Игра в правительство
На прошлой неделе, в пятницу, в секторе Газа состоялся «марш возвращения», которым ХАМАС открыл подготовку к Дню катастрофы (Накба), отмечаемому ежегодно 15 мая.
Давно замечено, что палестинские арабы, в наивной надежде вызвать к себе симпатии не только международного политического истеблишмента, но и всех, как говорится, людей доброй воли, во многом подражают евреям. Можно понять, что провозглашение Израиля 14 мая 1948 года стало для них катастрофой. Но этот акт стал возможным только после победы над арабами в войне, которую они же и начали на основании сделанного их лидерами выбора – непризнания постановления ООН о разделе Палестины. И подвергать бичующей критике арабы должны не Бальфура и деятелей ишува, а политическую верхушку арабского мира того времени. Но – что имеем, то имеем. С 30 марта по 15 мая ХАМАС обещает на границе с Израилем ненасильственные, как утверждается, действия, хотя уже в первый день были и попытки прорыва границы, и подрывы фугасов.
В прошлом номере газеты я вскользь упомянул так называемую сатьяграху, тактику ненасильственного сопротивления, использованную Мохандасом Ганди против британской администрации. Кто-то может подумать, что нынешние выступления на границе Газы можно назвать именно этим термином. Но это не так. Даже в том случае, если ХАМАС откажется от метания камней и сжигания покрышек, его действия несопоставимы с практикой сатьяграхи.
Давайте попытаемся выяснить, почему.
Начать надо, наверное, с вождей. Личности руководителей ХАМАСа достаточно хорошо известны. Не будем здесь зачитывать их биографии, это всякий может сделать самостоятельно. И после этого, я думаю, всякий же согласится, что среди них нет ни одного человека, который мог бы сказать так, как Ганди: «Пусть погибнут сотни таких, как я, но восторжествует истина». Конечно, вожди ХАМАСа тоже гибнут и становятся после этого «мучениками», но они вовсе не стремятся к достижению этого статуса, посылая на смерть других. Ганди же приходилось объявлять смертельную голодовку в качестве последнего аргумента, когда уже никакие его доводы не доходили до сознания людей.
То, что арабы называют мирным протестом, на самом деле таковым не является. Камнем можно убить так же, как и пулей.
Действительно, в последнее время получили распространение теракты без использования огнестрельного оружия. Убивают ножами. Давят автомобилями. Этим достигается обман мирового общественного мнения. И европейцы, запершись в своих квартирах, чтобы не ворвались «понаехавшие», рассуждают о том, что если их местные «гости с юга» радикализуются и хватаются за нож по непонятной причине, то палестинские арабы радикализуются от безысходности.
Отдельно упомянем, что в любых «мирных» актах сопротивления участвуют члены ХАМАСа, которые при этом выполняют свои задачи.
Мирное, ненасильственное сопротивление, как его понимал Ганди, включает в себя ахимсу – образ действий, в котором главным является ненанесение вреда. Вне контекста восточных духовных школ он, по-видимому, недостижим, поэтому нет смысла требовать его от арабской молодежи. Но вот следующее, что Ганди считал необходимым при ненасильственном сопротивлении, недурно было попробовать арабам хотя бы в качестве подготовки к жизни в своем собственном государстве. «Чтобы стать способным к проведению на практике гражданского неповиновения, человек должен прежде всего пройти школу добровольного и почтительного повиновения законам страны», так как: «Только человек, неукоснительно выполняющий законы общества, в состоянии судить, какие из них хороши и справедливы, а какие дурны и несправедливы».
Но не только идейные особенности отличают действия индийцев под руководством Ганди от действий палестинских арабов. Первые жили пусть и под колониальным правлением, но в государстве, где даже производство народных индийских товаров было достаточно развито. Вторые – в образовании, где традиционные занятия не только остановились в 1948 году, но и пришли с тех пор в упадок, а современная экономика, на которую мировое сообщество десятилетиями тратит астрономические суммы, так и не создана. Поэтому даже копировать программу несотрудничества, предложенную Ганди, арабы не могут.
Программа состояла из двух частей. В первой, негативной, предлагалось минимизировать контакты с англичанами – исключить деловые отношения, учебу в правительственных школах, бойкотировать английские продукты и товары.
Вторая часть, позитивная, предполагала развитие национальной промышленности.
Предлагаю читателям поразмышлять над тем, смогли бы палестинские арабы хотя бы задуматься о подобной программе.
Но и у Ганди дело шло не гладко. Один инцидент заставил его даже на время остановить кампанию. Это произошло, когда в одном из селений местные жители сжигали купленные ими ранее английские ткани. Полиция жестко разогнала их, за что полицейский участок был подожжен, и погибли люди. Ганди пришел к выводу, что в отсутствие конструктивной программы поддерживать революционные действия народа означает вести страну к грандиозным беспорядкам.
Арабы и в Газе под правлением ХАМАСа, и в Иудее и Самарии под властью Аббаса неустанно педалируют мотив «палестинского государства». Ганди же считал, что сатьяграха не есть средство достижения политической независимости. Она должна лишь помочь построить новую Индию. Но и в наше время мысль о том, что политическая независимость страны автоматически решает все проблемы, возбуждает умы. Не накормить арабов, не создать рабочие места и действующую экономику стремятся в Рамалле, а получить для автономии статус государства, вступить во все возможные международные организации – и так далее, и тому подобное.
После того как Ганди, ужаснувшись насилию, остановил кампанию неповиновения, он и объявил голодовку. В знак раскаяния за то, что призвал незрелых людей к активным политическим действиям.
Можно ли в самых смелых мечтах ожидать подобного от арабских вождей? Нет. Они посылают на прорыв границы тысячи молодых людей, которых им не жаль. Ведь они оказались лишними в их «государстве». Они не умеют работать, они не учатся. Окажись они в «свободной Палестине», они не будут знать, как и зачем жить.
Рассуждая о «непропорциональном применении силы» против участников беспорядков на границе Газы, ни ООН, ни Евросоюз не дают себе труда подумать о том, что на практике «пропорциональное» применение силы выглядело бы анекдотично. В их бюрократических умах словесные конструкции не связаны с реальными эпизодами жизни.
Пропорциональное – это как? С одной стороны 20 тысяч «палестинцев», с другой – 20 тысяч евреев? И – один на один? До первой крови или до шишек и синяков? Право же, получается идиотская картина.
А в общем-то вся эта история с ненасильственным якобы сопротивлением оказалась элементарной провокацией. Уже в понедельник в Газе создали комиссию, которая будет готовить иски против израильских военнослужащих, участвовавших в подавлении беспорядков 30 марта. В нее вошли специалисты по международному праву, имеющие задачей обвинить израильтян в военных преступлениях. Жителей сектора просят передать фотографии и видео, сделанные в ходе акции.
В Газе и Рамалле рады: несмотря на отсутствие единства «палестинского народа» и еще много чего, тема Палестины опять в топе новостей. Значит, будут еще деньги, и можно будет еще какое-то время поиграть в правительство.
Сергей ВОСКОВСКИЙ