Окно Овертона – технология расчеловечивания людей

Окно Овертона – технология расчеловечивания людей

Иллюзия авторитета снова является возможностью примерить свои соб­ственные взгляды, уже отчасти навя­занные извне. Если внутри меня есть холодок несогласия, «Авторитет» с го­товностью бросает мне спасительную палочку, принимая ответственность на себя. При этом мне достаточно иметь самые общие представления о самом «Авторитете». Нет речи о том, чтобы узнать информацию о самом человеке или обществе, мы просто радуемся, что он (оно) взял (о) на себя неподъем­ную ношу наших терзаний. В послед­нее время за «Авторитетом» не оказы­вается даже персоналий. Все чаще мы слышим — «ученые открыли…., пси­хологи утверждают…., сторона заяви­ла.» и т.д.

Share This Article

Окончание. Начало тут

Законность является верховенством принятия чуждых норм. «Отныне я имею право упрекать остальных в том, что они не согласны со мной». Таким образом, компенсируя в себе то, что остается не свойственным моей лич­ности. Чем больше я буду обвинять других в отсталости или провокации, тем сильнее голос противоречий, на­ходящийся внутри меня. Знаменитый психиатр К.Г. Юнг считал, что фанатизм – это признак подавленного сомнения. Человек действительно убежденный в своей правоте, абсолютно спокоен и может обсуждать противоположную точку зрения без тени негодования. В случае насаждения чужих ценностей полного убеждения не происходит, со­мнение приходиться подавлять за счет убеждения окружающих. Законность дает полное право так поступать.

ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ОКОН ОВЕРТОНА»

Самое страшное последствие данной технологии в том, что человек теряет гармонию, получая на ее место беско­нечные внутренние споры и терзания. Потому что, насаждая эту технологию, никто не задумывается о том, что бы сделать счастливым самого человека. Цель технологии – получить новый, нужный вектор развития.

После достижения результата масса людей вынуждена поддерживать ил­люзию принятия чужих ценностей. Люди все меньше и меньше остаются людьми, теряя связь со своими корня­ми и культурой. Другими словами, че­ловек из крепкого дерева превраща­ется в перекати-поле, становясь таким же сухим и уязвимым.

Пример этому мы можем найти в вы­соком уровне суицида в развитых странах. Люди, имея высокий комфорт, не начинают чувствовать себя более счастливыми, платя за него человеч­ностью.

Мой знакомый, который вырос на голливудских фильмах и глянцевых журналах, всегда мечтал иметь боль­шой загородный дом с двухместным гаражом бассейном и винным погре­бом. На пути к этой цели ему пришлось много работать, пережить сердечный приступ и онкологию, с которой он до сих пор борется. При этом постоянная занятость по 12 часов в сутки отдалила его от семьи. Жена, испытывая обиду но, не смея его упрекнуть, сфокусиро­валась на детях, пытаясь там добрать то тепло, которого ей так не хватало. Дети, без контроля отца, чувствуя власть над матерью, становились все более циничными эгоистами. В конеч­ном счете, он построил дом, о котором мечтал, но уже через полгода признал­ся, что отдал бы все, ради возможности вернуться на 8 лет назад, к тому месту, где их семья была так счастлива, живя в 2-х комнатной квартире, проводя вме­сте выходные праздники и отпуски.

В его случае семейная близость стала ценой, которую он заплатил за высо­кий комфорт и социальный статус, а на смену энергичности пришло разо­чарование. Социальный статус, обще­ственное признание, комфорт и безо­пасность сами по себе не ведут нас к нашему счастью и не являются обяза­тельными его атрибутами. Они явля­ются и должны оставаться средством достижения, а не самой целью, а разо­чарование приходит, когда за ними стоит пустота.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ОКНО ОВЕРТОНА»

Прежде всего, противостоять можно, отказавшись от попытки всегда и вез­де быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» сменяется «нормальным», мы автоматически пе­редаем собственный контроль в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем попадаем под целенаправлен­ные манипуляции. Именно культура, нравы, обычаи и устои предков по­могают обрести свою индивидуаль­ность. Интеграция этого в современ­ную жизнь помогает не отрываться от своего собственного наследия. Я не призываю слепо следовать давним традициям, а лишь помнить, хранить и уважать их.

Понятие толерантность использовать только как понятие терпимость, в про­тивном случае необходимо защищать свои границы. Например, вполне при­емлемо выслушивать о парадах гомо­сексуалистов, но отказываться прини­мать официальные гомосексуальные браки в собственной культуре, где основным противоречием могут вы­ступать культурно-христианские цен­ности и традиции славян.

С эвфемизмами и подменой понятий лучше всего бороться, выделяя ис­тинный смысл информации. Если это «картинка» с телевизора, то попробуй­те повторить, то же самое, но называя все своими именами. Если это человек, который с вами спорит, то перефрази­руйте его слова, не прибегая к эвфе­мизмам. Работает очень отрезвляюще даже для самого человека.

С принадлежностью к стае сложно бо­роться, да и не нужно. Важно понимать, где действительно моя стая и разде­лять ее с помощью границ или рамок. Например: фразу «Наше общество не настолько демократично, чтобы раз­решать однополые браки» попробуйте перестроить с учетом своих интересов — «Демократия – это волеизъявление народа и, возможно, именно однопо­лые браки не настолько подходят на­шему обществу, чтобы стать частью нашей культуры».

Авторитетное мнение в большинстве случаев рассеивается в пух и прах, как только мы задаемся вопросом – а кто же такой этот авторитет и заслуживает ли он доверия без социальных рега­лий.

Например, если вы видите специали­ста выступающего по телевизору, о котором у вас нет информации кроме той, которая указана внизу во время выступления, просто задумайтесь о его словах. Изменилось бы ваше мне­ние, если то же самое сказал сосед или коллега? Если авторитет становится «Капитаном очевидностью», то в чем же суть его выступления? Повторить с умным видом то, что вы говорили 20 минут назад со своими сотрудниками по пути домой? Если все же вы услы­шали что-то новое, стоит задуматься о выгоде самого авторитета. Помните, что ему необходимо заслужить ваше доверие, как бы он себя ни называл.

Я постарался описать противостояние технологии «Окона Овертона» как на государственном уровне, так и лич­ном, для каждого отдельного человека. Весь смысл этой статьи укладывается в заключающей фразе Джозефа Овер­тона «Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И что не сумеет один — сделают люди, объеди­нённые общей идеей».

Евгений Хавренко

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »