Мое большое еврейское восхождение на гору Шаста

Мое большое еврейское восхождение на гору Шаста

“Мои праотцы стояли на горе Синай, когда Моше получал от Всевышнего Десять Заповедей”. Из рецензии к комедии “Моя большая греческая свадьба” (My Big Fat Greek Wedding) В последний раз я поднимался на вершины в далекие 80-е годы в горах Кавказа. Горная романтика, Высоцкий и Визбор, гордость покорения – пусть и несложных – вершин и радость […]

Share This Article

“Мои праотцы стояли на горе Синай, когда Моше получал от Всевышнего Десять Заповедей”.
Из рецензии к комедии “Моя большая греческая свадьба” (My Big Fat Greek Wedding)

В последний раз я поднимался на вершины в далекие 80-е годы в горах Кавказа. Горная романтика, Высоцкий и Визбор, гордость покорения – пусть и несложных – вершин и радость возвращения в лагерь – в общем, замечательные воспоминания! Поэтому, когда Mой Друг – заядлый турист – предложил мне подняться на Шасту с его командой опытных восходителей, я с радостью согласился. Подготовка была очень серьезной. Для восхождения были заготовлены горные ботинки с кошками, легкие титановые ледорубы и пуховые спальники, веревки, каски и лыжные маски, карты маршрута, компасы, сложный навигатор и другое снаряжение, радующее глаз опытного альпиниста. Как-никак, гора Шаста – это пятый по высоте (4, 322 метра) пик в Калифорнии и, поскольку Гора не является частью горного хребта, а одиноко и величественно возвышается над низинами Северной Калифорнии, – пик подвержен сильным ветрам и резким изменениям погоды. Для местных индейцев Гора издавна олицетворяла некий Великий Творящий Дух и до сих пор служит предметом мистического поклонения разнообразных религиозных сект.

Как оказалось впоследствии, этот Мистический Дух на дух не переносил преобладающую иудейскую веру нашей команды, что и неудивительно – основополагающие Десять Заповедей нашей Торы категорически запрещают поклонение всяким там духам! На нашу беду, Мистический Дух оказался хорошо подкован в вопросах иудейской религии и относился к идеологическим противникам с ленинской непримиримостью – но не будем забегать вперед.

Кроме моего Друга и меня, в команду входили:
Руководитель – Очень Опытный Перворазрядник по Горному Туризму;
Мастер Спорта по Альпинизму;
Папа – Профессиональный Турист;
30-летний Сын Папы – турист-любитель;
Человек-Горный Будильник (благодаря многолетней горной привычке, всегда просыпающийся задолго до раннего подъема в горах);
Будущий Тесть – Турист с Огромным Опытом;
Будущий Зять Будущего Тестя – вовсе не турист;
Молодая Слабая Женщина-Туристка, и
Марафонец с Туристским Опытом.

Зять и Молодая Женщина были, потенциально, слабыми звеньями нашей слаженной команды и вызывали справедливые опасения профессионалов. Что же касается Сына, считалось, что он – при соответствующей поддержке костяка команды – сможет справитьса. Ему даже было доверено опериривание Cложным Hавигатором – чтобы команда не сбилась с пути в жестокую пургу.

Для восхождения был выбран маршрут Clear Creek; по плану мы должны были преодолеть технически несложный подъем к базовому лагерю, провести ночь в палатках, а рано утром направиться на штурм Горы. Подъем к базовому лагерю с полным снаряжением и палатками мог быть изнурительным для менее опытных членов нашей группы; по результатам подхода Руководитель должен был принять окончательное решение, кого взять на восхождение. К счастью, и Молодая Женщина, и Зять проявили себя достаточно хорошо и были допущены к восхождению. Вечером команда пила чай у палаток и слушала туристские байки Мастера Спорта и Руководителя о былых делах в горах Кавказа, Алтая и Памира. Когда совсем стемнело, Мастер Спорта собрал группу и начал читать (на иврите!) традиционное для группы благословение на восхождение. Этот процесс немедленно вызвал оживленную дискуссию. Мастер настаивал на том, что при чтении надо повернуться в сторону Горы, в то время как я полагал, что смотреть надо, естественно, в сторону Иерусалима. Хотя спор был беспредметный, потому что никто точно не знал, в каком именно направлении находится Иерусалим, а Гора в темноте полностью исчезла из виду – дискуссия продолжалась еще некоторое время, пока не было найдено компромиссное решение: каждый мог смотреть в какую угодно сторону, а также мог и вообще не участвовать в чтении. Хотя в тот момент мы не придали должного значения этим маленьким разногласиям, последующие анализы ясно доказали, что Мистический Дух Горы активно включился в действие.

Мы приготовили все необходимое для штурма снаряжение с вечера. Выходить на Гору надо было очень рано, еще затемно, чтобы спуститься до начала таяния ледника. Хорошо, что нам не приходилось волноваться о раннем подъеме: мы могли , как всегда, полагаться на Человека -Будильника. Несколько групп по соседству тоже забрались в палатки, чтобы выспаться до раннего подъема. Базовый лагерь затих.

Я проснулся утром от громких голосов и вылез из палатки с фонарем. Почему-то снаружи было светло, хотя подъем предполагался задолго до восхода солнца. Я взглянул на часы – было 7 часов утра! В это время мы уже должны были бы пройти приблизительно треть нашего маршрута. Палатки наших соседей были закрыты и пусты – все давно покинули базовый лагерь. Произошло невероятное: Человек-Будильник, впервые в жизни, проспал подъем! Коварный Мистический Дух начал свою разрушительную деятельность.
Нашей опытной группе понадобилось совсем немного времени, чтобы оправиться от происков Духа, и через какой-нибудь час или полтора мы, с рюкзаками на плечах, были готовы к выходу. Накануне 30-летний Сын хорошо поработал со Сложным Навигатором и маркировал маршрут к вершине семью реперными точками. Реперная точка номер oдин указывала направление влево – вниз, хотя хорошо видимая вершина находилась справа и, как и положено вершинам, вверху. По команде Руководителя мы двинулись вниз, по направлению к реперной точке номер один. Правда, Мой Друг нерешительно указывал на широкую и просторную тропу, уходящую вправо-вверх прямо от базового лагеря, – но, естественно, подчинился команде. Путь к реперной точке был непрост и проходил по нехоженой целине – каким-то камням и кочкам, где, очевидно, не ступала нога туриста. Вершина исчезла из виду. Группа молчала – было слышно только тяжелое прерывистое дыхание альпинистов, прыгавших с камня на камень. Через 40 минут мы спустились к холму, усеянному мелкими камнями, на вершине которого хорошо просматривалась широкая тропа. По тропе легким прогулочным шагом шла группа молодых ребят и девушек с легкими рюкзаками. Мы взяли крутой подьем на холм и поравнялись с группой. У группы не было Сложного Навигатора; они просто шли по широкой и хорошо видимой тропе, которая, по их словам, начиналась сразу от базового лагеря. Группа с уважением посмотрела на нас, сразу опознав опытных альпинистов, только что завершивших серьезную часть своего маршрута, и легко поскакала вверх по тропе.

Безусловно, эта неопытная молодежь не знала, что залог успеха в деле взятия сложных горных вершин – неторопливый и размеренный ход, с частыми остановками для восстановления дыхания и водного баланса. Кстати, по дороге наверх нас обогнали еще несколько групп – те, что стартовали прямо от подножия Горы – и, как мы убедились, у всех были те же пробелы в теоретической подготовке. Наша же опытная группа шла в своем, ровном и размеренном, темпе, с частыми остановками. Правда, 30-летний Сын и Слабая Молодая Женщина все время пытались вырваться вперед – но Руководитель и Папа Сына были начеку и всегда вовремя призывали их к порядку. Более того, как только 30-летний Сын оказывался в зоне слышимости группы, Папа строго приказывал ему немедленно надеть ветровку и свитер, чтобы не простудиться. После каждого пятого призыва (или приблизительно через каждые 5 минут) Сын и Слабая Молодая Женщина опять вырывались вперед. Таким образом, в построении группы поддерживалось надежное динамическое равновесие.

