Королевский филармонический оркестр и звездный солист
Недавно в Зеллербах-Холле (Беркли) состоялся концерт Королевского Филармонического оркестра во главе со знаменитым дирижёром и артистическим директором оркестра Шарлем Дютуа. В концерте принял участие выдающийся пианист Жан-Ив Тибоде. В программе были произведения Золтана Кодай, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса. У одного из пяти лондонских оркестров мирового уровня, Королевского Филармонического, в годы, предшествовавшие Второй Мировой войне, была […]
Недавно в Зеллербах-Холле (Беркли) состоялся концерт Королевского Филармонического оркестра во главе со знаменитым дирижёром и артистическим директором оркестра Шарлем Дютуа. В концерте принял участие выдающийся пианист Жан-Ив Тибоде. В программе были произведения Золтана Кодай, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса.
У одного из пяти лондонских оркестров мирового уровня, Королевского Филармонического, в годы, предшествовавшие Второй Мировой войне, была очень сложная предыстория, тесно связанная с именем выдающегося британского дирижёра, сэра Томаса Бичема. Однако во время войны Бичем переехал в США, возглавив Симфонический оркестр Сиэтла, а в 1944 году, вернувшись в Великобританию, сформировал новый оркестр, который под его руководством дал свой первый концерт 15 сентября 1946 года.
Оркестру было присвоено имя Королевского Филармонического, а дата 15 сентября 1946 года считается днём его рождения. Коллектив получил признание и уже в 1950 году совершил весьма успешную гастрольную поездку по Соединённым Штатам. Это были первые гастроли в США британского оркестра со времён окончания Первой мировой войны.
В 1961 году Бичем скончался, а возглавил оркестр Рудольф Кемпе, бывший при Бичеме ассистентом дирижёра. Последующими руководителями коллектива были Антал Дорати, Вальтер Веллер, Андре Превин, Владимир Ашкенази, Юрий Темирканов, Даниэл Гатти и – с 2009 года – Шарль Дютуа. Оркестром дирижировали и многие другие приглашённые выдающиеся музыканты. И, хотя у коллектива бывали и нелёгкие времена, связанные с финансами, организационными трудностями и т.п., он завоевал высокую международную репутацию как разнообразием своего репертуара, так и первоклассным уровнем исполнительства. Лондонский «дом» для оркестра – Кадогэн-Холл, идиллически расположенный в центральной части Лондона.. Оркестр регулярно выступает и в Королевском Алберт-Холле.
Интенсивная концертная деятельность оркестра в Великобритании чередуется с гастрольными выступлениями за рубежом. За последние 5 лет коллектив побывал в Японии, Египте, России, Испании, Италии, Германии, Азербайджане и Китае. С оркестром выступают солисты мирового класса, такие, как, например, Лиза Батиашвили, Пинхас Цукерман, Юджа Ванг, Жан-Ив Тибоде, Джулия Фишер и др.
Итак, вернёмся к концерту в Зеллербах-Холле. Он начался с исполнения «Танцев из Галанты» венгерского композитора Золтана Кодай. Галанта – это деревня в северо-западной Венгрии, в которой Кодай провёл семь лет своего безмятежного детства. Пятнадцатиминутная симфоническая сюита представляет собой чередующиеся медленные и быстрые танцевальные эпизоды, в основе которых – цыганские напевы центральной Европы. Они полны солнечного света и непосредственности.
Во втором отделении была исполнена Первая симфония Брамса. По утверждению автора, он посвятил сочинению этого произведения 21 год; премьера состоялась в 1876 году. Очень требовательный к себе, Брамс считал поначалу, что Бетховен уже использовал все потенциальные возможности симфонического творчества. «Вы не представляете себе, насколько я ощущаю позади себя тяжёлую поступь такого гиганта, как Бетховен». Однако симфония удалась, и её последующие успех и популярность стали вполне заслуженными. Медленная мелодия, начинающая первую часть, постепенно набирает энергию и тематически обогащается. Реакция оркестра на все посылы дирижёра идеальна, что в значительной мере обусловлено и красноречивостью каждого жеста маэстро.
Очаровательна медленная вторая часть симфонии, меланхолическая песня, которую начали скрипки и продолжили духовые инструменты. Главную роль в непродолжительной грациозной третьей части играют деревянные духовые инструменты с их несколько матовым звучанием. Очень интересна продолжительная четвёртая часть, прихотливая и непредсказуемая. Несколько раз начинающаяся тема скрипок прерывается возбуждёнными «пиццикатными» (когда звук создаётся не с помощью смычка, а щипками струн) пассажами. После смены темпа возникает мелодия, напоминающая финал бетховенской Девятой симфонии. Финал Первой симфонии полон блеска и величия.
И подлинным украшением программы стало исполнение Второго фортепианного концерта Листа французским пианистом Жан-Ивом Тибоде в сопровождении оркестра. Ференц Лист, гениальный романтик в искусстве и в жизни, блестящий пианист-новатор и дирижёр, композитор и меценат, грешник и духовное лицо, живая легенда, создавал выдающиеся, эпохальные произведения, но иногда – и «мимолётные» вещицы. Его фортепианные концерты, поражающие своей мелодической красотой, стройной структурой и изобретательностью, – воплощение музыкального романтизма. Трудно найти лучшую команду для исполнения Второго фортепианного концерта Листа, чем тандем – романтик Жан-Ив Тибоде, который ещё и признанный специалист в музыкальном импрессионизме, и Шарль Дютуа (с его оркестром).
Концерт состоит из шести частей, тематически и эмоционально очень различных, возбуждающих воображение слушателя и допускающих далеко не однозначные интерпретации. Элегическое вступление сменяется фейерверком звуков, вслед за которым несмело звучат пробуждающиеся грёзы, а затем – бравурная, жизнеутверждающая часть, переходящая в скерцо, и вскоре – маршеобразный эпизод, приводящий к начальной теме. Ослепительная виртуозная концовка завершает концерт. Овация стала предсказуемой реакцией зала. Слушать Тибоде –огромное наслаждение. Необыкновенно красивый звук со всеми его градациями; тонкая, изысканная фразировка; совершенная прозрачность исполнения, возможная только при безукоризненном владении техникой педали; равновеликие горошины пассажей (хоть измеряй их электронными инструментами); а главное – поистине поэтичное, вдохновенное исполнение Мастера.
В одной из прошлогодних статей мне уже довелось рассказывать о прекрасном дирижёре Шарле Дютуа, но ещё не приходилось говорить о Тибоде. Он родился в Лионе (Франция) в 1961 году. Отец, француз, – дипломат и профессор университета, а также скрипач-любитель. Мать, немка, – тоже университетский профессор и успешная пианистка. Она стала первым учителем Жан-Ива по фортепиано. В девятилетнем возрасте он исполнил сложный Концерт соль мажор Равеля в сопровождении местного оркестра, а в двенадцатилетнем – закончил Лионскую консерваторию с золотой медалью. Однако Жан-Ив продолжал учёбу, теперь уже в Парижской консерватории. Среди его учителей была Люсет Декав, которая училась у Форе и Равеля.
Тибоде стал победителем фортепианных конкурсов Виотти и Бузони в Италии, а также конкурса Роберта Казадезюса в Кливленде. Занял первые места ещё в нескольких конкурсах. Его старшая сестра владеет семью языками, тогда как он говорит «всего лишь» на четырёх, что позволяет ему читать многие выдающиеся произведения в подлиннике. Чтение – одна из его главных привязанностей. Увлекается он также джазом и камерной музыкой и с удовольствием выступает с прославленными музыкантами, такими, как скрипачи Джошуа Белл и Джулия Фишер, виолончелист Даниел Мюллер-Шотт, альтист Юрий Башмет и др. Ещё одно из его увлечений – аккомпанировать выдающимся певцам. Запомнились концерты Ангелики Кирхшлагер, Чечилии Бартоли, Рене Флеминг и др., где Жан-Ив выступал в качестве аккомпаниатора. К сожалению, мы можем судить об этих концертах только по записям. Они великолепны. Аккомпанировал он однажды и на совместном концерте Бородиной и Хворостовского.
Много выступает с сольными программами, с различными струнными ансамблями и оркестрами. Записал свыше 40 СD. Последние годы живёт в Лос-Анджелесе и принимает активное участие в создании музыкального сопровождения ко многим фильмам, выпущенным Голливудом. Ещё одна сторона жизни Тибоде – его активная благотворительная деятельность, но эта история требует отдельного рассказа. Он много раз успешно выступал в Сан-Франциско как в сольных концертах, так и в симфонических.
Вспоминаю его сольную программу, посвящённую Дебюсси. Как обычно у Тибоде, исполнение было изящным и поэтичным. Но меня тогда поразила ещё и «многоцветность» его игры. Так же восприняли эту программу и многие другие слушатели. Это, по-видимому, подтверждает факт «разноцветности» звуковой палитры пианиста. Последний раз он исполнил программу, целиком посвящённую творчеству французского композитора Эрика Сати. Было это достаточно давно. После этого концерта он дважды выступал в Бёркли, но вот в апреле, наконец, состоится его сольный концерт в Дэвис-Холле.
Тибоде моложав, подтянут и элегантен.. Его концертные костюмы всегда очень красивы и оригинальны. И неудивительно: они, как правило, выполнены знаменитой лондонской модельершей Вивьен Вествуд. Тибоде присуща и некоторая экстравагантность. Например, лет 10 он выходил на сцену в красных носках, заметив, что это производит впечатление на публику. Утверждает, что фрак и белая бабочка за двести лет успели достаточно надоесть, и появилась потребность изменить стиль сценической одежды. По утверждению пианиста, последний его концерт в красных носках состоялся в 2000 году в Сан-Франциско. Тибоде не скрывает того, что он гей. Его постоянный партнёр хорошо разбирается в музыке, и Жан-Ив очень прислушивается к его замечаниям. Друг сопровождает музыканта на всех выступлениях и приёмах. Если приглашающая сторона не посылает приглашение партнёру, Жан-Ив отказывается выступать.
Жан-Ив Тибоде удостоен почётных званий и наград Франции и Италии, получил премию «Грэмми» за запись Равеля. The Hollywood Bowl включил Тибоде в Зал Славы за выдающиеся достижения в музыке.
Х.АНАТОЛЬЕВ
Сан-Франциско