Серьезный удар по американскому правосудию.
В понедельник 9 апреля агенты ФБР провели обширный обыск в доме, офисе и гостиничном номера Майкла Коэна, давнего личного адвоката Дональда Трампа. Коэн снимает этот гостиничный номер для деловых встреч. Агенты ФБР изъяли компьютерные, телефонные и персональные материалы Коэна, в том числе налоговые декларации и его переписку с Трампом. По сообщению ABC News, против Коэна выдвигаются обвинения в мошенничестве при проведении банковских операций и при использовании средств коммуникаций. Кроме этого, агенты ФБР искали информацию, касающуюся передачи денег Сторми Дэниелс. Все обвинительные материалы были собраны командой специального прокурора Роберта Мюллера и переданы федеральному прокурору США по Южному округу Нью-Йорка, который и выписал ордер на обыск и изъятие документов Коэна.
В конце избирательной кампании 2016 г. Дэниелс обвинила Трампа в том, что он в 2006 г. принудил её иметь с ним секс. Чтобы не ввязываться в обсуждение этого обвинения накануне голосования, Коэн заплатил Дэниелс $130 тыс. в обмен на её молчание. Коэн утверждает, что он сделал это как “личное одолжение для своего друга и клиента, г-на Трампа”, который ничего не знал об этой сделке. Передача денег Дэниелс может рассматриваться как вклад в избирательную кампанию Трампа. Сумма этого вклада значительно превышает разрешённый максимум. А это уже нарушение закона о финансировании избирательной кампании. Если бы Трамп знал об этой сделке, то её можно было бы квалифицировать как преступный заговор. На сегодня это лишь недоказанные предположения.
Материалы, собранные командой Мюллера и переданные федеральному прокурору Нью-Йорка, не имеют никакого отношения к расследованию вмешательства России в избирательную кампанию 2016 г., которое ведёт Мюллер. Сбор этих материалов выходил за рамки полномочий Мюллера. Разрешение на эту работу дал заместитель Генерального прокурора США Род Розенштейн, который назначил Мюллера специальным прокурором.
В США существует закон, охраняющий привилегированные отношения адвоката с клиентом. Он называется “привилегия адвокат-клиент”. Обычно клиент доверительно рассказывает адвокату все детали своего дела. Адвокат не имеет права сообщать кому-либо о содержании этих бесед. Однако, если клиент намеревается совершить преступление или уже совершил его и просит адвоката помочь ему скрыть это, то этот закон не действует. Роберт Вейсберг, профессор права Стэндфордского университета и со-директор Центра уголовного правосудия при этом университете, пояснил в телефонном разговоре с The Post, что следователи могут обойти закон “привилегия адвокат-клиент”, если у них будут материалы, указывающие на возможное мошенничество адвоката при проведении дела своего клиента.
По мнению Алана Дершовица, профессора права Гарвардского университета, кстати, либерала, рейд агентов ФБР на офисы Коэна – это нападение на привилегированные отношения между адвокатом и клиентом. Личный адвокат Дональда Трампа знает о нём всё. Дершовиц сказал: “Я (как адвокат – Г.Г.) говорю клиентам, что даю им честное слово, что всё, что они говорят мне, священно… Теперь они (ФБР – Г.Г.) говорят, что у них есть вероятные причины и поэтому они могут ворваться в офис, захватить все компьютеры, а затем передать их другому агенту ФБР и сказать ему: «Мы хотим, чтобы вы прочитали все эти конфиденциальные сообщения и рассказали нам, какие из них мы можем использовать, а какие нам не нужны”.
Конфиденциальность отношений адвоката с клиентом защищены IV и VI Поправками Конституции США. Если адвокат не нарушает условий “привилегий адвокат- клиент”, то правительственные чиновники не могут вторгаться в эти отношения. V Поправка говорит о том, что материал, полученный в нарушении IV и VI Поправок, не может использоваться для обвинения подследственного. Сам факт того, что правительственные чиновники читают привилегированные материалы, есть нарушение закона.
По мнению Дершовица, такое нарушение аналогично тайной записи доверительного разговора прихожанина со священником или разговора о проблемах половой жизни пациента с врачом. Правительство не имеет права на знакомство с такими материалами. То, что произошло 9 апреля, показало, что конфиденциальные привилегированные материалы, касающиеся отношений адвоката и клиента, прихожанина и священника, врача и пациента, могут быть изъяты правительственными чиновниками по решению прокурора, который даже и не пытается объяснить своё решение. Поэтому Дершовиц считает, что рейд 9 апреля наносит серьёзный вред американскому правосудию.
Существует лишь одно условие, оправдывающее необходимость этого рейда – невозможность получения искомых материалов из других источников. Но изъятые во время рейда банковские материалы и налоговые декларации могут быть легко получены по решению судьи или прокурора из банков и IRS, т.е из других источников. Поэтому законное обоснование решения для совершения рейда сомнительно.
Когда Хиллари Клинтон была Государственным секретарём в администрации Обамы, она постоянно использовала свой домашний компьютер в служебных целях. Это государственное преступление. Поэтому ФБР начало расследование этих противозаконных действий. Тогда Клинтон удалила со своего компьютера более 33,000 документов. Клинтон утверждала, они не содержали государственной информации, а были перепиской с дочерью и друзьями. Более того Шерил Миллс, личный адвокат Хиллари Клинтон и глава её штаба, сообщила ФБР, какие материалы домашнего компьютера федеральные агенты могут рассматривать. Кроме этого Миллс вместе с Хумой Абейдин, одной из главных советников Клинтон, разбили молотком и свои компьютеры, чтобы уничтожить всю переписку с Хиллари.
ФБР сделало вид, что ничего серьёзного не произошло, и не призвало к ответу ни Миллс, ни Абейдин. Более того Миллс, ссылаясь на то, что она личный адвокат Хиллари Клинтон, потребовала остановить расследование против своего клиента, поскольку оно попадает под привилегированные отношения адвоката и клиента. Но Миллс проходила в этом расследовании как свидетель и не имела права быть адвокатом Клинтон. И тем не менее Министерство юстиции согласилось с требованием Миллс и прекратило расследование относительно Клинтон. Двойные стандарты налицо. Но никто из левых этого не замечает.
Может ли Трамп уволить специального прокурора? Согласно федеральным правилам, “специальный прокурор может быть наказан или отстранён от должности только персональными действиями Генерального прокурора”. Мюллер был назначен заместителем Генерального прокурора Родом Розенштейном. Поэтому он и может уволить специального прокурора. Президент США может попросить Розенштейна уволить Мюллера. Если Розенштейн не выполнит эту просьбу президента, то Трамп может его уволить. Если Розенштейн сам уйдёт в отставку, то президент может назначить на эту освободившуюся должность любого федерального чиновника своей администрации, утверждённого ранее Сенатом. Не ясно, может ли президент назначить вместо Розенштейна кого-либо в случае увольнения последнего.
Расследование Мюллера о вмешательстве России в избирательную кампанию 2016 г. и о возможных связях Трампа с Россией ведётся более 18 месяцев. Ни одного доказательства о вмешательстве России и её связей с Трампом так и не обнаружено.
Министерство юстиции не потребовало от Мюллера отчитаться о проделанной работе. В этом прямая вина Генерального прокурора Джеффа Сешенса. Он устранился от расследования вмешательства России и позволил своему заместителю назначить спецпрокурора. Кстати, Розенштейн и Мюллер старые друзья.
В своём стремлении отстранить президента Трампа от занимаемой должности его противники взяли на вооружение принцип – цель оправдывает средства. Противники Трампа требуют от Мюллера получить хоть какой-то материал, компрометирующий президента, даже если для этого придётся нарушить закон.
Многие республиканские законодатели, как и их коллеги демократы ненавидят Трампа. Поэтому республиканский Конгресс не потребовал от Мюллера отчёта и не встал на защиту Конституции США, нарушением которой стал рейд 9 апреля. Более того, недавно двухпартийная группа из четырёх сенаторов внесла законопроект, защищающий Мюллера от увольнения.
Ньют Гингрич, бывший спикер Палаты представителей, выступая 12 апреля на Fox News, обвинил Розенштейна в том, что он “не делает свою работу” и не контролирует деятельность Мюллера. Гингрич сказал также: “Всё это абсурд. ФБР сломало в три часа ночи дверь у Пола Манифорта и подняло с постели его и его жену. У Коэна дверь была снята с петель в шесть утра…Это не верховенство закона, когда они вламываются в три часа ночи и вы сталкиваетесь с вооружёнными людьми… Это Сталин. Это гестапо в Германии. Американское ФБР не должно быть таким”.
Материалы, которые искали федеральные агенты в доме и офисах Коэна, не имеют непосредственного отношения к расследованию вмешательства России в ход выборов 2016 г. Рейд агентов ФБР и его поддержка в Конгрессе США – сильный удар по правовой системе нашей страны.
Если демократы выиграют на выборах 2018 г. и захватят Конгресс, то наша страна погрязнет в беззаконии левых.
Григорий ГУРЕВИЧ