Америка, которую я люблю…

Share this post

Америка, которую я люблю…

На днях я получила ошарашивающую эсэмэску от дочери: «Мама, ты не поверишь, но я нашла в нашем дорме (общежитии студенческом) мертвое тело»… Вот что бы вы в этот момент подумали? Правильно, я тоже об этом же подумала. И моей первой реакцией было краткое: «В полицию позвонила?» Тут пауза на другом конце переписки затянулась на пару минут, сопровождая тягостными многоточиями, привычными для тех, кто давно общается при помощи электронной переписки, ожидание ответа, вылившегося в вопросительное why?

Share This Article

Далее я опущу подробности разговора, потому что все общение превратилось в тихое проглатывание заполнившей мое внимание информации и послужило поводом к собственным путешествиям по историческим лабиринтам…

Итак, одно из зданий Ричмондского университета (University of Richmond), построенное в 1914 году, специально было заложено как первый женский в тех краях Уэстгемптонский колледж (Westhampton college), куда освободившие свое сознание юные леди поспешили в неуемном желании испить из живительного источника знаний. Это огромное здание стало и их новой альма-матер, и домом, где у каждой был свой кусочек временного очага. С годами все смешалось в одном университетском названии, но традиция осталась традицией и разделение на мужской колледж и женский так и живет в старинных стенах. И именно в этом замечательном корпусе привилегию проживания получают старшекурсники, находясь в одном здании с прекрасным концертным залом, а заодно с факультетами искусства, истории, философии и классических языков.

Поскольку у дочери совершенно иной профиль двойного высшего, она не очень интересовалась экскурсиями по длинным коридорам старого корпуса, выстроенного в классических традициях американской неоготики и разделенного невидимой гранью на учебные аудитории и спальни. Но прекрасные звуки, доносившиеся из концертного зала, находящегося этажом ниже комнаты дочери, и любопытство, словно нить Ариадны, привели девушку в настоящую сокровищницу. Я не могу иначе назвать университетский музей, которому могли бы позавидовать музеи исторические во многих городах мира. Я вообще уже давно поражаюсь культурным жемчужинам, разбросанным по прекрасным американским университетам. В частности, в Ричмондском университете есть собственная галерея Древнего мира Департамента классических исследований.

Эта галерея была основана сорок лет назад профессором Стюартом Уилером в качестве учебной коллекции, которые ранее были выставлены в музее Ричмондского колледжа, до переезда в нынешний кампус в 1914 году. Древности включали мумию и саркофаг Ti Ameny Net и другие египетские предметы, привезенные в Ричмонд в 1876 году просветителем, реформатором системы образования и дипломатом Джабезом Ламаром Монро Карри ( Jabez Lamar Monroe Curry), вошедшим в историю в сокращенном варианте его имени – Дж. Л. М. Карри. Уроженец Джорджии, живший в Алабаме и Вирджинии, Карри – один из двух граждан Алабамы, чьи статуи находятся в Национальной скульптурной галерее Капитолия в Вашингтоне. Этот человек был сыном Юга, членом палаты представителей Алабамы, палаты представителей США и первого Конфедеративного конгресса, был также офицером в армии Конфедерации. Он поступил на факультет Ричмондского колледжа (позже – в Ричмондский университет) в 1868 году и преподавал там до 1881 года. Покинув учебное заведение, Карри стал защитником образования на юге. Он работал с Фондом образования Пибоди и Фондом образования Джона Ф. Слейтера, чтобы продвинуть индустриальное образование для афроамериканцев региона, и работал с правительствами штатов на Юге, чтобы поддержать их системы государственного образования. Этого человека высоко ценил президент Теодор Рузвельт. Карри, уйдя с нивы образовательной, возглавил Совет иностранных миссий и служил американским министром в Испании. Хотя он был родом из Джорджии и был видным гражданином Алабамы, связь с Вирджинией была прочной. Свое последнее пристанище этот великий американец обрел на Голливудском кладбище в Ричмонде (Hollywood cemetery). А его имя увековечено в названии Школы образования Университета Вирджинии (The University of Virginia’s school of education). Того самого университета в Шарлоттсвилле, основанного Джефферсоном и Монро, в том самом городе, в котором произошли два года назад печальные события, ставшие следствием переписывания истории. В истории нет совпадений – есть система закономерностей…

Но вернемся из века XIX в век прошлый. С момента своего создания галерея Древнего мира росла за счет пожертвований выпускников и поместья профессора Мэй Келлер, первого декана Уэстгемптонского колледжа. Добавление керамических артефактов Эгейского бронзового века и других музейных репродукций стало возможным благодаря щедрому пожертвованию миссис Гертруды Хоулэнд, посещавшей этот колледж. Именно она поддерживала область археологии на протяжении всей жизни. Это еще одна замечательная американская традиция меценатства, о которой я всегда вспоминаю, посещая любой из музеев США.

В настоящее время галерея продолжает оставаться динамичным учебным пространством. Нынешний куратор галереи профессор Элизабет Бауган и ее ученики преследуют одну и ту же цель: правильно исследовать древности в соответствии с современными стандартами археологической этики и публиковать свои результаты в открытом доступе. В экспозиции есть артефакты египетские, греческие, римские… Честно говоря, можно позавидовать студентам, «препарирующим» историю не только виртуально.

Но это другая история. А мы вернемся к мертвому телу. Оно оказалось египетской мумией, которая лет 600 до нашей эры была молодой женщиной, дочерью Неси Амонa и женщины по имени Руру или Лулу. Судя по стилю cаркофага, дама в мире живых была вполне состоятельной, но не отличалась знатностью рода.

И вот этот саркофаг, привезенный все тем же мистером Карри, был тщательно осмотрен и описан знаменитым египтологом Джеймсом Генри Брестедом (James Henry Breasted). Он транслитерировал имя умершей, как Ти Aмени Нет (Ti Ameny Net). С тех пор было предложено несколько других чтений, включая самый последний перевод, сделанный в 2013 году Патриком С. Салландом (Patrick C. Salland), выпускником Ричмондского университета и профессором NYU. Салланд идентифицирует «даму» как «Ча-ди-Амени-Нивет». Но вот уже более 100 лет ученые продолжают использовать оригинальную идентификацию Брестеда, соглашаясь, что это не совсем то звучание имени, на которое отзывалась молодая египтянка несколько тысячелетий назад. Мумия и саркофаг за последние сорок лет прошли несколько радиологических проверок, доказывающих оригинальность находки XIX века.

А для нас «мертвое тело» в здании одного из корпусов Ричмондского университета остается Ти Амени Нет. И для опознания не потребовалось даже звонить 911…

Я иногда очень сожалею, что не пошла в археологи: мне бы в лабиринтах исторических разбираться да иероглифы и клинописи читать. Столько интересного узнать можно. До нас уже все было, а мы – лишь звенья в цепи между тем, что прошло, и тем, что придет. Интересно, что о нас потомки скажут через несколько тысячелетий? Впрочем, мы с таким ускорением летим к саморазрушению, что… О грустном не хочется…

«Знание – сила» – я хорошо помню эти слова основоположника научного метода познания великого Фрэнсиса Бэкона, знаменитого английского мыслителя, философа и политика, в которых выражено одно из главных положений нового мышления. Он в знании видел мощный толчок для прогресса в социальных отношениях. А до Бэкона о силе знаний говорили еще римляне: scientia potentia est. И Бэкон впитал эти древние истины и трансформировал их в систему. А нынешние студенты уже способны изучать наследство цивилизации на новом этапе познания, когда созданы все условия научные, проникнуть в суть явлений, природы, человека и познать доселе неопознанное.

И древняя египетская мумия в расписном саркофаге откроет новые секреты. Пусть эта сила будет всегда созидательной…

Елена ПРИГОВА

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »