужинал в среду вечером в кругу семьи, как вдруг в четверть десятого у его солидного дома из красного кирпича послышался звук удара.
Кали, которого выманили таким образом из дома, выбежал на улицу и обнаружил, что в его серебристый внедорожник «Кадиллак-Эскалейд» врезался синий пикап «Шеви-Сильверадо». Гангстер и мужчина, выскочивший из пикапа, обменялись какими-то фразами, а потом и рукопожатием. Мужчина поднял номер, отвалившийся от «кадиллака» Кали в результате удара, и учтиво подал его гангстеру. Тот швырнул номер в свой багажник. Тут незнакомец выхватил 9-миллиметровый пистолет и открыл огонь на поражение.
Кали пытался укрыться под внедорожником. Это породило первоначальную версию о том, что убийца сначала переехал его пикапом. Полиция подобрала на асфальте 12 гильз. По словам Шея, торс Кали был пронзен шестью пулями. Потом их число выросло до 10.
Кто-то из домочадцев гангстера позвонил в полицию, которая прибыла на место происшествия две минуты спустя. Кали был доставлен в местную больницу, где врачи констатировали смерть.
Род Кали происходит из Палермо. Сам он пользовался огромным авторитетом у тамошней мафии. «Оргпреступность в Италии рассматривает Кали как человека, обладающего влиянием и могуществом», – заявил федеральный прокурор Джои Липтон в 2008 году, когда Кали признал себя виновным в вымогательстве, за которое отсидел год и 4 месяца. Это был его единственный срок.
Минюст США, видевший в Кали восходящую звезду оргпреступности, пытался притормозить его вознесение на гангстерский Олимп. Когда он вышел на свободу, по условиям гласного надзора он не имел права без разрешения судебных властей видеться со своим дядей Джоном Гамбино.
Следователи попросили у родных Кали видеозапись, сделанную охранной камерой. После того как их послали подальше, они вернулись с судебным ордером. В пятницу они также обыскали весь дом и изучили найденные там электронные устройства. В частности они прочли все СМС за период, непосредственно предшествующий смерти хозяина.
Кончина Кали произвела ажиотаж в наших СМИ.
Не то чтобы нью-йоркские мафиози совсем перестали гибнуть от пуль. 59-летний Энтони Падрелла из того же клана Гамбино был арестован в четверг за то, что якобы застрелил в октябре в Бруклине ростовщика мафии, 77-летнего Винсенто Зито.
В октябре же в Макдоналдсе для автомобилистов в Бронксе застрелили 71-летнего Сильвестра Зоттолу из клана Боннано. Впоследствии в его убийстве был обвинен член афроамериканской уличной банды «Бладс».
Но эти преступления не привлекли и доли того внимания, которое пресса уделяет сейчас покушению на Кали. Это было первое убийство главаря гангстерского клана в Нью-Йорке за 34 года. В 1985 году киллеры, присланные знаменитым гангстером Джоном Готти по кличке «Франтоватый дон», расстреляли у манхэттенского ресторана Sparks Stake House главу клана Гамбино Пола Кастеллано, чье место занял после этого заказавший его Готти.
Особняк Кастеллано находился неподалеку от дома Кали на Стейтен-Айленде, одном из пяти административных округов Нью-Йорка и единственном, в котором на выборах 2016 года победил республиканец Дональд Трамп. Видеокамеры на мостах не зафиксировали пикап, который видеокамеры запечатлели на месте убийства Кали. Из этого сделали вывод, что машина так и не уехала со Стейтен-Айленда на материк, а была оставлена на одной из местных автосвалок, где ее положили под пресс.
«Вы эту машину больше никогда не увидите, – сказал непоименованный правоохранитель газете «Нью-Йорк пост». – Сейчас она размером с пень».
Согласно последней версии, убийца таки выехал со Стейтен-Айленда, и его транспортное средство просто не заметили.
И Кастеллано, и Кали проживали в тихом районе Тодт-Хилл, имеющем гангстерскую славу и поэтому безопасном: присутствие мафии обычно означает отсутствие уличной преступности.
«Мы знаем, что здесь гуртовалась мафия, – заметил телеканалу CNBC местный житель Уилл Куриторе. – И мы считали, что это самый безопасный микрорайон на Стейтен-Айленде».
«Только, видать, не для мафиози», – вставила его жена Карен.
Как сообщила хорошо информированная «Дейли ньюс», часть следователей не исключала причастности к этому преступлению Джина Готти, брата покойного Джона Готти, который отсидел 29 лет за героин и освободился полгода назад. По этой версии, 73-летний Джин, возможно, претендовал на роль крестного отца клана Гамбино и хотел избавиться от Кали, который, строго говоря, был не перманентным главой клана, а врио.
В начале нулевых я освещал бруклинский процесс другого брата Джона Готти, Питера, на котором в качестве потерпевшего выступал свирепый на вид актер Стивен Сигал. Питер вряд ли активно участвует в разборках гамбиновцев, поскольку отбывает пожизненный срок.
Другие версии гласили, что Кали пал от руки своих же подчиненных, киллера-одиночки, имевшего на него зуб, или кланов-неофитов, ищущих места под гангстерским солнцем. Среди новоприбывших наша пресса называла русских или албанцев, но эта теория изобличает скорее влияние Голливуда, нежели знание оперативных данных.
«Русские бандиты», во всяком случае, всегда занимали в США подчиненное положение, взаимодействуя с итальянской мафией, членов которой они называли «носатыми» или «курносыми», и, насколько известно, никогда на них не покушались.
