США готовятся к приему Ассанжа
В прошлую пятницу утром в Федеральный суд Восточного округа Вирджинии в Александрии был доставлен из тюрьмы на процедуру первоначального оформления 29-летний Сейту Сулайман Кокайи. На прошлой неделе ему были официально предъявлены обвинения в вовлечении 15-летней девушки в половую связь и обмене с нею по электронной почте скабрезными изображениями.
Кроме того, в судебных документах отмечается, что обвиняемый «проявлял значительный интерес к терактам» и что его тесть был осужден за терроризм. В пятницу Кокайи не признал себя виновным и был отправлен обратно в тюрьму дожидаться суда.
Его дело не привлекало особого внимания, пока им не заинтересовался Шеймус Хьюз, замдиректора Программы по экстремизму при столичном Университете им. Джорджа Вашингтона. Хьюз по долгу службы штудирует дела, имеющие касательство к терроризму, и наткнулся в деле Кокайи на документ, который был датирован 22 августа и относился вовсе не к Кокайи, а к основателю WikiLeaks Джулиану Ассанжу.
Хьюз сообщил об этом в прошлый четверг в твиттере как о курьезе, и так о прокурорском промахе узнала пресса.
Прокуроры, ведущие дело Ассанжа, по ошибке вставили касающийся его документ в ходатайство, которое они направили судье по делу Кокайи.
Хотя в последние годы правила секретности в судах США заметно ужесточились, усложнив работу судебных журналистов, проколы периодически все же случаются, и вот перед нами один из них.
Документ, случайно оказавшийся в открытом доступе под именем Кокайи, содержит ходатайство прокуроров о том, чтобы суд засекретил обвинительные документы по Ассанжу. Это значит, что основатель WikiLeaks официально привлечен в США к суду, хотя неясно, когда это произошло и что ему конкретно инкриминируют.
Прокуроры Восточного округа Вирджинии точили на Ассанжа зуб давно, собираясь привлечь его за преступный сговор с целью хищения государственной собственности или за нарушение Закона о шпионаже.
Однако в правление Барака Обамы Минюст США заключил, что судебное преследование WikiLeaks за незаконное оглашение секретных документов будет аналогично преследованию СМИ за их публикацию, которое в США обычно не практикуется. Американские власти предпочитают судить чиновников, которые слили гостайну в прессу, а не публикаторов.
После прихода к власти Дональда Трампа назначенный им министр юстиции Джефф Сешнс взял более непримиримый курс по отношению к утечкам секретной информации, и прокуроры снова начали изучать перспективы привлечения Ассанжа к суду в США. Между тем американские власти неизменно отказывались сообщить, возбуждено ли секретное дело против Ассанжа.
Основатель WikiLeaks живо интересует спецпрокурора Роберта Мюллера, который расследует версию о предполагаемом сговоре трампистов с Россией и изучает вопрос о причастности Ассанжа к публикации электронной переписки Национального комитета Демократической партии США и Джона Подесты, бывшего главы избирательного штаба Хиллари Клинтон.
Власти США утверждают, что переписка была похищена российскими спецслужбами и опубликована ими через WikiLeaks. Опросы показывают, что в последнее время Ассанж упал во мнении американцев.
Люди Мюллера расследуют сношения между WikiLeaks и сторонниками Трампа, прежде всего политтехнологом Роджером Стоуном и конспирологом Джеромом Корси.
Оба они уверяют, что Мюллер вот-вот привлечет их к суду.
Даже если Ассанж покинет эквадорское посольство в Лондоне, где он отсиживается с 2012 года, и будет арестован британскими властями, он скорее всего будет бороться в местных судах против экстрадиции в США.
Эквадорский президент Ленин Морено, избранный в прошлом году, относится к Ассанжу гораздо более прохладно, чем его предшественник, называет его «камешком в нашем ботинке» и заявляет, что тот не может находиться в посольстве бесконечно.
В Минюсте США считают, что если предать гласности обвинения против Ассанжа, это может послужить толчком к его изгнанию из эквадорской юрисдикции.
Американские правозащитники готовятся отстаивать Ассанжа в случае его появления в США. Бин Уизнер из Американского союза гражданских свобод заявил, что привлечение Ассанжа к суду «будет беспрецедентным и неконституционным и создаст предпосылки для уголовного преследования других СМИ».
«Более того, – продолжал Уизнер, – привлечение иностранного публикатора за нарушение законов США о секретности создаст особенно опасный прецедент для американских журналистов, которые регулярно нарушают иностранные законы о секретности для того, чтобы сообщать информацию, имеющую жизненно важный общественный интерес».
Владимир КОЗЛОВСКИЙ