«…И жизнь, и слезы, и любовь…»

Share this post

«…И жизнь, и слезы, и любовь…»

У меня в руках – очередной выпуск калифорнийского (Пало-Алто) «Альманаха Поэзии». В обращении редакции к читателям читаю:

Share This Article

image001_11«Пожалуй, вы согласитесь, что годы существования поэтического издания, а перед вами 24-й (!) ежегодник, – это целая жизнь, наполненная любовью к поэзии. Невольно задумываешься, почему поэтическая форма передачи мыслей, эмоций, настроений так привлекает людей. Не потому ли, что стихи помогают выскользнуть из повседневной жизни с ее суетой и заботами туда, где нет времени, где мгновение остановлено, независимо от того, прекрасно оно или нет? А может, напротив, стимулом, рождающим стих, служит желание вмешаться в эту самую повседневность, эпатировать или взбудоражить ее?

Жизнь многолика. Все зависит от того, в каком ракурсе мы находимся с той или иной ее гранью. Ракурс меняется. Так мы узнаем, что такое эта «наша жизнь», и так рождается стих».

И действительно, стихи, представленные в «Альманахе», стихи людей разных поколений и разных мировоззрений, разных по темпераменту и таланту, с различным поэтическим опытом, подтверждают эту многоликость. Одна и та же тема у разных авторов неожиданно открывает читателю новые смыслы или обогащает его восприятие новыми оттенками. А темы – вечные: любовь, одиночество, ностальгия, поиски вдохновения и смысла жизни, ее полдень и закат. Собранные под одной обложкой, стихи неожиданно создают впечатление музыкального многоголосья, в котором каждый отдельный голос ведет свою самостоятельную мелодию. Не хочу разрушать эту музыку критическим анализом, ведь каждый из нас воспринимает ее по-своему. Я только позволю себе привести несколько цитат из этого многоголосья, и пусть, открыв «Альманах», читатель сам оценит и выберет стихотворение по душе и по настроению. Настроение меняется, и можно не раз возвращаться к сборнику и находить там новую поэтическую мелодию.

 

Неслышно цветок шелестит лепестками,

беспечное небо сияет над нами

и плещет на Землю заоблачный свет…

 

Под ним исчезают

печали, обиды,

разлуки тоска

и долгов толчея…

И только цветет,

невредим и невидим,

отважный цветок на холсте бытия.

Ирина Алексеева «Про любовь»

 

Ирина Скайлар сообщает, что вернулась к стихосложению после долгого перерыва, и радует читателя зрелым стихотворением:

 

За всё приходится платить:

За хлеб – рублем, за смех – слезами,

И за саму возможность жить

Под голубыми небесами.

 

За миг рожденья – жизнью всей,

Порою прозвищем – за имя…

И отчуждением друзей

За нежеланье встречи с ними…

 

И все-таки не жаль и кровь

Отдать в счет долга, что тревожит…

Платить любовью за любовь,

Чем бескорыстней, тем дороже.

 

Ирина Скайлар

 

Ответ на это слышится мне в стихотворении-наставлении мудрого отца-основателя «Альманаха»:

Не обязательно любовью – на любовь,

Бывает и ненужною награда.

Но равнодушьем отвечать не надо,

Не презирай, не смейся, не злословь.

 

Щадящим будь, великодушным будь.

И благодарным – ты же чудо видишь!

Но если ты любил когда-нибудь,

То сам того, кто любит, – не обидишь.

 

Илья Фридлиб

 

Мне хотелось подобрать стихи-цитаты для каждой обозначенной мною темы, но я вдруг поняла, что это все – снова о любви. Судите сами:

 

На улице моей

нет больше тополей…

 

Вгрызалась в них пила…

Не умысел, не рок:

засохли тополя –

всему приходит срок…

 

О, листьев терпкий дух,

знакомый с детских лет!

О, тополиный пух,

в листве игравший свет…

 

Живая дрожь листка…

Строй тополей, приснись!

Была душе близка

их царственная высь.

 

Я улицу мою

без них не узнаю.

 

Николай Сундеев «Без тополей»

 

Бунинские интонации слышатся мне в стихах коренного сибиряка Михаила Сальникова, наполненных тихим мелодичным звоном, запахами и красками осени:

 

Шепот ветра… Золото лесов,

Легкая дремотная прохлада,

Торжество синичьих голосов

В ветках засыпающего сада,

Шорох облетающей листвы,

Холод перламутровых рассветов,

В огородах дымные костры –

Верная осенняя примета…

За ручьем сосновые боры.

В них витает запах горьковатый

Грустной, но пленительной поры, –

С чуть приметным привкусом утраты.

 

Читательское внимание привлекут полные юмора стихи Иосифа Шапиро, а также современная интерпретация известных латинских выражений, остроумно сделанная Георгием Фрумкером.

В поэтическом многоголосье «Альманаха» ясно различима еще одна разновидность любви – к Слову и к родному языку.

 

Моя душа, как водопад, –

Срывается навстречу звуку…

 

признается поэтесса Елена Тэкс и раскрывает секреты своего творчества:

 

…А кто-то пробует со мной

Сыграть в игру и дарит слово…

Его ловлю я, и готова

За ним, как в омут – с головой.

 

А другая поэтесса осваивает новый, но, как оказывается, узнаваемый ею язык:

 

…Все сплелось. И усилий не делаю –

Расплетется, притрется само.

Вспоминает рука право-левое,

Ей присущее древле письмо.

Жду: прорвется и хлынет радостно

Как вода в пересохший арык,

Архаический и арахисовый,

Вязко льнущий к гортани язык.

 

Марина Симкина «Всё сплелось»

 

Но не всегда стихосложение – игра со словами. Бывает, как утверждал Поэт, что «строчки с кровью убивают». Об этом размышляют и авторы «Альманаха».

 

…Начинается с пьяного пира

И плетенья веночков из лоз,

А кончается драмой Шекспира,

Где актер погибает всерьез.

Начинается с пляски по кругу,

Возлияний на белой скале,

А кончается зимнею вьюгой

И свечой, что горит на столе.

 

Александр Городницкий «Поэзия»

 

Печальная самоирония – частая гостья в пронзительных стихах талантливого Мартина Мелодьева:

 

На задворках изящной словесности

Пребывая в изящной безвестности,

Никогда и не бывшему зычным, –

Так и кончится: русскоязычным.

Всё равно, за границею, нет ли.

Там, где свяжутся мертвые петли.

 

Или вот еще:

 

…От Нью-Йорка до Калифорнии,

колокольнями – облака.

Нота Бене, скажи: легко ли мне?..

на земле валять дурака.

 

Мартин Мелодьев

 

Жизненный и творческий опыт каждого пишущего человека уникален. И, как верно заметил профессор-славист из Стэнфордского университета Лазарь Флейшман, всегда есть люди, которые в поэзии находят интеллектуальный вызов. Среди авторов «Альманаха» это, на мой взгляд, кроме упомянутого Мартина Мелодьева, Александр Немировский, чей стих завораживает своеобразием ритма, непредсказуемыми сравнениями – прочитайте его «Сентябрь в Палмеле»! Я не хочу рвать это стихотворение цитатами, его надо читать целиком. К этому ряду я отношу и стихи молодого поэта Александра Романовского. Все трое абсолютно не похожи друг на друга, и это дает читателю возможность выбора своего фаворита.

Настраивает мысль читателя на серьезный лад тихая печаль стиха Анатолия Аврутина:

 

Шагаю…Безумно устали ноги

За тысячи верст пути.

Шагаю…Но даже в конце дороги

Не знаю, куда идти.

……………………………………..

Когда же, с дороги свернув в аллею,

Сползу, ухватясь за ствол,

Обмякну… И вряд ли уже успею

Подумать, куда я шел…

 

Анатолий Аврутин

Всплеск трагической музыки – это стихи, посвященные Саше Зевелеву. Они вторгаются в наше многоголосье и заглушают общий хор. Поэт, бард, светлый человек, чьи стихи много лет были украшением «Альманаха», радовали его читателей и слушателей, внимавших им на презентациях и на полянах у костров, заставляли сопереживать, грустить и смеяться – он безвременно ушел из жизни.

 

С. Зевелеву

Когда уходит поэт,

По-другому звучат его строчки.

В них слышится мелодия точки,

Даже если ее там нет.

 

Неважно, что это: глупость,

отказ здоровья,

Петля ли, рука с пистолетом…

Слова, оттененные кровью,

Падают, не промахиваясь при этом.

 

Нам, оставшимся, теперь грустить

Строфами, утыканными по перышки.

Надеяться, что успел простить.

Читать и перечитывать,

что уж там еще?..

 

Александр Немировский

 

Моему другу

A.Z.

…Мы встретились очень рано.

Гуляли вдоль океана.

За кофе в любимой «Башне»

Ты стих мне читал вчерашний –

Талантливый и искусный,

Чуть-чуть философски-грустный,

С лукавинкой очень милой.

Я помню и запах ила,

И пены густые клочья.

Мир выглядел очень прочным.

Надежным, как эти скалы.

А в среду тебя не стало…

 

Римма Гольдман

 

В этом печальном ряду есть еще одно стихотворение, посвященное художнику, много лет дружившему с поэтами «Альманаха» и ушедшему в 2017-м.

 

На смерть художника

П. Тайберу

Засохли краски.

Вывезли холсты.

В передней толпы.

У сказки

Наступил конец. Листы

Перевернулись. Том захлопнут.

Перемолчать. Слова сейчас пусты.

 

Наступит день. Рванутся чайки клином.

За океаны. И пойдет молва.

Пожать бы руку. Встретиться в гостиной.

И, наплевав

На запрещения врачей,

Кутить. Опущены с повинной

Глаза. Мир продолжается. Теперь уже ничей.

 

Александр Немировский

 

Хочу закончить этот далеко не полный обзор на светлой ноте – стихотворением, написанным во время совпадения первого дня Хануки и Дня благодарения. В нем мне слышится Благодарность за чудо Встречи, за счастье любви и дружбы, за радость, которую дарит вдохновение.

 

А мне вот это совпаденье –

открывшееся вновь прозренье

к Благодаренью.

 

Я воспеваю Благодарность

К свече,

что нам свою янтарность

Дарит,

как подтвержденье Чуда,

 

И я беречь, конечно, буду

Привычки эти и законы,

 

И шамесу-свече

поклоны

Через себя я пропускаю,

Свечой горю

и сердцем таю,

И –

в Благодарность улетаю…

 

Лина Соминская

Людмила ЛУКОМСКАЯ

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »