«Онегин» в Сан-Франциско

Share this post

«Онегин» в Сан-Франциско

Чайковскому не везло на оперной сцене Сан-Франциско. Две постановки «Евгения Онегина» в течение последних 15 лет, и обе – провальные: не те дирижёры, не те режиссёры, не те солисты и даже не те дизайнеры. Татьяна не попадает в ноты, один из Ленских, оставаясь без сопровождения оркестра, попадает в ноты, но только на два с половиной […]

Share This Article

Чайковскому не везло на оперной сцене Сан-Франциско. Две постановки «Евгения Онегина» в течение последних 15 лет, и обе – провальные: не те дирижёры, не те режиссёры, не те солисты и даже не те дизайнеры. Татьяна не попадает в ноты, один из Ленских, оставаясь без сопровождения оркестра, попадает в ноты, но только на два с половиной тона ниже требуемых, Онегин не понимает, о чём поёт, декорации – тысячелетней давности, даже если они созданы только вчера, и пресловутый «малиновый берет» оказывался зелёным, а может,  и жёлтым – сейчас уже не помню. Во второй постановке  вся сцена перед домом Лариных была увешана  сохнущими простынями (спасибо, что не во внутренних покоях и не нижним бельём). Театр признал первую из этих постановок худшим спектаклем сезона.

Правда, приобретя некоторый опыт работы с Чайковским, театр поставил затем «Пиковую даму», которая стала, по моему мнению, худшей постановкой за последние двадцать лет. Но зато постановка «Евгения Онегина» в Бёркли стала худшей среди всех, начиная с сотворения мира. Такого надругательства над Чайковским мир ещё не видывал. Единственным нормальным исполнителем там был ныне покойный Сергей Задворный в роли князя Гремина.

Года два с половиной назад я побывал в Бёркли, где в Зеллербах-Холле шёл балет «Егений Онегин». Ленский принадлежал одной банде исполнителей, Онегин – другой, враждебной первой. Они курили, поигрывали ножиками и по любому поводу выхватывали их  из-за поясов, голенищ или из карманов. На дне рождения Татьяны обстановка накалилась, началась поножовщина, и Онегин ножичком пырнул Ленского. Тут Ленскому и каюк! Замочил, стало быть, Онегин Ленского.  И из-за чего-то сыр-бор разгорелся? А всё из-за того же: из-за бабы! Что было дальше, не упомнил: видать, с перепугу память отшибло.  Какая же труппа создала этот сценический шедевр? Ни за что не угадаете. Это была постановка  Балета Эйфмана. А ведь когда-то эта труппа считалась прогрессивной, талантливой и умной!

Когда  в планах нового сезона Сан-Францисского Балета я увидел балет «Онегин», всё внутри похолодело. Но мой испуг оказался преждевременным: это была совсем иная постановка, которая оказалась и талантливой, и умной. А создал это произведение один из лучших балетмейстеров ХХ века, Джон  Кранко. Зрители старшего поколения, скорее всего, не знали этого имени: железный занавес исправно выполнял свои функции. Кранко родился в Южной Африке в 1927 году, в Англии овладел профессиями классического танцовщика и хореографа, первый свой балет, «История солдата» на музыку Стравинского, поставил в совсем юном возрасте. Двенадцать последних лет своей жизни  жил и работал в Штутгарте, где открыл свою балетную школу, на основе которой была создана балетная труппа, ставшая одной из лучших трупп мира.

Джон Кранко
Джон Кранко

Работал Кранко с беспримерным увлечением и упорством, создав около 80 балетов и балетных номеров. В 1973 году, возвращаясь вместе с труппой в Штутгарт после триумфального успеха в Америке, он скончался в самолёте от инфаркта, на глазах у своей труппы, в расцвете таланта.  А было ему всего 45 лет. Главным его достижением стало создание четырёх сюжетных балетов: «Ромео и Джульетта»  С.Прокофьева, «Онегин» на музыку П.Чайковского (но там не было ни одной музыкальной фразы из оперы «Евгений Онегин»), «Укрощение строптивой» (Х.Штольц-А.Скарлатти» и «Кармен» (Ж. Бизе). «Онегина» он создал в 1965 году.