Профессор Университета Сент-Джонс Ховард Абадинский сомневался, что Кали убили соратники по клану, поскольку он не высовывался, планомерно поднимался по иерархической лестнице и «никого не убил, чтобы заполучить это место».
«Его будет трудно заменить», – сказал Абадинский «Дейли ньюс». Эксперт также не думает, что Кали заказал какой-то другой из пяти кланов нью-йоркской мафии, поскольку войны между ними практически закончились в начале 30-х, когда гангстеры Чарльз Лучиано по кличке Счастливчик и Сальваторе Маранзано по прозвищу Маленький Цезарь создали руководящий орган мафии, или Комиссию.
Она включала глав пяти нью-йоркских семей и главных гангстеров из Чикаго и Буффало, Нью-Йорк.
В течение десятилетий мафия почти полностью контролировала в Нью-Йорке такие отрасли, как бетонные работы и грузоперевозки, и имела оборот, который уподобляли обороту «Дженерал моторс», подкупала политиков и полисменов и фигурировала в популярных фильмах и романах.
Как писал журналист Дэвид Маркус в статье, опубликованной в журнале «Федералист» на следующий день после смерти Кали, главари мафии были знаменитостями; правоохранители часто их не беспокоили, а ФБР едва признавало, что они существуют.
Нежелание всерьез заняться мафией отчасти объяснялось ее пропагандистской кампанией, которую особенно активно вел крестный отец Джозеф Коломбо. Он трубил на всех перекрестках, что является честным американским бизнесменом итальянского происхождения и что ФБР донимает его из расистских побуждений. В 60-х и начале 70-х годов итальянские организации в США успешно протестовали против использования термина «мафия».
По иронии судьбы, Коломбо застрелили в 1971 году на Коламбус-Серкл на организованном им «Митинге итальянской гордости».
Могущество мафии пошло на убыль к началу 80-х в основном благодаря тому, что правоохранительные органы успешно внедрили в нее своих сотрудников, таких как Джо Пистон, изображенный потом в кинофильме «Донни Браско», и научились склонять мафиози к сотрудничеству.
Переломный момент наступил в середине 80-х, когда под руководством тогдашнего федерального прокурора Южного округа Нью-Йорка Рудольфа Джулиани был подготовлен так называемый «Процесс Комиссии». По делу проходили главы всех пяти нью-йоркских семей, в том числе Кармин Персико по прозвищу Змея, занявший место убитого на митинге Джозефа Коломбо и приговоренный к 139 годам лишения свободы.
Другим прозвищем Персико был Бессмертный, но он не оправдал его и скончался в тюрьме за шесть дней до убийства Кали.
Хотя изображать мафию жертвой предубеждений против американцев итальянского происхождения вышло из моды еще в начале 70-х, только что этим аргументом успешно воспользовалась защита Джозефа Каммарано и Джона Дзанкокьо, чей процесс в манхэттенском Федеральном суде закончился оправдательным вердиктом в день убийства Кали.
Прокуроры утверждали, что они руководят гангстерским кланом Боннано, и обвиняли их в преступном сговоре и вымогательстве. Защита убеждала присяжных, что мафия давным-давно уничтожена и что подсудимых облыжно называют гангстерами из-за их итальянского происхождения.
Маленькая чернокожая Дженнифер Луис-Джун, адвокат Каммарано, которого обвинение изображало крестным отцом семьи Боннано, сказала в своем вступительном слове, что ее подзащитный лишь выглядит и звучит как мафиозо из кино, а это не делает его членом мафии. Эта тактика защиты принесла ей успех.
Прошлым летом та же Луис-Джун защищала российского вора в законе Раждена Шулаю, но успеха не добилась, и он был приговорен к 45 годам лишения свободы. Шулая подал апелляцию и до сих пор содержится в федеральной КПЗ в Бруклине.
Уже в субботу оказалось, что правильной была версия киллера-одиночки, имевшего зуб на Кали. В 2 часа утра федеральные приставы арестовали в Нью-Джерси 24-летнего Энтони Комелло, спавшего в загородном доме родителей, и надели на него наручники.
Как сообщил на субботней пресс-конференции тот же Шей, Комелло, обвиняемый в убийстве вождя гамбиновцев, совершил элементарный промах, который может стоить ему пожизненного заключения или даже смерти от руки мстительных бандитов: подняв номер «Кадиллака» с мостовой, он оставил на нем отпечатки пальцев.
24-летний Комелло не подвергался в прошлом аресту; отпечатки взяли у него, когда он получал лицензию на хранение винтовки. Полиция увлеченно рассказывала, как ей помогают установленные на улицах камеры, которые фиксируют номера проезжающих машин и идентифицируют людей по лицу, а также другие умные гаджеты, но в конечном итоге убийцу поймали при помощи старомодной дактилоскопии.
Комелло оказался простым парнем, который жил с родителями на Стейтен-Айленде минутах в двадцати езды от дома Кали, подрабатывал на стройках, пускал фейерверки и помогал зимой соседям, разгребая снег на своем пикапе. Он не отвез слегка помятый пикап на свалку, а направился на нем в прибрежный городок Брик в Нью-Джерси. Там его арестовали федералы, быстро передавшие Комелло полиции, поскольку она, а не ФБР, ведет в США большинство дел об убийствах.
И наконец, за что был убит Кали? По слухам, парень ухаживал за девушкой из семьи Кали, возможно, племянницей босса.
Глава клана Гамбино был этим недоволен. Очевидно, Комелло нашел неприемлемой форму, в которой Кали выражал свое недовольство, и, по версии полиции, решил его замочить.
В добрые старые времена это было немыслимо.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