Будущий Зять тоже шел не совсем как положено: он прыгал по камням сбоку от основной тропы. Как оказалось, он был совершенно не готов к походу – на спине у него вместо рюкзака болтался какой-то мешок с привязанными ботинками, а на ногах, вместо горных ботинок, были прогулочные кроссовки, проскальзывающие на мелкой осыпи основной тропы. Будущий Тесть поглядывал на Будущего Зятя без всякого сочувствия – и почему-то казалось, что Тесть не будет слишком огорчен , если Будущая Свадьба расстроится по любому, предусмотренному или не предусмотренному, поводу.
Подъем был довольно однообразным и изнурительным – все время вверх по мелкой каменной осыпи. К тому же, Руководитель потребовал взять на выход совершенно, как мне казалось, несуразное количество воды, что сильно замедляло наше восхождение. Только приблизительно к середине подъема, когда была дана команда постепенно избавляться от излишних бутылок с водой (оставлять их вдоль тропы), я оценил мудрую тактику Руководителя. Судя по всему, группа следовала проверенной опытом стратегии Ступенчатого Сбрасывания Балласта. Эта стратегия обычно применяется при подъемe на воздушном шаре, но наша группа остроумно использовала известный прием воздухоплавателей для штурма горных вершин.
Примерно через 3 или 4 часа впереди, наконец-то, показался ледник. Я очень воодушевился и приготовился испытать свои новые кошки и титановый ледоруб в настоящих боевых условиях. Судя по всему, нам предстоял серьезный траверс ледника. К сожалению, пока я вытаскивал кошки из рюкзака, группа, возглавляемая Зятем в прогулочных кроссовках, уже пересекла 30-метровую полоску рыхлого льда.

Мне пришлось засунуть кошки в рюкзак и догонять группу.
Наконец, после довольно крутого подъема, наша группа, успешно применяя стратегию Ступенчатого Сбрасывания Баланса, достигла небольшой площадки на высоте 4000 метров. Площадка служила местом отдыха и спонтанного социального общения для спускающихся и поднимающихся групп. Мы сделали привал для отдыха и обмена информацией с недавними Покорителями Горы. Некая Покорительница из Орегона рассказала нам про ледники при подходе к вершине. Мы объяснили, что нам ледники не страшны, потому что Руководитель захватил с собой горную веревку. Тут, правда, выяснилось, что ни у кого из нас нет обвязок и карабинов – чтобы пристегиваться к веревке, – а если бы и были, то все равно никто не знает или не помнит, как ими пользоваться. Но Руководитель настаивал, что веревка нам все равно нужна: в условияк отсутствия видимости мы все, чтобы не потеряться, будем за нее держаться. Покорительница из Орегона очень удивилась и сказала, что единственное, чем такое использование веревки может нам помочь – так это загреметь всем вместе в какую-нибудь пропасть. Подавленный авторитетом горного аса, Руководитель принял решение оставить веревку на площадке. Эта способность к изменению первоначальных планов не только доказывала гибкость мышления Руководителя, но и хорошо укладывалась в генеральную стратегию Ступенчатого Сбрасывания Балласта ( и действительно, без веревки рюкзак Руководителя заметно полегчал).

А между тем, Мистический Дух неутомимо продолжал свою подрывную деятельность: выносливый Марафонец, который мужественно и ни на что не жалуясь докарабкался вместе со всеми до высоты 4000 метров, вдруг сообщил, что дальше идти не в состоянии. Руководитель заявил, что мы не можем оставить его одного; Марафонец настаивал, что он не собирается нарушать планы восхождения группы и вполне может дождаться нашего возвращения с вершины на площадке. В конце концов Руководитель объявил, что окончательное решение зависит от количества и качества теплой одежды у Марафонца. Марафонец немедленно открыл свой рюкзак и облачился в какой-то огромный бесформенный тулуп и зимнюю шапку-ушанку фасона советско-финской войны. В этом одеянии он напоминал то ли советского полярника, то ли московского дворника в очень холодную зиму, неведомо как заброшеных почти на самую вершину отдаленной горы в Северной Калифорнии. Руководитель внимательно осмотрел цилиндрообразную фигуру Марафонца в тулупе и ушанке – и остался удовлетворен. Было решено продолжать восхождение оставшимися силами.

Сыпучая тропа кончилась – путь наверх проходил теперь через большие, хаотично разбросанные камни. Последняя реперная точка номер семь Очень Сложного Навигатора должна была привести нас прямо к Вершине! Мы начали восхождение в направлении влево-вверх – куда вела нас реперная точка номер семь. Приблизительно через 15 минут подъема вдруг выяснилось, что все остальные группы поднимаются и спускаются в направлении вправo- вверх. Наша группа живописно закрепилась на отдельных менее подвижных камнях, в пределах слышимости друг от друга, и вступила в оживленную дискуссию. Хотя на повестке дня стоял только один вопрос – подниматься, как все другие группы, вправо или, как указывает навигатор, влево, – количество мнений значительно превышало число возможных опций (две). Дискуссия продолжалась долго и, безусловно, вызывала заслуженное внимание поднимавшихся и спускавшихся альпинистов. Решение еще не было принято, когда на ясном до того небе показалось маленькое облако. Его появление резко изменило тему дискуссии, и теперь группа горячо обсуждала вопрос, является ли это облако неоспоримым предвестником надвигающейся пурги. Через некоторое время облако исчезло, – но дискуссия о его происхождении все еще продолжалось. Оставшийся внизу Марафонец с тревогой смотрел на нас, пытаясь понять, что происходит наверху.

