The Embarrassment of Riches
Это емкое идиоматическое выражение трудно перевести на русский язык. The Embarrassment of Riches буквально означает «смущение от богатства». Теперь давайте вспомним, где и когда мы видели людей, которых смущало бы их собственное богатство? И насколько большим оно должно быть, чтобы вызывать, например, не гордость и самодовольство, а смущение?.. Боюсь, что эти вопросы пока остаются без ответов.
Хорошо, что в данной статье речь пойдет не о богатых людях и их сомнительной способности смущаться, а о музейно-театральном сезоне в Сан-Франциско, который только начался и может кого угодно смутить богатством выбора куда пойти. Вернее, куда пойти раньше!
Klimt&Rodin
в музее Legion
of Honor
Любимейший городской музей изящных искусств не подвел публику и в этом сезоне. В Legion of Honor открылась выставка Klimt&Rodin: An Artistic Encounter, которая продлится до 28 января следующего года. Организация-крыша музея, The Fine Arts Museums of San Francisco, приурочила эту выставку к 100-летию смерти обоих художников. Огюст Роден умер в ноябре 1917-го, а Густав Климт – в феврале 1918-го года. Несмотря на то, что Роден был на два десятка лет старше Климта, великий скульптор, которого поклонники называли «парижским Микеланджело», относился с большим уважением к своему молодому коллеге-живописцу.
Оба художника встретились лицом к лицу только один раз, в 1902 году, на выставке участников Венского сецессиона, к которому принадлежал и Роден как почетный член, по приглашению австрийских художников.
Климт на выставке 1902 года представил свой «Бетховенский фриз», положивший начало его «золотому периоду»: он протянулся вдоль трех стен выставочного зала в здании сецессиона, где в момент открытия выставки исполнялась Девятая симфония Бетховена, которой дирижировал Густав Малер.
Роден тогда обратился к венским коллегам с речью, в которой призвал их продолжать путь отделения от устоявшейся школы «историзма» в живописи, отметил их достижения в модернизме и пообещал, что их слава покорит всю Европу, а также Америку, «эту чудесную страну со всеми ее богатствами, которая всегда открыта новому в искусстве, если только оно представляет собой поистине новое начало».
Когда Климту и Родену удалось побеседовать вдвоем, они обсуждали трудности, с которыми сталкивались в работе – неприятие публики и непонимание критики.
В этом году в Сан-Франциско оба художника встретились вновь – теперь никто уже не сомневается в их гениальности, и оба признаны и публикой, и критикой далеко за пределами Парижа и Вены.
На сей раз Климт приехал навестить Родена. 30 полотен Климта прибыли из Вены, Праги, Нью-Йорка, чтобы встретиться с 25-ю скульптурами Родена из коллекции сан-францисского музея. Выставка подробно рассказывает о важной роли первопроходцев, которую сыграли в истории искусства Климт и Роден.
Выставка проходит только в Сан-Франциско и нигде больше. Дополнительная информация на сайте www.famsf.org.
Walker Evans в музее SFMOMA
Сан-францисский музей современного искусства, The San Francisco Museum of Modern Art, только что открыл выставку работ одного из выдающихся американских фотографов – Walker Evans, которая продлится по 4 февраля следующего года. Выставка представляет собой наиболее полную ретроспективу фоторабот мастера, ставшего синонимом «вернакулярной фотографии», чьи темы и источники вдохновения находились на улицах Нью-Йорка и Парижа, на пыльных дорогах маленьких американских городов и временами даже на свалке мусора.
Посвятивший всю свою карьеру фотографированию незначительных моментов бегущего времени, Walker Evans создал широкую панораму жизни в «одноэтажной Америке» со всеми ее трудностями и надеждами, врожденным оптимизмом и стремлением выжить в любых обстоятельствах.
Славу художнику принесли его работы, сделанные в годы Великой депрессии по заказу администрации ферм, Farm Security Administration. Стоические лица и фигуры фермеров, оставшихся без средств к существованию, одетых в ужасающие обноски, поющих религиозные гимны в воскресенье всей семьей, потрясли воображение публики, видевшей работы фотографа в иллюстрированных журналах и на выставках.
Другая хорошо известная часть наследия Эванса – его фотопортреты пассажиров поезда подземки в Нью-Йорке. Эту значительную по размерам серию фотографий он сделал скрытой камерой, которую прятал в складках пальто. Его ничего не подозревавшие модели иногда смотрят прямо в камеру, иногда, задумавшись, в сторону, иногда заняты чтением газеты, но результатом этой морально сомнительной затеи художника стала удивительная по красоте и содержанию портретная галерея большого города.
Эта выставка организована Centre Pompidou в Париже, и в США проходит только в SFMOMA. Дополнительная информация на сайте: www.sfmoma.org.
David Hockney
в опере Turandot,
SF Opera
Современный британский художник, считающийся одним из самых значительных, которому только что исполнилось 80 лет, David Hockney, живет недалеко от Лос-Анджелеса и хорошо известен в Сан-Франциско. Несколько лет назад большая ретроспектива его работ прошла с огромным успехом в музее de Young. Все, кто ее видел, не могли не запомнить снятый им видеофильм, который демонстрировался прямо на огромной стене музея, и все действие которого заключалось в съемках колышущихся от летнего ветра густых зеленых крон деревьев, кустов, травы и цветов, растущих по краям лесной дороги.
Любовь художника к ярким, радостным, запоминающимся цветам создала ему славу колориста. Раз увидев его любимые изумрудно-зеленый, телесно-розовый и насыщенно-синий, их невозможно перепутать ни с чьими другими красками.
Сотрудничество Hockney с оперой осуществлялось прежде, чем ему была поручена работа над декорациями к «Принцессе Турандот» в Сан-Францисской опере в 1993 году. Постановку с его декорациями повторяли в 1998, в 2002 и в 2011 годах. В этом сезоне знаменитая опера Пуччини снова появилась на сцене в сентябре и будет представлена зрителям также в ноябре и декабре.
Как рассказал сам художник, прежде чем приступить к работе над декорациями к «Принцессе Турандот», он посмотрел несколько разных постановок, которые его ужаснули откровенным китчем, обилием «китайщины» и бесконечными драконами.
Hockney подошел к решению художественной задачи по-другому. Обилие алого, бирюзово-зеленого и фиолетового цветов, а также абстрагированные драконьи формы и «обратная преспектива» придали спектаклю грандиозность в сочетании с романтической хрупкостью и постоянно радующее глаз разноцветье костюмов и вспомогательных предметов.
Частое появление хора на сцене нивелировано черными костюмами толпы, служащими фоном для алых плащей и золотой росписи костюмов главных героев.
В ноябре-декабре оперой будет дирижировать Christopher Franklin. В роли Турандот Nina Stemme; Калаф – Brian Jagde; Лю – Leah Crocetto; Тимур – Soloman Howard, Пинг – Joo Won Kang, Панг – Julius Ahn, Понг – Joel Sorensen. Костюмы – Ian Falconer, свет – Thomas J. Munn.
www.sfopera.com
Images: Fine Arts Museums of San Francisco, San Francisco Museum of Modern Art, San Francisco Opera. More at “Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com.
Copyright Emma Krasov
All rights reserved
Email: editor.krasov@gmail.com
Эмма Красов