Мифы и факты – Отношение к евреям в арабских и других мусульманских странах
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту Продолжение. Начало в №816-870 МИФ «“Люди Книги” – евреи и христиане – находятся под защитой исламского закона». ФАКТ Этот довод основан на применении традиционной концепции dhimma («приказ о защите»; англ. writ of protection). Мусульманские завоеватели применили эту концепцию к христианам и евреям в обмен на их согласие подчиниться мусульманам. Однако авторитетный […]
Путеводитель по арабо-израильскому конфликту
Продолжение. Начало в №816-870
МИФ
«“Люди Книги” – евреи и христиане – находятся под защитой исламского закона».
ФАКТ
Этот довод основан на применении традиционной концепции dhimma («приказ о защите»; англ. writ of protection). Мусульманские завоеватели применили эту концепцию к христианам и евреям в обмен на их согласие подчиниться мусульманам. Однако авторитетный французский ученый Жак Эллуль заметил: «Возникает вопрос: “защищенный от кого”? Когда этот “иностранец” живет в исламской стране, ответ может быть только один: от самих мусульман».
Люди, вынужденные жить под мусульманским господством, обычно стоят перед выбором между смертью и обращением в ислам. Но евреям и христианам, твердо придерживавшимся положений Священного Писания, обычно разрешалось, как dhimmis («защищенным людям»), соблюдать обычаи своей веры. Однако эта «защита» мало способствовала тому, чтобы гарантировать хорошее обращение мусульман с евреями и христианами. Наоборот, в основе концепции о защите лежало положение о том, что, будучи неверным, человек должен открыто признавать превосходство настоящего верующего – мусульманина.
В первые годы исламских завоеваний дань (jizya), выплачиваемая в качестве ежегодного подушного налога, символизировала подчиненное положение dhimmi.
Позже такой статус евреев и христиан был укреплен за счет введения серии предписаний, которым должно было соответствовать поведение dhimmi. Под угрозой смерти dhimmi было запрещено осмеивать или критиковать Коран, ислам или Мухаммеда, обращать в свою веру мусульман или дотрагиваться до мусульманской женщины (хотя мусульманин мог взять немусульманку в жены).
Dhimmi не могли занимать должности в общественных или государственных учреждениях, а также служить в армии. Им было запрещено носить оружие. Они не имели права ездить верхом или на верблюдах, строить синагоги или церкви, которые были бы выше, чем мечети, строить дома выше, чем у мусульман, или публично пить вино. Они должны были носить одежду, которая ясно указывала на их происхождение, им не разрешалось молиться или оплакивать покойных громким голосом, так как это могло раздражать мусульман. Dhimmi также должны были публично выказывать свое уважение к мусульманам, например, всегда уступать им середину дороги. Dhimmi не разрешалось давать в суде показания против мусульман, и их присяга не принималась судом во внимание. В случаях, когда dhimmi нужно было защищать свое дело в суде, они должны были привлекать к этому только мусульманских свидетелей, что стоило очень больших денег. В результате у dhimmi оставалось крайне мало возможностей защитить себя законным путем, если вред был причинен мусульманином.
К 20 в. правовое положение dhimmi в мусульманском мире существенно не улучшилось. В. Янг, британский вице-консул в Мосуле, в 1909 г. писал:
«Отношение мусульман к христианам и евреям – это отношение господина к рабам; он обращается с ними с высокомерным терпением, пока они знают свое место. Всякое притязание на равенство сразу пресекается»
Продолжение следует