Мне почему-то вспомнилась история выхода евреев из египетского рабства. Согласно общепринятой версии, Моисей водил израильский народ сорок лет по маленькой Синайской пустыне, дабы уничтожить в сознании людей рабскую психологию и сформировать новую нацию. Я неожиданно осознал, что общепринятая версия не совесем верна: на самом деле евреи – из-за отсутствия Сложных Навигаторов – просто не могли договориться, в какую сторону надо идти. Так они кружили по Синаю сорок лет, пока, наконец, не было принято решение двигаться в сторону Ханаана, – и Земля Обетованная была достигнута после короткого перехода в несколько недель.

Между тем, спор под вершиной Шасты продолжался до тех пор, пока время для безопасного восхождения не было окончательно упущено. Руководитель заявил, что он несет ответственность перед Еврейскими Мамами и Женами за нашу жизнь и безопасность, и издал единоличный и окончательный приказ на спуск. На площадке для социального общения мы подхватили веревку и еще не успевшего замерзнуть Марафонца и начали относительно простой спуск в базовый лагерь вниз по осыпи.

А в базовом лагере нас уже ждали Еврейские Мамы и Жены. Утром они поднялись в лагерь от подножия горы и принесли на себе запасы еды, цистерны с питьевой водой (чтобы предохранить своих мужей и детей от зараженной разнообразными бактериями воды из близлежащего ручья) и спасательное горное снаряжение. Мамы и Жены нетерпеливо поглядывали на часы и находились в состоянии полной боевой готовности к немедленному подъему, чтобы снять с Вершины и доставить вниз своих обессиленных мужей и детей. Еврейские Мамы и Жены были решительны и суровы. Мистический Дух трусливо спрятался за ближайшую скалу и не решался оттуда высунуться.

К счастью, мы спустились в базовый лагерь точно к назначенному времени. Глядя на Жен и Мам, мы еще раз оценили стратегически верное решение Руководителя вовремя начать спуск с Горы. Еврейские Мамы и Жены свернули наши палатки, нагрузили на себя остатки нашей провизии и оставленное в лагере снаряжение и решительно двинулись вниз. Наша группа восходителей с заметно облегченными рюкзаками с трудом поспевала за ними.

Тем же вечером у праздничного стола мы отмечали спуск с Горы, и наше восхождение было официально признано успешным. Пусть мы и не достигли вершины – но все мы в итоге благополучно вернулись к своим Женам и Мамам!

Мои дорогие друзья-восходители! Я преклоняюсь перед вашей, неугасимой с годами, жаждой приключений; я восхищаюсь горящей в ваших сердцах страстью покорителей горных вершин и вашей неукротимой юношеской романтикой! Я завидую вашей блестящей физической форме, которая позволяет вам совершать сложные восхождения наравне с вашими взрослыми детьми! Я знаю, что вы никогда не оставите товарища в беде, и могу полагаться на вас, как на самого себя, в самой трудной ситуации.
Но все-таки на следующий штурм Шасты я пойду с вами, только если мы заранее доворимся, в какую сторону надо смотреть при чтении благословения на восхождение.

Примечание
Хотя этот рассказ основан на действительных событиях, он ни в коем случае не является документальной хроникой, а имена всех героев рассказа – за исключением Мистического Духа – вымышлены.

Share This Article

Независимая журналистика – один из гарантов вашей свободы.
Поддержите независимое издание - газету «Кстати».
Чек можно прислать на Kstati по адресу 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121 или оплатить через PayPal.
Благодарим вас.

Independent journalism protects your freedom. Support independent journalism by supporting Kstati. Checks can be sent to: 851 35th Ave., San Francisco, CA 94121.
Or, you can donate via Paypal.
Please consider clicking the button below and making a recurring donation.
Thank you.

Translate »