В качестве музыкальной основы балета Кранко использовал оркестровые версии «Времён года» Чайковского, фрагменты из оперы «Черевички», симфонической фантазии «Франческа да Римини» и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта». Как пишет исследователь творчества Джона Кранко, Марина Кацева, «в его спектакле нет ни одной лишней детали. Всё работает на замысел, всё связано в один узел, расплетать который и значит пройти за автором проделанный им путь». Для руководства Сан-Францисского Балета и труппы постановка «Онегина» стала исполнением  их давнишней мечты.

Постановка перенесена на калифорнийскую землю признанными специалистами  «по Кранко», Рейдом Андерсоном и Джейн Боурне. Им помогали пять репетиторов,  в спектаклях принимали участие три четверти труппы плюс практиканты и студенты Хореографического училища.. Декорации и костюмы создавались под руководством Санто Локвасто. Постановка потребовала от участников спектаклей не только технически совершенного танца, но и  серьёзной психологической проработки создаваемых образов. Для участия в «Онегине» театр подготовил четыре состава ведущих солистов.

Ещё до начала репетиций участники спектаклей бросились читать российскую святыню, пушкинского «Евгения Онегина», кто в переводах, а кто – на русском, включая тех, кто знал наизусть отрывки и даже главы из романа. Многих из них волновал вопрос, возможно ли передать в танце сцену письма Татьяны, сцену дуэли и т.п. Однако история жизни этого балета на сценах мира  вселяла надежду на успешное преодоление всех трудностей.

Я побывал на премьере этого произведения в нашем Театре Балета.

Сцена в саду у дома Лариных, госпожа Ларина (Марилен Олсон), её младшая дочь Ольга (Клара Блэнко) и няня (Эллен Роус Хаммел) предаются воспоминаниям о прошлом. Мимика, жесты и простые движения. Появляются молодой поэт Владимир Ленский (Геннадий Недвигин), обручённый с Ольгой, и  его друг из Санкт-Петербурга, Евгений Онегин (Витор Луиз), которому надоела великосветская суета и который ищет отдохновения в провинции. На Татьяну Ларину (Мария Кочеткова), начитавшуюся романтических историй, появление элегантного незнакомца, столь отличного от всех окружавших её людей, произвело неизгладимое впечатление,  она влюбилась в него с первого взгляда, тогда как Онегин  увидел в Татьяне лишь наивную провинциалку, слишком увлечённую романтическими сюжетами.

Татьяна – Мария Кочеткова, Онегин – Витор Луиз
Татьяна – Мария Кочеткова, Онегин – Витор Луиз

Как счастлив Ленский!  Он раскован, лёгок, каждое его движение совершенно и демонстрирует счастье и радость жизни. При виде Ольги он преображается, глаза его излучают любовь. Счастлива и Ольга. Клара Блэнко воздушна и в дуэтах с Недвигиным демонстрирует акробатику, которой могут позавидовать профессиональные акробаты. После её выступлений в «Онегине» она и другая исполнительница партии Ольги,  Дорес Андре, были переведены из кордебалета в солистки.

Кранко гениально решил сцену письма Татьяны. Татьяна лихорадочно пишет письмо-признание Онегину и в полудрёме её воображение рисует встречу с Онегиным, который возникает из полутьмы. Они оба счастливы, увлечены друг другом и преисполнены веры в прекрасное будущее. Их дуэт – один из самых волнующих эпизодов спектакля. Для осуществления этой сцены понадобилась дублёрша (воображаемая Татьяна ), роль которой исполнила Кэролин Уилсон.

День рождения Татьяны. Онегин тоже в числе приглашённых и находится в состоянии раздражения: скука, сплетни, да к тому же ещё и письмо девчонки с её полудетской любовью. Он находит место и время для встречи и объяснения с Татьяной. Она подавлена, а Онегин ещё более раздражён. Все эти события и эмоции демонстрируются с помощью сугубо балетных и чрезвычайно выразительных средств. В этой сцене впервые появляется князь Гремин. Раздражённый Онегин, желая досадить Ленскому, начинает флиртовать с Ольгой, а легкомысленная Ольга с удовольствием включается в эту игру.

И тут нужно отметить, как Недвигин провёл эту сцену. Ленский прибывает на бал в превосходном настроении: он любит и любим. Он не может понять, что происходит, и пытается разрядить обстановку, приглашая Ольгу на танец. Получив отказ, он мечется в отчаянии, а затем даёт пощёчины Онегину и вызывает его на дуэль. Попытки хозяев и гостей помирить бывших друзей безрезультатны. Все эти градации настроений сделаны очень тонко и чётко и вызвали  сопереживание и у меня, и у зала. Сцена дуэли достаточно мимоходна и невыразительна, Ленский погибает, но сомневаюсь, что можно было найти балетный и более выразительный вариант этой сцены.

Бал в Петербурге, где впервые после трагических событий встречаются Евгений и Татьяна, драматически не представлял особого труда для постановщиков, так как большинство событий  происходило на фоне танцев. Появляется князь Гремин с супругой, в которой Евгений узнаёт Татьяну. Онегин в смятении: он понял, какую ошибку совершил, отвергнув в прошлом любовь девушки. В последней сцене Татьяна читает письмо Онегина, в котором тот признаётся в любви к ней. Появляется и сам Онегин, происходит щемящее душу объяснение, в котором Татьяна признаётся в том, что продолжает любить Онегина, но настаивает, чтобы он навсегда оставил её в покое.

Татьяна – Мария Кочеткова
Татьяна – Мария Кочеткова

Я почти ничего не сказал об исполнении Кочетковой партии Татьяны, а между тем, это большая удача молодой балерины. Её блестящая техника позволяет ей быть необыкновенно естественной и выразительной во всех критических обстоятельствах жизни её героини. Знакомство с Онегиным; воображаемое ею признание в любви в сцене письма; её растерянность в сцене бала у Лариных; а каким взглядом она «одарила» Онегина после дуэли! Кочеткова не только подтвердила свой высокий класс балетного мастерства, но и  заявила о себе как замечательная драматическая актриса.

Прекрасным актёром показал себя и Геннадий Недвигин. Светловолосый, подтянутый молодой человек с аристократическими манерами, мягкий, обаятельный  и безукоризненно техничный… Можно подумать, что это с него писал Пушкин образ Ленского.

Технически прекрасно исполнил роль Онегина бразилец Витор Луиз. Он -единственный участник спектакля, который прежде в прошлом танцевал (в Рио-де- Жанейро) в балете «Онегин», причём исполнял уже обе партии, Ленского и Онегина. Опыт помог ему в создании образа Онегина. Хотелось бы всё же отметить, что его герой был, как мне показалось, менее аристократичным, чем хотелось бы.

Постановщики Рейд Андерсон и Джейн Боурне создали отличный спектакль, при этом решительно отстаивая авторские права Джона Кранко. Но за более чем 45 лет после кончины замечательного хореографа балетное искусство и, в особенности, мужской танец, претерпели значительные изменения, обогатившись новым опытом и новыми идеями. Представляется, что использование этих достижений могло бы существенно  улучшить сцены с участием кордебалета, и не только кордебалета…

Но сослагательное наклонение здесь вряд ли уместно.

«Онегин» стал замечательным подарком для нашей труппы и для публики к открытию балетного сезона

 

                                                                               Х.АНАТОЛЬЕВ

                                                                               Сан-Франциско

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »